Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация на тему "Л.Н.Толстой. Роман "Война и мир" рассказывает об истории создания романа, народной и семейной мыли в романе, авторской позиции и названии произведения. "Война и мир" — роман-эпопея Льва Николаевича Толстого, описывающий русское общество в эпоху войн против Наполеона в 1805—1812 годах.
Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.
pptcloud.ru
Слайд 2
Цель
Познакомить с историей создания романа «Война и мир»
Дать представление об основных художественных приемах романа
Сформулировать основные темы романа
Выявить авторскую позицию
Раскрыть смысл названия произведения
Слайд 3
История создания романа
Роман создавался шесть лет: с 1863 по 1869 год, и переписывался семь раз. Замысел тоже менялся – об этом говорят названия ранней редакции: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год».
Слайд 4
Основной художественный прием - антитеза
Антитеза - противопоставление.
Этот прием составляет стержень всего романа. Противопоставление начинается уже с названия романа; противопоставлены две войны (1805 – 1807 и 1812) и два сражения (Аустерлицкое и Бородинское); военачальники (Кутузов и Наполеон); города (Петербург и Москва); действующие лица (любимые и нелюбимые).
Слайд 5
«Мысль народная» в романе
Тема подвига русского народа в войне 1812 года является главной.
В изображении народа воплощен толстовский идеал «простоты, добра и правды». Писатель говорит о судьбах народных и судьбах отдельных людей, о народном чувстве как мериле нравственности. Все любимые герои Толстого – частица народа, и каждый из них по-своему близок народу. В огне народной войны происходит проверка людей: проявляется истинный и ложный патриотизм.
Слайд 6
«Мысль семейная»
Тема семьи одна из главных и важных в романе.
Автор убежден, что только в семье человек получает все то, что определяет его характер, привычки, мировоззрение, и объясняет личные особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью к той или иной семье.
Слайд 7
Авторская позиция
Толстой не только писатель, но и великий гуманист. Его гуманизм проявляется в изображении правды жизни, осуждении жестокости на войне и в мире, отрицании войны как противного человеческому разуму явления – и даже в его заблуждениях. Писатель глубоко верит в человека, в его преобразующую роль в обществе, хотя и ошибается относительно некоторых способов, с помощью которых человек должен изменить мир
Слайд 8
Название произведения
Мир (мiръ)
Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.
Весь свет, Вселенная.
Братство людей, не зависящее от национальных и классовых различий.
Ближайшее окружение человека.
Крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове.
Мировоззрение, круг идей героев романа.
Это жизнь.
Война
Важнейшие действия враждующих армий.
Воинственная враждебность людей, разделенных социальными и нравственными барьерами.
Зло, насилие, кровопролитие.
Разъединение людей, непонимание, эгоизм.
Конфликт человека с самим собой.
Все, что разрушает гармонию.
Это смерть.
Слайд 9
Посмотреть все слайды
Конспект
Урок 60. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»
Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством А. Блока; учить детей понимать и читать стихи поэта; прививать любовь и интерес к поэзии.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Конкурс чтецов стихов С. Черного.
III. Введение в тему. Ознакомление с жизнью и творчеством поэта
1. Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Блока.
- Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю:
Кончил учитель урок, Мирно сидит на крылечке. Звонко кричит пастушок. Скачут барашки, овечки. Солнце за горку ушло, Светит косыми лучами. В воздухе сыро, тепло, Белый туман за прудами. Старый учитель сидит, -Верно, устал от работы: Много трудов и заботы.
Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.).
2. Рассказ учителя о поэте.
Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.)
Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею -первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редак¬тором, и главным художником, и главным автором - помешал в нем свои стихи, рассказы, очерки.
В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет универ¬ситета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.
Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его сти¬хи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.
Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. В пять лет Блок сочинял стихи в таком роде: Зая серый, зая милый, Я тебя люблю. Для тебя-то в огороде Я капустку и коплю. Или:
Жил на свете котик милый, Постоянно был унылый, -Отчего - никто не знал, Котя это не сказал.
3. Работа над стихотворением «Ветхая избушка».
- Откройте учебник на странице 50. Рассмотрите портрет поэта.
Прочитайте его имя.
- Прочитайте название стихотворения. (Дети читают: «Ветхая
избушка».)
— Как вы понимаете это выражение - «ветхая избушка»? ВЕТХИЙ- разрушающийся от старости, дряхлый.
- Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь
в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что дей¬
ствие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей.)
- Прежде чем мы приступим к чтению следующего стихотворе¬
ния, которое тоже написал... (Александр Александрович Блок),
разберем непонятные слова. Найдите значение слов:
ЛАМПАДКА - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают
перед иконой;
ВНЕМЛЮ — слушаю, отношусь к чему-либо с большим внима¬нием;
ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ- дремота -полусон, состояние, при ко¬тором хочется спать и невольно закрываются глаза; ПОКРОВ - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.
Чтение стихотворения учителем.
После чтения:
- Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы
с вами читали? Кто его написал? (Да, стихотворение И. Сури¬
кова «Детство».)
- Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-
царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая
красавица» и др.)
- Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное,
волшебное.)
— Прочитайте стихотворение выразительно.
2. Чтение стихотворения «Ворона».
Учитель выразительно читает стихотворение.
3. Выборочное чтение.
- Как вы поняли, о чем это стихотворение? (В стихотворении
говорится о вороне, о наступлении весны.)
- Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово
(эпитет) помогает поэту изобразить ворону? (Здесь ему помогает
слово лохматой.)
- Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, перевали¬
ваясь с боку на бок?
(Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, Вниз на землю глядит она боком.)
была любопытна.
(Вниз на землю глядит она боком: что белеет под нежною травкой?)
— Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?
(Вон желтеют под серою лавкой Прошлогодние мокрые стружки... Это все у вороны - игрушки. И уж так-то ворона довольна, Что весна, и дышать ей привольно!..)
- Прочитайте выразительно.
VI. Итог урока
— В каком возрасте А. Блок написал первые стихотворения?
- Какое стихотворение А. Блока больше всего понравилось?
Домашнее задание
Выучить стихотворение «Ветхая избушка» или «Ворона».
Урок 60. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»
Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством А. Блока; учить детей понимать и читать стихи поэта; прививать любовь и интерес к поэзии.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Конкурс чтецов стихов С. Черного.
III. Введение в тему. Ознакомление с жизнью и творчеством поэта
1. Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Блока.
- Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю:
Кончил учитель урок, Мирно сидит на крылечке. Звонко кричит пастушок. Скачут барашки, овечки. Солнце за горку ушло, Светит косыми лучами. В воздухе сыро, тепло, Белый туман за прудами. Старый учитель сидит, -Верно, устал от работы: Много трудов и заботы.
Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.).
2. Рассказ учителя о поэте.
Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.)
Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею -первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редак¬тором, и главным художником, и главным автором - помешал в нем свои стихи, рассказы, очерки.
В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет универ¬ситета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.
Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его сти¬хи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.
Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. В пять лет Блок сочинял стихи в таком роде: Зая серый, зая милый, Я тебя люблю. Для тебя-то в огороде Я капустку и коплю. Или:
Жил на свете котик милый, Постоянно был унылый, -Отчего - никто не знал, Котя это не сказал.
3. Работа над стихотворением «Ветхая избушка».
- Откройте учебник на странице 50. Рассмотрите портрет поэта.
Прочитайте его имя.
- Прочитайте название стихотворения. (Дети читают: «Ветхая
избушка».)
— Как вы понимаете это выражение - «ветхая избушка»? ВЕТХИЙ- разрушающийся от старости, дряхлый.
- Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь
в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что дей¬
ствие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей.)
- Прежде чем мы приступим к чтению следующего стихотворе¬
ния, которое тоже написал... (Александр Александрович Блок),
разберем непонятные слова. Найдите значение слов:
ЛАМПАДКА - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают
перед иконой;
ВНЕМЛЮ — слушаю, отношусь к чему-либо с большим внима¬нием;
ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ- дремота -полусон, состояние, при ко¬тором хочется спать и невольно закрываются глаза; ПОКРОВ - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.
Чтение стихотворения учителем.
После чтения:
- Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы
с вами читали? Кто его написал? (Да, стихотворение И. Сури¬
кова «Детство».)
- Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-
царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая
красавица» и др.)
- Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное,
волшебное.)
— Прочитайте стихотворение выразительно.
2. Чтение стихотворения «Ворона».
Учитель выразительно читает стихотворение.
3. Выборочное чтение.
- Как вы поняли, о чем это стихотворение? (В стихотворении
говорится о вороне, о наступлении весны.)
- Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово
(эпитет) помогает поэту изобразить ворону? (Здесь ему помогает
слово лохматой.)
- Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, перевали¬
ваясь с боку на бок?
(Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, Вниз на землю глядит она боком.)
была любопытна.
(Вниз на землю глядит она боком: что белеет под нежною травкой?)
— Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?
(Вон желтеют под серою лавкой Прошлогодние мокрые стружки... Это все у вороны - игрушки. И уж так-то ворона довольна, Что весна, и дышать ей привольно!..)
- Прочитайте выразительно.
VI. Итог урока
— В каком возрасте А. Блок написал первые стихотворения?
- Какое стихотворение А. Блока больше всего понравилось?
Домашнее задание
Выучить стихотворение «Ветхая избушка» или «Ворона».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.