Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация на тему "Путь исканий Андрея Болконского" помогает проследить жизненный путь Андрея Болконского, обозначить этапы духовного развития героя. Болконский — герой романа Льва Толстого «Война и мир». Сын князя Николая Андреевича Болконского.
Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.
pptcloud.ru
Слайд 2
Цель
Проследить жизненный путь Андрея Болконского
Обозначить этапы духовного развития героя
Слайд 3
«…Перечитываю “Войну и мир". Как хорошо старик знал эпоху, как изумительно знал подноготную человеческих отношений, чувств, ход душевных движений».
В.Я. Шишков
«…Толстой умеет проникнуть в глубь характеров…Он очерчивает с несравненной силой их достоинства и недостатки, колебания и противоречия. Это – страшный и неумолимый психолог, от наблюдательности которого ничего не скроется и для которого человеческая натура, столь изменчивая и разнообразная, не имеет тайны».
Альфред Бадэн
Слайд 4
Пройдем путь Болконского вслед за автором
Говоря о себе и своем месте в светском обществе, Андрей восклицает: « Во мне нет… этой известной добродушной и озабоченной пошлости, которая нужна для этого».
Слайд 5
Независимость и сухость поведения контрастирует с поведением остальных гостей Шерер.
«Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти», — говорит Болконский Пьеру Безухову
«Перед Аустерлицким сражением я предчувствовал, что смогу показать все то, что я могу сделать. Мне представилась та счастливая минута, тот Тулон, которого я так долго ждал. Я хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими… я не виноват, что я хочу этого, для одного этого я живу».
«…Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но , как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей».
Слайд 6
«Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего. Ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!...»
Слайд 7
Вернувшись домой, Андрей Болконский решил больше никогда не служить в войсках и стал уповать на спокойную семейную жизнь. И все же понятия чести и благородства, живущие в душе Болконского, не позволяют ему оставаться равнодушным наблюдателем окружающей жизни. Попытки уйти в спокойную светскую жизнь, философские выводы о том, что человек, подобно дереву, должен доживать свой век несуетливо и терпеливо, снова потерпели крах.
«Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол», — говорит Болконский Пьеру.
Его духовный мир претерпел значительные изменения. Изменились его взгляды на жизнь. Изменилась и сама жизнь.
Слайд 8
Возвращаясь домой, Болконский заметил, что старый, знакомый ему дуб зазеленел. Князь Андрей воспринял это как знак, как призыв к действию, жизни, к счастью.
«Никогда не испытывал ничего подобного, — признается он Безухову. — Я влюблен, мой друг». Весь мир разделился теперь для Андрея Болконского на две половины: «одна — она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина — все, где ее нет, там уныние и темнота».
Под влиянием своей влюбленности Андрей делает Наташе предложение. Однако по настоянию отца он должен отложить свадьбу на год, во время которого вынужден уехать. Уверенный в своих чувствах, Болконский соглашается на такое условие. Но он не учел душевного состояния и молодости Наташи. Узнав о ее измене, об увлечении Анатолем Курагиным, герой переживает тяжелую душевную травму. «Помню… я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу», — заявляет он Пьеру.
Слайд 9
Он участвует в сражениях, становится свидетелем всенародных бедствий, сближается с солдатами и офицерами. Его душевные порывы сливаются с общенародным героическим порывом. Андрей Болконский по-настоящему почувствовал желание воевать — не ради карьеры и славы, а для защиты своей родины, своей страны. К сожалению, тяжелое ранение обрывает напряженный путь душевных исканий Болконского. На перевязочном пункте он встречает Анатоля, также тяжело раненного. Вспомнив Наташу, Андрей понимает, что вовсе не чувствует ненависти ни к ней, ни к Курагину. Наоборот, в его сердце теперь — любовь и жалость..
Перед смертью особенно ярко ощущаются мотивы, произошедшие с героем: ему открывается истинный смысл христианских учений, он прощает Наташу, потому что к нему приходит понимание жизни в ее простой и вечной основе. Андрей Болконский покидает этот мир в полной гармонии с людьми и с самим собой.
Слайд 10
Вывод
Перед нами сформировавшийся полностью человек. Таким проводит Толстой князя Андрея через главные события, через любовь и смерть, через жестокие жизненные испытания. Все его испытания – момент истины.
Его судьба – это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенствованию. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело – умер спокойно и достойно. И смерть стала «моментом истины» его героя.
Слайд 11
Домашнее задание
Подготовить рассказ об основных этапах жизни Пьера Безухова
Посмотреть все слайды
Конспект
Тема урока: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
Цели урока:
познакомить с некоторыми страницами биографии великого поэта;
пробудить интерес к творчеству поэта;
раскрыть идейное содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое содержание;
развивать навыки выразительного чтения;
развивать эмоциональный и духовный мир учащихся;
воспитывать любовь к природе.
Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина, выставка книг, осенние пейзажи, аудиозапись фрагмента из цикла «Времена года. Октябрь» П.И.Чайковский, мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация к уроку .
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Урок литературный,
А мы народ культурный.
На уроке не лениться,
Всем работать, отвечать,
Ну, а мы сегодня будем
Наши знанья пополнять.
II. Сообщение темы и целей урока.
Звучит аудиозапись из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
Слайд 2.
Ваш милый образ снится мне,
С пером, бумагой, при луне.
Частичка Вашей в них души.
Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и в каждый дом
Вошёл прекрасный наш поэт.
Он – гений, в этом спору нет.
Какому гениальному поэту посвящены эти строчки?
Молодцы, ребята, что догадались. Эти строки посвящены замечательному русскому поэту А. С. Пушкину.
Слайд 3.
Рассмотрите его портрет? Каким вы представляете себе поэта?
Что можете сказать о его внутренних качествах?
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Сегодня на уроке мы будем читать отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», будем учиться читать стихотворение выразительно.
III. Работа с новым произведением.
Подготовка к восприятию произведения.
Слайд 4.
-какое время года больше всего любил А. С. Пушкин. Прочитайте слово по кругу, двигаясь по часовой стрелке, всё время пропуская 2 буквы.
Ь
О
А
Ь
ЯО
К
З
СО
Н
Т
Р
Л
Ф
Е
Слайд 5.
А. С. Пушкин… Не раз, и в прозе, и в стихах, повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило вдохновение, особое состояние, «блаженное расположение духа…». Осень…Она неуловимо меняется. То это «унылая пора» по словам Пушкина. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Но мы знаем осень и другой: роскошную, разноцветную, богатую на дары.
Какую осень изобразил Пушкин в отрывке из романа «Уж небо осенью дышало…» мы узнаем, послушав это стихотворение.
Прослушайте стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» в исполнении профессионального артиста.
Проверка первичного восприятия произведения.
Какой изобразил осень Пушкин в своём произведении?
Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему вы так считаете?
Созвучно ли оно с вашим настроением?
Словарная работа.
Слайд 6.
освобождалась от покровов (листвы)
сеньПри чтении стихотворения нам встретились трудные слова. Давайте объясним их значение. Для этого соедините стрелочкой слово и его значение.
караван
покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь
группа следующих друг за другом объектов
обнажаласьан
Чтение произведения учащимися и анализ.
Слайд 7, 8
- Прочитайте первую строку? О ком обычно говорят:дышал…? ( о человеке)
- Чему приписывает поэт это действие ? ( небу) Как называется это изобразительное средство языка?
- Как вы себе представляете это осеннее небо?( пасмурные холодные дни , моросящий дождь)
Прочитайте строки, в которых Пушкин изобразил леc.
Почему поэт называет его покров таинственным ? (зеленый покров и делает лес тёмным, как бы хранящий некую тайну)
Почему он говорит ,что деревья «с печальным шумом обнажались»?( что деревьям как бы жаль расставаться со своим нарядом)
- Как вы думаете, о чём кричат гуси, покидая родные края? ( боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест)
- Каким словом поэт определяет осень? (Скучная пора)
- Почему ноябрь – пора скучная? (Потому что «реже солнышко блистает», «короче становится день», улетают птицы.)
- Почему так спокойно говорит автор о приближении скучной поры? (Это неизбежно. Так всегда бывает в ноябре.)
- Найдите метафору в этих строчках. (стоял ноябрь)
- Замените это выражение близкими по смыслу словами. (скоро наступит)
- Как ещё называют ноябрь? (предзимник)
- Значит, какую пору осени описывает Пушкин?
Физминутка « Фонарики»
Наблюдение над аллитерацией слайд 9
Чтобы лучше представить картину осени поэт воспользовался ещё одним приёмом – это аллитерация (слово напечатано на доске (звуковые повторы согласных звуков), которыепомогают создать звуковой образ (на доске напечатаны строки из стихотворения).
ЛеСов таинСтвенная Сень
С пеЧальным Шумом обнаЖалась
- Произнесём эти слова так, чтобы можно было услышать шуршание падающих листьев.
- Какие звуки создают такое ощущение? (С―Ч―Ш―Ж.)
- Какое по настроению это стихотворение ?
- Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо? (Неторопливо)
6. Работа над выразительностью
Работа с таблицами слайд10
При чтении очень важно делать паузы в нужном месте и мы должны с вами составить рисунок или партитуру стихотворения. Приготовьте свои таблицы-помощницы для выразительного чтения.
Паузы бывают разной длительности. Самая большая пауза – после объявления названия стихотворения. Объявив название, надо сосчитать про себя до пяти. В данном случае названием будет являться первая строка стихотворения. Если в тексте есть красная строка, то про себя надо считать до четырёх. В данном стихотворении красной строки нет. Необходимы паузы при знаках препинания:
- там, где запятая, пауза на счёт РАЗ;
- точка, тире, двоеточие – на счёт РАЗ, ДВА;
- вопросительный и восклицательный знаки требуют паузы на счёт РАЗ, ДВА, ТРИ.
1. ПАУЗЫ
№ п/п
Знаки препинания
Счёт
Обозначение
1
,
Раз
I
2
. ― :
Раз, два
II
3
? !
Раз, два, три
III
4
Красная строка
Раз, два, три, четыре
IIII
5
После прочтения заглавия
Раз, два, три, четыре, пять
IIIII
- При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово.
- Возьмите в руки простой карандаш, работаем с текстом. Расстановка логического ударения и пауз.
Упражнения для дыхания: слайд11
а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;
б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;
в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот ктоне хочет слушать».
(Выразительное чтение детей, обсуждение выступлений).
Чтение за диктором слайд 12
7. Обобщение.
IV. Подведение итогов.
Слайд .
- Какие чувства затронул в вас урок? Что понравилось?
- Каждый, кто прочитал сегодня стихи Пушкина, стал счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. На последующих уроках мы с ними познакомимся. Имя Пушкина никогда не забудется.
Y. Рефлексия. Слайд 13
- У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите зелёный листочек; если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек;
если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный листочек.
- Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев. Со сменой времени года меняется и наше настроение. Грустно осенью смотреть на засыхающие на клумбах цветы, грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, голых деревьев, зябких луж и серого неба.
И хочется закончить наш урок словами: слайд 14
У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать,
Дождь ли снег,
Любое время года
Надо благодарно принимать.
YI. Итог урока. Спасибо за работу.
Тема урока: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
Цели урока:
познакомить с некоторыми страницами биографии великого поэта;
пробудить интерес к творчеству поэта;
раскрыть идейное содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое содержание;
развивать навыки выразительного чтения;
развивать эмоциональный и духовный мир учащихся;
воспитывать любовь к природе.
Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина, выставка книг, осенние пейзажи, аудиозапись фрагмента из цикла «Времена года. Октябрь» П.И.Чайковский, мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация к уроку .
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Урок литературный,
А мы народ культурный.
На уроке не лениться,
Всем работать, отвечать,
Ну, а мы сегодня будем
Наши знанья пополнять.
II. Сообщение темы и целей урока.
Звучит аудиозапись из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
Слайд 2.
Ваш милый образ снится мне,
С пером, бумагой, при луне.
Частичка Вашей в них души.
Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и в каждый дом
Вошёл прекрасный наш поэт.
Он – гений, в этом спору нет.
Какому гениальному поэту посвящены эти строчки?
Молодцы, ребята, что догадались. Эти строки посвящены замечательному русскому поэту А. С. Пушкину.
Слайд 3.
Рассмотрите его портрет? Каким вы представляете себе поэта?
Что можете сказать о его внутренних качествах?
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Сегодня на уроке мы будем читать отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», будем учиться читать стихотворение выразительно.
III. Работа с новым произведением.
Подготовка к восприятию произведения.
Слайд 4.
-какое время года больше всего любил А. С. Пушкин. Прочитайте слово по кругу, двигаясь по часовой стрелке, всё время пропуская 2 буквы.
Ь
О
А
Ь
ЯО
К
З
СО
Н
Т
Р
Л
Ф
Е
Слайд 5.
А. С. Пушкин… Не раз, и в прозе, и в стихах, повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило вдохновение, особое состояние, «блаженное расположение духа…». Осень…Она неуловимо меняется. То это «унылая пора» по словам Пушкина. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Но мы знаем осень и другой: роскошную, разноцветную, богатую на дары.
Какую осень изобразил Пушкин в отрывке из романа «Уж небо осенью дышало…» мы узнаем, послушав это стихотворение.
Прослушайте стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» в исполнении профессионального артиста.
Проверка первичного восприятия произведения.
Какой изобразил осень Пушкин в своём произведении?
Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему вы так считаете?
Созвучно ли оно с вашим настроением?
Словарная работа.
Слайд 6.
освобождалась от покровов (листвы)
сеньПри чтении стихотворения нам встретились трудные слова. Давайте объясним их значение. Для этого соедините стрелочкой слово и его значение.
караван
покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь
группа следующих друг за другом объектов
обнажаласьан
Чтение произведения учащимися и анализ.
Слайд 7, 8
- Прочитайте первую строку? О ком обычно говорят:дышал…? ( о человеке)
- Чему приписывает поэт это действие ? ( небу) Как называется это изобразительное средство языка?
- Как вы себе представляете это осеннее небо?( пасмурные холодные дни , моросящий дождь)
Прочитайте строки, в которых Пушкин изобразил леc.
Почему поэт называет его покров таинственным ? (зеленый покров и делает лес тёмным, как бы хранящий некую тайну)
Почему он говорит ,что деревья «с печальным шумом обнажались»?( что деревьям как бы жаль расставаться со своим нарядом)
- Как вы думаете, о чём кричат гуси, покидая родные края? ( боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест)
- Каким словом поэт определяет осень? (Скучная пора)
- Почему ноябрь – пора скучная? (Потому что «реже солнышко блистает», «короче становится день», улетают птицы.)
- Почему так спокойно говорит автор о приближении скучной поры? (Это неизбежно. Так всегда бывает в ноябре.)
- Найдите метафору в этих строчках. (стоял ноябрь)
- Замените это выражение близкими по смыслу словами. (скоро наступит)
- Как ещё называют ноябрь? (предзимник)
- Значит, какую пору осени описывает Пушкин?
Физминутка « Фонарики»
Наблюдение над аллитерацией слайд 9
Чтобы лучше представить картину осени поэт воспользовался ещё одним приёмом – это аллитерация (слово напечатано на доске (звуковые повторы согласных звуков), которыепомогают создать звуковой образ (на доске напечатаны строки из стихотворения).
ЛеСов таинСтвенная Сень
С пеЧальным Шумом обнаЖалась
- Произнесём эти слова так, чтобы можно было услышать шуршание падающих листьев.
- Какие звуки создают такое ощущение? (С―Ч―Ш―Ж.)
- Какое по настроению это стихотворение ?
- Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо? (Неторопливо)
6. Работа над выразительностью
Работа с таблицами слайд10
При чтении очень важно делать паузы в нужном месте и мы должны с вами составить рисунок или партитуру стихотворения. Приготовьте свои таблицы-помощницы для выразительного чтения.
Паузы бывают разной длительности. Самая большая пауза – после объявления названия стихотворения. Объявив название, надо сосчитать про себя до пяти. В данном случае названием будет являться первая строка стихотворения. Если в тексте есть красная строка, то про себя надо считать до четырёх. В данном стихотворении красной строки нет. Необходимы паузы при знаках препинания:
- там, где запятая, пауза на счёт РАЗ;
- точка, тире, двоеточие – на счёт РАЗ, ДВА;
- вопросительный и восклицательный знаки требуют паузы на счёт РАЗ, ДВА, ТРИ.
1. ПАУЗЫ
№ п/п
Знаки препинания
Счёт
Обозначение
1
,
Раз
I
2
. ― :
Раз, два
II
3
? !
Раз, два, три
III
4
Красная строка
Раз, два, три, четыре
IIII
5
После прочтения заглавия
Раз, два, три, четыре, пять
IIIII
- При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово.
- Возьмите в руки простой карандаш, работаем с текстом. Расстановка логического ударения и пауз.
Упражнения для дыхания: слайд11
а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;
б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;
в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот ктоне хочет слушать».
(Выразительное чтение детей, обсуждение выступлений).
Чтение за диктором слайд 12
7. Обобщение.
IV. Подведение итогов.
Слайд .
- Какие чувства затронул в вас урок? Что понравилось?
- Каждый, кто прочитал сегодня стихи Пушкина, стал счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. На последующих уроках мы с ними познакомимся. Имя Пушкина никогда не забудется.
Y. Рефлексия. Слайд 13
- У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите зелёный листочек; если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек;
если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный листочек.
- Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев. Со сменой времени года меняется и наше настроение. Грустно осенью смотреть на засыхающие на клумбах цветы, грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, голых деревьев, зябких луж и серого неба.
И хочется закончить наш урок словами: слайд 14
У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать,
Дождь ли снег,
Любое время года
Надо благодарно принимать.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.