Содержание
-
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В РАССКАЗАХ ВАСИЛИЯ МАКАРОВИЧА ШУКШИНА О ДЕТСТВЕ Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью...
-
Я, Мартынова Дина, выпускница 2010 года. 9 лет я с удовольствием училась в Шалапской средней школе. Особенно любила выполнять творческие задания. Люблю заниматься литературой. Главными стали для меня слова Василия Макаровича Шукшина: « Надо жить… Надо только умно жить…»
-
Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью... Василий Шукшин
-
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В РАССКАЗАХ В. М. ШУКШИНА О ДЕТСТВЕ
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА УЧЕНИЦА 9 КЛАССА МАРТЫНОВА ДИНА УЧИТЕЛЬ ВОСТРИКОВА ТАМАРА ВАСИЛЬЕВНА 2010
-
ПОЧЕМУ Я ВЫБРАЛА ЭТУ ТЕМУ:
Василий Макарович Шукшин – мой земляк. Я тоже живу в Алтайском крае. И ещё, мне очень нравятся произведения, написанные моим земляком. Поэтому я выбрала для исследования именно его произведения. В этом году исполняется 65 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. И я решила исследовать произведения Шукшина, чтобы выяснять, писал ли он о войне, если писал, то как?
-
Задачи исследования:
выяснить, писал ли В.М. Шукшин о войне; была ли ему интересна ему эта тема; если писал, то как.
-
Гипотеза исследования:
Моё предположение таково: Василий Макарович Шукшин был патриотом своей родины, и поэтому он не смог бы не написать хоть строчку, хоть слово о войне 1941-1945 годов. Поэтому Василий Макарович писал, я думаю, стихотворения, или рассказы, или повести о войне. В каждом из его произведений, я думаю, есть то, что должно волновать каждого человека. В теме войны Василий Макарович Шукшин обращает внимание на то, с каким мужеством и с какой отвагой идут в бой русские солдаты, о чём они думают в это время. Это моя точка зрения. Я видела фильм с участием замечательных русских актёров, в том числе и В.М Шукшина, о Великой Отечественной войне. Он называется «Они сражались за родину». Но там Шукшин выступает как актёр. А фильм снят по книге Михаила Александровича Шолохова. Ещё я помню фильм «Калина красная» Вот Шукшин там и актёр, и режиссёр, и сценарист.
-
И ещё я знаю, что в 1933 году, когда Василию Шукшину было всего четыре года, его отца арестовали. Мать, опасаясь репрессий, записала сына на свою девичью фамилию - Попов. Позже, при получении паспорта, он вернул себе фамилию отца, пишут “Известия”. (Из Интернета) Больше он отца не видел. Потом мать вышла замуж за своего односельчанина, своего отчима Василий Шукшин всегда вспоминал как человека редкой доброты. Он погиб на фронте через год после начала войны. 13-летний подросток стал главой семьи и даже в общении со сверстниками требовал, чтобы звали его только полным именем - Василием. (Из Интернета).
-
План исследования:
1.Прочитать рассказы В.М. Шукшина о детстве: «Далёкие зимние вечера», «Первое знакомство с городом», «Гоголь и Райка», «Жатва», «Бык». 2.Искать слова, художественные детали, которые раскрывают тему Великой Отечественной войны. 3.Обратиться к словарям: Энциклопедический словарь-справочник. Творчество В.М.Шукшина. Том 1,2,3.Редактор: Н.Я. Тырышкина. Издательство Алтайского государственного университета. 4.Сделать вывод по выбранной проблеме.
-
Современную прозу невозможно себе представить без Шукшина. Всё, что сделано им в искусстве, освещено требовательным понятием: «Будь человеком…». Не было у нас за последние десятилетия другого такого художника, который бы столь уверенно и беспощадно врывался во всякую человеческую душу и предлагал ей проверить, что она есть. Так и война, врываясь в человеческую жизнь, проверяет человека на прочность, на человечность.
-
Сведения о В.М. Шукшине, где он находился во время Великой Отечественной войны.
25 июля 1929 года родился В.М.Шукшин в селе Сростки Бийского района, Алтайского края. 1936 г. Василий пошел в Сростинскую среднюю школу. Окончив 7 классов, Василий поехал учиться в Бийский автомобильный техникум.
-
Рассказ «Далёкие зимние вечера».
«Далёкие зимние вечера», 1961 год, «… впервые опубликован в книге Василия Макаровича Шукшина «Сельские жители» (1963) и в дальнейшие прижизненные издания не включался». Это - воспоминание о далеком зимнем вечере, когда в доме наступал "маленький праздник": варились пельмени - национальное блюдо сибиряков - и шилась новая рубашка для мальчика Ваньки Колокольникова, главного героя рассказа. Рассказ начинается, как сводки Совинформбюро во время Великой Отечественной войны: «Под Москвой идут тяжелые бои…» Значит, в произведении говорится о времени, в которое происходят события рассказа – ноябрь-декабрь 1941 года.
-
Место действия Далёкая деревенька в глубоком тылу. Приметы времени: «Полушубок не стал снимать - в избе было холодно», «пошамать нечего», «кукла - деревянная ложка», печку растопить нечем, « но дров нету», «так захотелось достать три полена», «назойливые мысли о дровах». Наташка мечтает, как о счастье, « аржаных лепёшек» поесть, перед Новым годом мать принесла в узелочке из колхоза кусочек мяса (« будут стряпать пельмени») и даже перед праздником в мясо всё равно будут добавлять картошку. Дикие животные приблизились к человеку. В рассказе лиса лежит на дороге, по которой возят сено, «это потому, что война идет. Они в войну всегда смелые. Некому их стрелять, вот они и валяются на дорогах». «-Отцу нашему тоже трудно там, - задумчиво говорит мать. - Небось в снегу сидят, сердечные… Хоть бы уж зимой-то не воевали ». И даже в ребёнке живёт уверенность в победе: « - Теперь уж не остановются, - поясняет Ванька. – Раз начали - не остановются, пока фрицев не разобьют ». В рассказе упоминается только один мужчина: Филиппушка…
-
Это произведение автобиографичное. И вот уже не Ванька Колокольникова, а Вася Шукшин. В Талюшке мы узнаём Наталью Макаровну сестру писателя. А мама – это и мама Василия Макаровича, Мария Сергеевна Попова. В рассказе основной приём – антитеза. Человеческая доброта, самоотверженная любовь, желание все трудности взвалить на свои плечи, отвести беду от родных: детей, мужа, всех солдат, лежащих в промозглых окопах под Москвой-противопоставляются войне, её ужасам, Дом противопоставляется Бездомью.
-
Из воспоминаний матери и сестры В.М. Шукшина
«В поле мы всегда ходили пешком, возвращались затемно, хоть глаз коли. Тогда ведь, как сейчас, не было и в помине машин. Приду , дети мои лежат пластом у крылечка, спят, а кобель Черня сидит около них, караулит. Перетаскаю их в избу-то… Летом–то ещё ничего, а вот когда холода грянут,- тут уж не знаю, что и делать с детьми-то, куда девать: яслей -то тогда не было. Ох, и хлебнула я горя, не приведи, Господи, никому такого». « Зимы тогда были холодные, снежные. Бураны сменялись морозами, да такими лютыми – ничто не спасало: ни одеяла на окнах, ни тряпьё на пороге у двери. Единственной нашей спасительницей была русская печка, которую надо было чем-то топить. Маме с Васей как-то удавалось не попадаться леснику. Срубят по берёзке, взвалят комель на плечо, а хлыст по снегу волокут. Принесут домой, распилят каждую на три части и даже третью часть поднять не могут - так устанут. А, может быть, поэтому, позже, в зрелые годы, Вася любовью к берёзке-невестушке искупал вину свою.»
-
Цикл рассказов «Из детских лет Ивана Попова»
Написан в 1968 году. Впервые опубликован в журнале «Новый мир» (1968,№ 11) под названием «Из детства Ивана Попова, затем в книге В.М.Шукшина «Земляки» (1970) в сокращённом виде.
-
Рассказ «Первое знакомство с городом».
Место действия Далёкая деревенька в глубоком тылу. Приметы времени: Рассказ начинается с упоминания времени: «перед самой войной». Рассказчик и герой свою судьбу хронометрируют в соответствии с судьбой страны, их жизнь так же, как и жизнь страны, делится на то, что было до войны, война и после войны. «Скоро началась война. Папку взяли на войну. В 1942 году его (папку) убили». Рассказ автобиографичен. Основной приём - антитеза.
-
Дом противопоставляется городу. Дом - это спасение, город - это опасность. Их соединяет образ пути – дороги. Только потом герой осознает, что более страшное в жизни - это война. Там, где погибают («его убили»). И теперь уже война противопоставляется мирной жизни. Война – это страшное. Мирная довоенная жизнь – это прекрасное.
-
Из воспоминаний Натальи Макаровны Зиновьевой (Шукшиной), сестры писателя: « Шёл 1940 год. Как-то мама узнала, что в Бийске есть годичные курсы кройки и шитья. Решили родители переехать в город. Вася заупрямился. Приехали мы в Бийск. Поселились там в арендованном на год домике по Смоленскому переулку,15. Я пошла учиться во второй класс, Вася – в четвёртый, мама – на курсы кройки- шитья, а отчим устроился на кожевенный завод. В первых числах июля 1941 года отчим ушел на на фронт. Погиб он в 1942 году. Нам ничего не оставалось, как вернуться в обратно в Сростки.
-
Рассказ « Гоголь и Райка»
Место действия Далёкая деревенька в глубоком тылу. Приметы времени: «В войну, с самого её начала, больше всего стали терзать нас, ребятишек, две беды: голод и холод»; «учительница из эвакуированных ленинградцев». Основной приём в рассказе - антитеза. В рассказе противопоставляется реальный страх (за корову, из-за возможного голода в случае падежа коровы, за себя и сестрёнку) и страх, возникший вследствие прочитанного произведения Н.В.Гоголя «Вий»: «возникает неодолимое желание посмотреть вниз, в тёмный угол». Страх перед Вием и тревога за голодную Райку взаимосвязаны: как только накормлена корова, то есть побеждена «смерть голодная», тотчас Иван теряет страх перед вымышленным героем: « “Здорово, Вий!” – сказал я про себя и посмотрел вниз, в дальний угол». Реальный страх является следствием войны. Ему противопоставляется трудолюбие людей, доброта, любовь к животным. Природному холоду противопоставляется доброта и внимание взрослых: мамы, ленинградской учительницы, дедушки.
-
Из воспоминаний сестры Натальи Макаровны Зиновьевой (Шукшиной): « Шла война и для нас начались тяжёлые времена. Голод и холод не покидали наш дом. Огород был маленький. Всё было засажено картошкой, кукурузой и овощами. Ели жмых, сою, терли картошку и пекли оладьи-ландорики. Была у нас и тёлочка (в колхозе маме дали как премию). Мы её вырастили, и корова Райка стала единственной нашей кормилицей. А как он, ещё подросток, переживал по-взрослому за корову Райку! Стояли лютые морозы, а кормить её нечем. Мама купила воз сена и говорит, что сено плохое, одни дудки. Вася начал в руках мять это сено-дудки и с рук давать корове.» «… По соседству с нами жила учительница географии Анна Павловна Тиссаревская, эвакуированная из Ленинграда. Мама однажды поделилась с ней о запойном чтении сына и её боязни за его здоровье. Учительница пришла к нам домой, поговорила с Васей, написала список книг. Цепка память на добрых людей и на добрую, бескорыстную помощь».
-
Рассказ «Жатва»
Место действия Далёкая сибирская деревенька. Приметы времени: «Год, наверное, 1942-й. (Мне, стало быть, 13 лет.) Лето, страда». Нет мужчин-работников - страда подгоняет; работают дети. Председатель колхоза Иван Алексеич, «но одна нога деревянная», поэтому он не на фронте (« эта нога его, это - ему давно ещё молотилкой»). На «кузне» работает дед Макар. Из здоровых мужчин один только уполномоченный на красавце жеребце. Спали в поле, домой не отпускали. («Колька, Моисеев внук, поймал у меня вчера на рубахе вшу и подговаривал вместе бежать вечером в деревню в баню, а к свету вернуться. Я отказался». « Ты всю ночь-то пробегаешь туда - сюда, а днём – спать на полосе!»). Рассказ автобиографичен. Основной приём - антитеза.
-
Жатва превращается в поле битвы: мальчишки борются заправо трудиться, как взрослые; председатель заставляет их работать, ругает их, называя их контрами, дубинами, будит их, отправляет вовремя спать, после рабочего дня устраивает собрание с ритуальной красной скатертью; в конце рабочего дня приезжает уполномоченный. А где-то там, на полях битвы, сражаются отцы этих пацанов и геройски погибают. А вот шутки эти героические ребята взяли из своего детства, потому что с ним они не простились до конца. Противопоставляется официально-деловой стиль, которым пытается говорить председатель: «много фактов нашего безобразного поведения», «контрреволюционные элементы», «собрание на счёт итогов» -просторечным выражениям: «оглоеды», «накачка», «Илюха Чумазый», «Васька-безотцовщина», «верзила Колька», «что это за моду взяли», живодеры», «оглазел», «везёт недомерку», «блохастый».
-
Из воспоминаний сестры Натальи Макаровны Зиновьевой (Шукшиной): «В военные суровые годы, особенно в летнее время, мужская работа легла на плечи женщин и подростков. С 1 1- и – 13-летних спрос был таким же, как и со взрослых. Но маме было нелегко упросить бригадира, чтобы Васю (12-летнего подростка) взяли в колхоз на какие-нибудь работы».
-
Из воспоминаний матери писателя Марии Сергеевны Поповой: « Начался покос - я опять к бригадиру, он немного нам сродни.«Ермолой, - говорю, - возьми Васю копны возить». «Ты что,- отвечает, -какой он копновоз, у него ноги коротки. А кто ему будет лошадь запрягать?» « Научу запрягать и распрягать, только возьми» Он видит, что у меня уже глаза заблестели от слёз. «Ладно,- говорит,- пусть приходит». Об этом периоде работы в колхозе Вася написал в своих рассказе «Жатва».
-
Рассказ «Бык»
Место действия Далёкая деревенька в глубоком тылу. Приметы времени: Конкретное время, в которое происходят действия в рассказе, не указано. Написано просто: « Одно время работал я на табачной плантации, на табачке, у нас говорили. Поливал табак». Привлекает внимание детали текста: «Ружья ни у кого нет у нас, их позабирали, как началась война». Работают женщины («бабы») и ребятишки, только бригадир – Петрунька Яриков, косой, маленький мужик». Рассказ автобиографичен. Основной приём - антитеза.
-
В конфликт вступает человек и животное: «Мы ненавидели друг друга». Человеческое прощение, даже сострадание противопоставляется человеческой мести. « На этот раз забили моего быка. Я убежал из бригады, чтобы не услышатькак он заревёт. К горлу мне подступил горький комок.Мясоя не ел - не мог. – Бригадир разозлился на быка. Стреляйте в него! На этот раз забилимоего быка. А они несли кувалду, ножи…».
-
Из воспоминаний сестры Натальи Макаровны Зиновьевой (Шукшиной): «Но маме было нелегко упросить бригадира, чтобы Васю (12-летнего подростка) взяли в колхоз на какие-нибудь работы». «Он любил коней и хотел, чтобы его взяли водовозом, как говорили «на табачок». Бригадир не соглашался. Мал ещё, говорит, ему и ведра не поднять, и коня не запрячь».
-
Из воспоминаний матери писателя Марии Сергеевны Поповой: « Начался покос - я опять к бригадиру, он немного нам сродни. «Ермолай, - говорю, - возьми Васю копны возить». «Ты что, -отвечает,- какой он копновоз, у него ноги коротки. А кто ему будет лошадь запрягать?» « Научу запрягать и распрягать, только возьми». Он видит, что у меня уже глаза заблестели от слёз.»Ладно, -говорит, -пусть приходит». Об этом периоде работы в колхозе Вася написал в своих рассказах».
-
Выводы:
Прочитав и исследовав рассказ «Далёкие зимние вечера» и цикл «Из детских лет Ивана Попова», я пришла к выводу: В. М. Шукшин писал о Великой Отечественной войне; эта тема была ему близка и дорога, поэтому и нашла своё отражение в его творчестве; в центре внимания писателя не солдат на поле боя, не полководец во время боевых действиях, а ребёнок –подросток в далёкой деревеньке в глубоком тылу, его родные и близкие. Это любимые герои Шукшина. Они умели жить, любить, страдать, волноваться за судьбы близких и дальних. Война стала школой жизни для них.
-
Уверуй, что всё было не зря:наши песни, наши сказки,наши неимоверной тяжести победы,наши страдания – не отдавайвсего этого за понюх табаку…Мы умели жить.Помни это. Будь человеком.В.М.Шукшин
-
Спасибо за внимание и участие.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.