Презентация на тему "«Подворотня» В. Солоухин"

Презентация: «Подворотня» В. Солоухин
Включить эффекты
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 7-9 класса на тему "«Подворотня» В. Солоухин" по литературе. Состоит из 15 слайдов. Размер файла 1.29 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: «Подворотня» В. Солоухин
    Слайд 1

    «Родом из детства…»

    Рассказ В. Солоухина «Подворотня» Моу «Мелеховская средняя общеобразовательная школа №1» Учитель: Куницкая Т.Ю. 2008 год Дидактический материал для самостоятельного изучения произведения

  • Слайд 2

    Детство, как почва, на которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, рас- тения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом. Всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и , может быть, даже всякий его поступок имели в детстве свой зародыш, своё семечко. Владимир Солоухин Как вы понимаете высказывание В. Солоухина? ?

  • Слайд 3

    Произведениям В. Солоухина присуща особая лиричность, и рассказ «Подворотня» (1961), имеющий такое, на первый взгляд, прозаичное название, не исключение. Читая его, погружаешься в мир детства, безоблачный и счастливый. ? Каким настроением, чувством окрашен рассказ?

  • Слайд 4

    Произведение проникнуто ощущением «чего-то очень интересного и хорошего», что ждёт героя впереди. Как легко быть счастливым в детстве! Читая рассказ, понимаешь, что слова подворотня, двор родом откуда-то из детства. От них веет теплом, вспоминается давнее, безвозвратно ушедшее. Справка. 1. Разг. Подворотня – пространство, щель между воротами и землёй. 2. Проём в стене дома для проезда, прохода во двор. (Современный толковый словарь русского языка под ред. С. А. Кузнецова) ? Как вы понимаете эти слова? Что они для вас значат?

  • Слайд 5

    «Всю ночь мне снились золотые соломенные пояски.» «Уж одно ощущение того, что выспался, есть наслаждение жизнью. Каждая клеточка налита до отказа жаждой жить, каждый мускул просит движения. Ко всему этому ещё солнце, ещё чистые тёплые доски под босой ногой , ещё свежая вода в рукомойнике, а значит, и на моих щеках, глазах, губах. Ко всему этому ещё свежее молоко в кринке и мягкая пшеничная лепёшка. Я бессознательно …наслаждался всем этим…» ? О чём сон мальчика? Что делало счастливым ребёнка? ? Какое происшествие сделало мальчика глубоко несчастным?

  • Слайд 6

    « - Дедушка, закрой ворота, мне нужно вылезти на улицу. Дедушка не понял всей тонкости моей просьбы, а понял только, что «на улицу», поэтому сказал: - Ступай, я тебя не держу. - Нет, ты закрой ворота. - Зачем же их закрывать, если ты хочешь на улицу? Вот она, улица, ступай!» С какой целью повествование ведётся от первого лица? Понял ли что-то дедушка, согласившись выполнить просьбу внука? ?

  • Слайд 7

    Аналитическая работа

    Как доносит до нас писатель мироощущение маленького человека, помогает понять его духовное состояние? Проанализируйте композицию рассказа. Какой проблеме она подчинена?

  • Слайд 8

    Проверь себя

    Композиция рассказа подчинена проблеме хрупкости, недолговечности детского счастья. Произведение начинается со сна героя, а заканчивается реальным событием: «Дедушка неторопливо стал развязывать свой кручёный верёвочный поясок…» Счастье мальчика начинается с золотых поясков во сне, а заканчивается вполне реальным пояском, которым дед собирается пороть внука. Именно контекстуальные антонимы «золотой» и «верёвочный» служат решению главной задачи – изображению мироощущения ребёнка.

  • Слайд 9

    2. В чём проявляется психологизм рассказа?

    В речевом строе: используются существительные с отвлечённым значением (ощущение, наслаждение, радость, счастье, осуществление, воображение), существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (язычком, бантик, поясок, организмишко), усиливающие лирическое настроение, позволяющие взглянуть на мир глазами ребёнка.

  • Слайд 10

    3. Удалось ли В. Солоухину увидеть красоту в простом и даже обыденном?

    Обратите внимание на описание деревенской избы, её интерьера, деревенский пейзаж. Какова роль диалектных слов: «жнитво», «жабрей»? С каким чувством автор рассказывает о жизни деревни, крестьянском труде?

  • Слайд 11

    4. В чём, по-вашему, пафос произведения?

    Обратите внимание на отношение героя к матери, к крестьянскому труду, к жизни вообще. О каких сохраняющихся человеческих богатствах, внутренних ценностях свидетельствует «Подворотня»?

  • Слайд 12

    Прочтите стихотворение Н. Заболоцкого «Детство». Огромные глаза, как у нарядной куклы, Раскрыты широко. Под стрелами ресниц, Доверчиво-ясны и правильно округлы, Мерцают ободки младенческих зениц. На что она глядит? И чем необычаен И сельский этот дом, и сад, и огород, Где, наклонясь к кустам, хлопочет их хозяин, И что-то вяжет там, и режет, и поёт? Два тощих петуха дерутся на заборе, Шершавый хмель ползёт по столбику крыльца.

  • Слайд 13

    А девочка глядит. И в этом чистом взоре Отображён весь мир до самого конца. Он, этот дивный мир, поистине впервые Очаровал её, как чудо из чудес, И вглубь души её, как спутники живые, Вошли и этот дом, и этот сад, и лес. И много минет дней. И боль сердечной смуты, И счастье к ней придёт. Но и жена и мать, Она блаженный смысл короткой той минуты Вплоть до седых волос всё будет вспоминать. ? Что объединяет рассказ Солоухина и стихотворение Заболоцкого? Можно ли сказать, что непритязательное название «Подворотня» к концу рассказа приобретает особую направленность?

  • Слайд 14

    Творческое задание. Какие вечные духовно-нравственные идеалы провозглашает рассказ В. Солоухина «Подворотня»? Находят ли они отражение в картине А. Е. Простева «Дом и дерево»? Поразмышляйте над поставленными вопросами в эссе.

  • Слайд 15

    В презентации использованы материалы: В. Солоухин «Белая трава» М. Детская литература, 1990 Н. Заболоцкий «Детство» О. Логачёва «Чтоб ясной любовью наполнилось сердце» «Уроки литературы» №12, 2004 Литература в школе №9, 2004

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке