Содержание
-
Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен- Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. А.С. Пушкин. «19 октября» 1825 г.
-
Цели урока:
Выясняем, какое место в жизни и творчестве А.С. Пушкина занимала дружба. Учимся видеть за строками стихотворения чувства, переживания, настроение, реальные события и общечеловеческий смысл. Формируем умение анализировать лирическое стихотворение.
-
Ты сохранил в блуждающей судьбе, Прекрасных лет первоначальны нравы: Лицейский шум, лицейские забавы Средь бурных волн мечталися тебе…
-
Лицейские годы:1811 - 1817
Лицейские годы были счастливейшим временем в жизни А.С. Пушкина. «Лицейское братство» не раз поддерживало поэта, его связывали со многими лицеистами тесные дружеские узы. 19 октября 1811 г. – день открытия лицея. Лучшим стихотворением, посвященным лицейской годовщине, является стихотворение «19 октября» (1825г.)
-
Царскосельский Лицей
Императорский Царскосельский Лицей был создан для образования и воспитания юношества, предназначенного к «важнейшим частям службы Государственной». В своих правах Лицей приравнивался к российским университетам и находился под особым покровительством Александра I. В Лицей принимали дворянских мальчиков 10-12 лет по результатам вступительных экзаменов.
-
Культ дружбы
В Лицее царил культ дружбы, и Пушкин пронёс его через всю свою жизнь. Его любимыми друзьями стали И. Пущин А. Дельвиг В. Кюхельбекер П. Вяземский
-
Годы ссылки. Михайловское. 1824 - 1826
8 августа 1824 г. Пушкин приехал в Михайловское. Он увидел запущенную усадьбу, старый дом, где ему предстояло прожить неизвестно сколько времени. Здесь он находился в полном одиночестве, вдали от друзей, от культуры. Двое друзей не побоялись навестить опального поэта. Первым приехал 11 января 1825 года Иван Пущин, товарищ лицейских дней. Весной приехал Дельвиг.
-
… Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его Лицея превратил.
-
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней, Хвала тебе – фортуны блеск холодный Не изменил души твоей свободной: Все тот же ты для чести и друзей.
-
Когда постиг меня судьбины гнев, Для всех чужой, как сирота бездомный, Под бурею главой поник я томной И ждал тебя, вещун пермесских дев, И ты пришел, сын лени вдохновенный, О Дельвиг мой: твой голос пробудил Сердечный жар, так долго усыпленный, И бодро я судьбу благославил.
-
Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво: Но юность нам советует лукаво, И шумные нас радуют мечты… Опомнимся – но поздно! и уныло Глядим назад. Следов не видя там. Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было Мой брат родной по музе, по судьбам?
-
Вопросы:
Что ценил Пушкин в каждом из друзей, о которых шла речь? Как отозвались эти встречи в сердцах товарищей Пушкина по Лицею? Как воспринял их поэт? Чем были для Пушкина эти встречи, Лицей, дружба? Слушая и читая стихотворение «19 октября» (1825), подумайте об этом.
-
Какие строфы стихотворения вам хочется перечитать? Почему? Каково настроение поэта в начале и в конце стихотворения? Как и почему расширяется художественное пространство стихотворения?
-
Поясните смысл метафор в осеннем пейзаже, которым открывается стихотворение: Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле.
-
Каким вы представляете себе день и «келью» поэта? Почему он называет ее «пустынной»? Что связывает поэта с друзьями и похожи ли они на него? Почему дружба разрывает «сети судьбы суровой»? Почему Пушкин поднимает тост за царя, который сослал его?
-
Задание.
Попробуйте вслух прочесть стихотворение и определите смену интонаций от начала к концу стихотворения.
-
Подумаем и обобщим…
Чем для А.С. Пушкина была дружба? Что из стихотворения Пушкина станет для вас ориентиром в дружбе? Почему Пушкин «в друзьях особенно счастлив»?
-
Домашнее задание
Прочитать страницы 183 – 202 учебника. Выполнить задание 3 стр.194. Подготовить выразительное чтение стихотворения «19 октября» (1825 г.)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.