Содержание
-
Урок литературы в 5-ом классе
Выполнила презентацию Михальчик Л.Д., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 126» 2011г.
-
Какое событие изображено на открытке?
-
«Праздники Рождества и Нового года с детства имели для меня что-то особенно привлекательное. С каким нетерпением ждал я этих праздников! Какое необъяснимое ощущение, к которому примешивалось что-то поэтическое, пробуждалось в душе моей по мере приближения к рождественским дням!» - писал русский писатель, литературный критик, журналист И.И.Панаев, вспоминая праздничные переживания своего детства.
-
Что вы знаете о Рождестве?
День Рождества Христова и в церкви, и дома мы празднуем особенно торжественно (25 декабря ст. ст. — 7 января н. ст.). Наши храмы украшаются в этот день. Священники надевают самые лучшие ризы, зажигаются все лампады. Перед Рождеством полагается строгий пост для приготовления к встрече этого праздника. День перед Рождеством называется сочельником. До самого вечера этого дня православные не едят ничего: ждут появления на небе первой звездочки — вспоминают звезду, приведшую волхвов ко Спасителю. Дома на Рождество мы зажигаем елки, которые украшаем как можно красивее, радуемся им, как радовались в раю прекрасному творению Адам и Ева. Когда они согрешили, их непослушание Богу принесло на землю зло и смерть. От них Бог через пророков обещал нам избавление с рождением Спасителя. В день Рождества Христова мы празднуем исполнение этого обещания. Закон Божий. Первая книга о православной вере. — М.: Советский писатель, 1990. — С. 113–114.
-
-
Приведенный евангельский рассказ лег в основу ряда действ, которые разыгрывались в период рождественских праздников, на Рождество широко бытовал обряд «хождения со звездой»: мальчики (иногда — нарядившись волхвами) с пением рождественских песен и держа в руках палку с прикрепленной к ней звездой, ходили по улицам и домам, напоминая о случившемся когда-то давно событии .
-
Таких колядовщиков называли хритославами. Они исполняли рождественские гимны, величальные песни о том, как родился Христос, как в гости к хозяевам пришли Божьи посланники. Часто колядовщики совершали обход дворов и домов со звездой, прикрепленной к большой палке и символизирующей Вифлиемскую звезду, приведшую волхвов поклониться Христу. От постоянного движения руки звезда на шесте делала постоянные обороты, за которыми освещались пустоты внутри – это было очень красиво, привлекательно. Ходили и с вертепом, особым ящиком с куклами-марионетками, разыгрывая представления на евангельский сюжет.
-
С какими чувствами вы ждёте Рождество?
Рождество считалось праздником милосердия (Бог милосердно послал в мир Своего сына для спасения людей): царят радушие, хлебосольство, каждый старается проявить доброту и милосердие. Раньше семьи побогаче щедро угощали всех, специально накрывая столы для странников и бедняков. Это дни прощения обид, примирения, посещения друзей, это время добрых дел. Всех охватывает большая радость жизни.
-
-
Существовала старинная традиция: на Рождество или Святки читать и рассказывать святочные рассказы. Писатели специально сочиняли их. Действие в них происходит в Рождественский праздник, когда может случиться что-нибудь доброе, прекрасное, чудесное. В них реальность переплетается с фантастикой, достоверное с вымыслом, добрые духи, ангелы и святые меняют жизнь несчастных героев рассказа к лучшему, дарят надежду. Эти рассказы всегда завершаются счастливой развязкой. Расцвет святочного рассказа наступает в XIX веке, и связано это с освоением западноевропейской традиции рождественского рассказа, который пришел в Россию вместе с творчеством Диккенса. В 1840-е годы были опубликованы его знаменитые рождественские повести «Рождественская песнь в прозе». Человеческая жизнь сложна и переменчива. Человек может быть счастлив, удачлив, может жить в семье, среди близких и любимых людей … Но порой он сталкивается с тяжелыми испытаниями и потерями, страдает и переживает невзгоды.
-
Русские писатели всегда обостренно чувствовали боль человека. Один из таких русских писателей-классиков, который глубоко любил человека, переживал за человека, пребывающего в несчастье или пороке, радовался за человека, несущего «в своей душе свет», верил в человека и его великие духовные силы – это Ф. М. Достоевский. Ф. М. Достоевский перенес тяжелые жизненные испытания, прошел трудный путь от атеиста (неверующего) до глубоко религиозного православного человека.
-
ПЕРОВ В.Г. ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО, 1872
-
Тема урока
Рождественский рассказ Ф.М.Достоевского « Мальчик у Христа на ёлке». Смысл чудесного в рассказе.
-
Цели урока:
1) познакомиться с понятием святочный ( рождественский)рассказ; 2) познакомиться с рассказом Ф.М Достоевского; 3) рассмотреть рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» как святочный рассказ; 4) развивать умения внимательно слушать и анализировать художественный текст; 5) воспитывать милосердное отношение к людям в несчастье или в жизненных невзгодах (к бездомным людям);
-
Как вы понимаете это высказывание Ф.М. Достоевского ?
« Я давно поставил себе идеалом написать роман о русских теперешних детях ну и , конечно, о теперешних их отцах, в теперешнем взаимном их отношении».
-
Работа со статьёй учебника с.38-39
Почему Ф.М.Достоевского принято считать «взрослым» писателем? Чего хотел достичь Достоевский своим творчеством? Что было ясно для писателя? Что просит запомнить один из любимых героев Достоевского? К какому жанру относится рассказ « Мальчик у Христа на ёлке»? В каком году был написан этот рассказ? Чем отличается рассказ такого жанра? Дайте определение святочного ( рождественского) рассказа.
-
Лесков одним из первых определил жанровые черты святочных рассказов. В рассказе «Жемчужное ожерелье» (1885) он писал: «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец - чтобы он оканчивался непременно весело. Он должен быть истинное происшествие…»
Рождественский рассказ - это рассказ, действие в котором происходит в праздничные, святочные дни ( с 7-го по 19-е января)
-
«Дневник писателя» (1876 год) – произведение публицистическое, в котором писатель горячо откликался на взволновавшие его события, отстаивая справедливость, защищая детей от жестокого обращения. В рождественские дни он побывал на богатой детской ёлке в клубе художников, а затем в колонии малолетних преступников на окраине Петербурга. Переживание увиденного контраста усугубила встреча с малышом, о которой писатель рассказал в очерке «Мальчик с ручкой». И вот в январской книжке «Дневника писателя» за 1876 год вслед за этим очерком появляется рассказ «Мальчик у Христа на ёлке».
-
Анализ 1 –ой части рассказа
Чем мальчик с ручкой отличается от других мальчиков? Что говорит о таких мальчиках Достоевский? Почему они такими стали? Кто посылает мальчиков побираться? Почему такие мальчики начинают воровать? Отчего автор сравнивает мальчика с диким существом? Каково отношение к ним Достоевского? А ваше? Ведь сегодня на улицах мы видим много беспризорных мальчишек. Как вы думаете, останется ли этот мальчик таким же «невинным» и «доверчивым» или станет как все другие мальчики? Автор не показывает нам дальнейшую судьбу мальчика. Домыслите рассказ о мальчике с ручкой. Что случилось с ним в будущем?
-
Анализ второй части рассказа.
Где происходит действие рассказа? Как выглядит мальчик? Кто ещё находился в это время в подвале? Почему мама не сможет помочь мальчику? Куда отправился мальчик? Что мы узнаём о месте , откуда приехал мальчик? Почему дома мальчику было лучше, чем в большом городе? Как повёл себя блюститель порядка и почему?
-
Господи, какой город . Никогда ещё он не видел ничего такого.
-
Какую картину увидел мальчик за стеклом?
-
Отчего смеялся мальчик? Отчего плакал? Чем занимались барыни? Можно ли назвать их дело добрым? Как барыни поступили с мальчиком? Что произошло с копеечкой? Какая картина развеселила мальчики?
-
Отчего герою рассказа приходилось прятаться?
-
Чей голос услышал мальчик во сне?Почему мальчику стало тепло?
-
Куда попал мальчик?
-
Ах, как хорошо тут, мама!..
-
Что значит Христова ёлка?
-
Чем были необычны дети на ёлке?Как дети попали к Христу на ёлку?
-
Отчего плакали матери этих детей? Почему дети простили матерей? Что произошло утром в городе? Какие события в рассказе происходили действительно? О чём автор не может сказать точно? Зачем автору выдумывать эту историю?
-
О вере и милосердии. Работа со статьёй учебника с.46
Что такое милосердие? (Милосердие- это готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания и человеколюбия). К кому из героев можно отнести это слово? Можно ли назватьфинал рассказа счастливым?
-
Актуален ли рассказ Ф.М. Достоевского в наше время?
В наше время, когда более 2 миллионов детей находится на вокзалах, в подвалах, просто на улице, голодных, больных, измождённых, идея рассказа остаётся актуальной. «Будьте милосердны и сострадательны», – говорит нам Ф.М.Достоевский. «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».
-
«И зачем же я сочинил такую историю?» - спрашивает себя и нас, читателей, Достоевский, завершая рассказ. Как бы вы ответили на этот вопрос? Это и будет вашим домашним заданием
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.