Содержание
-
Проект по литературе:Автобиографическая основа и вымысел в рассказах Виктора Петровича Астафьева.
выполнил ученик 6 класса МОУ Глуховской СШ Белоусов Иван учитель Зверева И.В.
-
Тип проекта - исследовательский
-
Цель проекта: раскрыть роль художественного вымысла в автобиогрфических рассказах В.П.Астафьева «Васюткино озеро» и «Конь с розовой гривой»
-
Задачи: 1.Прочитать рассказы «Васюткино озеро и «Конь с розовой гривой» 2. Найти в интернет-источниках дополнительный материал о детстве В.П. Астафьева 3. Подобрать материал по истории создания рассказов. 4. Сопоставить вымысел с реалистической основой рассказов
-
Продукт проекта
Компьютерная презентация
-
При изучении рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» мы обратили внимание на то, что в основе этого рассказа лежат факты из жизни писателя, как и рассказа «Васюткино озеро», который изучали в 5 классе. Мы задались целью выяснить, как влияет сочетание жизненной основы и художественного вымысла на раскрытие замысла писателя
-
-
Изучая биографию писателя, мы узнали, что он рано остался без матери. С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку- сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. «Диких заработков", на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу, в лице ребенка, с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом- интернат. "Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки", - напишет впоследствии В. П. Астафьев. Многие его рассказы имеют автобиографическую основу. Вот что говорит писатель об истории создания рассказа «Васюткино озеро»
-
ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РАССКАЗА «Васюткино озеро»
-
Вспомним сюжет рассказа Васютка заблудился в огромной тайге. После долгих испытаний мальчику , благодаря его наблюдательности, смекалке и выносливости, удается выйти к реке, где его и подбирают рыбаки в с огромной теплотой и тревогой думает о своих родителях, которые места себе не находят в тревоге за сына. Так описывает автор встречу мальчика с родными.
-
«В цветастом переднике, со сбившимся набок платком показалась Васюткина мать. Когда она увидела спускавшегося по трапу оборванного Васютку, ноги ее подкосились. Она со стоном осела на камни, протягивая руки навстречу сыну. И вот Васютка дома! В избушке натоплено так, что дышать нечем. Накрыли его двумя стегаными одеялами, оленьей дохой да еще пуховой шалью повязали. Лежит Васютка на топчане разомлевший, а мать и дедушка хлопочут около, простуду из него выгоняют. Мать натерла его спиртом, дедушка напарил каких-то горьких, как полынь, корней и заставил пить это зелье. — Может, еще что-нибудь покушаешь, Васенька? — нежно, как у больного, спрашивала мать. — Да, мам, некуда уж. — А если вареньица черничного? Ты ведь его любишь!» А в жизни – матери давно нет, Виктор бродяжничает, живет в детском доме.
-
Воспоминания Васютки о семье, о школе, окрашивают эмоциональную атмосферу рассказа в теплые, нежные тона. Сопоставление событий рассказа с жизнью писателя не только более полно раскрывает одну из основных мыслей произведения: как важно знать и понимать природу,- но и позволяет острее почувствовать и глубже понять, как важна для человека семья, помощь и поддержка близких.
-
Эта же тема звучит в рассказе «Конь с розовой гривой»
-
Какое-то время после смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи ЕвграфовичаПотылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».
-
Какое-то время после смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи ЕвграфовичаПотылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».
-
События происходят в сибирской деревне 30-х годов - это время детства автора. Русская деревня тогда жила очень бедно. Чтобы бабушка купила внуку пряник в форме коня с розовой гривой, мальчик собирает землянику для продажи, а после вместе с ребятами, поддавшись их влиянию, съедает ягоды, набивает туесок травой, присыпав ее сверху земляникой.
-
е Обман раскрывается, когда бабушка продает на рынке ягоды. Витька ждет справедливого наказания. И действительно, Екатерина Петровна, оправдывая прозвище «генерал», отчаянно распекает Витьку. Посрамленный и обиженный внук чувствует раскаяние. Он уже и не ждет от бабушки угощения.
-
Но какой поражающий неожиданностью явилась для него чудесная сказочная картина: «По скобленному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами, и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».
-
Витька извлекает урок «высокой этики». И дело не только в понимании, что нельзя обманывать предавать близких, а в осознании необходимости прощать. А прощает бабушка Витю как по природной доброте своей и жалости, так и из способности чуткого и тонкого понимания сиротской души ребенка .
-
Потому-то: «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивногоконя с розовой гривой
-
-
В возвращении к детству, в прикосновении к детской душе, отзывчивой, доверчивой и открытой миру, воспринимающей его как что-то необыкновенное, сказочное, видит Астафьев лучшую и, пожалуй, единственную возможность вочеловечиться .
-
Таким образом, обращение к жизненной основе, к воспоминаниям о детстве в сочетании с художественным вымыслом достигает невероятной убедительности и силы эмоционального воздействия, позволяет более ярко и точно раскрыть главный замысел автора
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.