Содержание
-
-
Урок №1. 17 сентября
Давайте знакомиться! Мир общения. Мы теперь ученики. Культура общения.
-
У взрослых принято при знакомстве пожимать друг другу руку. Предлагаю и вам «обменяться рукопожатием». Для этого обведите свою ладошку на листе бумаги, напишите на ладошке своё имя и подарите своему новому другу.
-
Для чего люди знакомятся? Все вы теперь ученики одного класса и будете учиться несколько лет, а это значит, обращаться друг к другу за поддержкой и советом как на уроках, так и в минуты отдыха. А я буду помогать вам учиться, объяснять всё новое и непонятное, приходить на помощь тому, кому трудно. Как приветствуют друг друга знакомые люди? Что они говорят при встрече? А что говорят при расставании? Какой смысл вкладывается в эти слова? Пусть эти слова будут звучать в нашем классе каждый день.
-
Перед вами 1-я учебная книга. Прочитайте её название. Чему учит Азбука? Откроем Азбуку. Прочитайте слова, которыми она нас приветствует.
-
(Давайте знакомиться) Кто предлагает вам познакомиться? Интересно, какие у них имена? М.б. мы узнаем на следующей странице?
-
Прочитайте имя девочки. Мальчика. Посмотрите, как они приветливо улыбаются нам. Аня и Ваня поведут нас по страницам Азбуки в удивительный мир общения. Но чтобы войти в этот мир, нужно ответить на вопрос «Только ли у людей есть имена?»
-
А. и В. предлагают вам сыграть в игру «Посмотри и назови». Нужно правильно назвать те предметы, которые можно увидеть в классе, за окном. Выявить победителя невозможно, т.к. этот мир огромен и необъятен. Человек, знакомясь с окр.миром, перестаёт быть одиноким и ощущает себя частью общего большого мира, к-рый можно слышать, чувствовать, понимать. Какие ситуации общения изображены на рисунках? (С родителями, друг с другом, с животными, дикой природой, книгой, компьютером) Электор.пособие (Общение с зеркальцем. С Колобком.)
-
Укажите те рисунки, на которых изображены любимые занятия детей, и рассказать о своих увлечениях. Обратить внимание на тех, кто любит читать.
-
Электор.пособие (Совместный рисунок.) Что решили дети сделать сообща? Что помогло им сделать общий рисунок? (Не только умение рисовать, но и умение договариваться, не ссориться, проявлять вз/понимание, находить общее решение, объединять усилия) А вам бы хотелось делать что-нибудь вместе? Для этого нужно учиться общаться друг с другом. Нужно относиться к своим одноклассникам так, чтобы всем было хорошо находиться вместе, чтобы все были добрыми друзьями. Стр. 2 знакомство с условными обозначениями.
-
Прочитайте название темы на стр.6. Эти слова взяты из детской песенки, в к-рой поётся «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики». Кто такие ученики? Вы тоже ученики 1 класса и сегодня будете учиться рассказывать по рисункам. Прочитайте значок на полях. Какое правило общения в классе нужно соблюдать? (Один говорит, все остальные слушают.) Что видите на 1 рисунке? Как м.понять, что в семье ученика все радуются его 1-ому школьному дню? Какие напутствия даются 1-класснику? Что может означать поднятая вверх рука мамы? («В добрый путь!») А рука бабушки возле глаз? (Слёзы радости.) Кто желает ученику доброго пути на 2-м рисунке? Как вы догадались, что это дошкольники?
-
Какие чувства они испытывают, провожая 1-классников в школу? Почему им немножко грустно? Кого видите на 3 рисунке? Судя по лицу мальчика, он хочет познакомиться с девочкой, но не знает как. А вы помните, что говорят при знакомстве? Представьте, что вы знакомитесь с соседом по парте, и разыграйте эту сценку. Ученики какого класса изображены на 4 рисунке? Почему они идут не поодиночке, а все вместе, рядом с учительницей? (Они успели познакомиться, начали дружить и всё делать вместе, сообща.)
-
Новый значок. Он обозначает «Размышляем, объясняем.» Подумайте, какие учебные принадлежности нужно положить ученику в портфель. Как эти предметы помогут вам учиться? Подумайте, какой из предметов лишний?
-
Лексическая работа. Уточнение словарного запаса и накапливание речевого опыта. Названия других учебных принадлежностей, школьных помещений, мебели и т.д. Чему вы хотите научиться в школе? Нужно расти культурным человеком, а для этого надо знать, как правильно вести себя во время общения с другими людьми, и соблюдать культуру общения. Нужно ли учиться культуре общения? Наши новые знакомые Аня и Ваня наблюдали за тем, как по-разному ведут себя ученики в нашей школе, и решили проверить ваши знания по культуре общения.
-
Владеет ли культурой общения ученик, уступающий девочке дорогу в класс? А 1-классник, сбросивший со стола учебные принадлежности своего товарища? Подсказывает ли нам поведение за учебным столом мальчика и девочки, что они умеют общаться между собой? Почему ученик, опаздывающий в класс, нарушает культуру общения? (Он мешает учителю вести урок, отвлекает остальных детей от учебных занятий.) Предположим, что ваш сосед занял слишком много места на парте. Что вы скажете ему? (Отодвинь, пожалуйста, свои учебные принадлежности.) Что он должен сказать в ответ? (Извини, пожалуйста.) Разыгрывание ситуации. Если ваш карандаш упал под стул соседа, как следует поступить?
-
Кто по значку на полях понял следующее задание? Предлагаю выполнить его сообща, посоветовавшись друг с другом. У какой пары ответ уже готов? (Книга лишняя. Это не игр.)
-
Итог урока
-
-
Урок №2. 19 сентября
Книжки – мои друзья. Слова в общении. (Стр. 8-11)
-
Отгадайте загадку: Как вы догадались? (Листочки- это книжные листы, рассказывает – это когда читают книгу.) Наш сегодняшний урок посвящён книге. Прочитайте на доске тему. (Клик) Не дерево, а с листочками. Нет языка, а рассказывает.
-
Почему книги названы друзьями? Когда люди становятся друзьями? (Когда знакомятся, начинают общаться: играют, рассказывают друг другу что-нибудь интересное, делают что-то сообща, вместе трудятся.) А с книгами разве играют? (Нет, книги читают, и они как будто что-то рассказывают.) Значит, книги становятся друзьями, когда с ними начинают общаться. Вы можете сказать о себе: «Книги – мои друзья»? Вы общаетесь с книгами? Есть ли у вас дома книги и какие? Назовите ваши самые любимые книги. «Книжки – мои друзья».
-
Откройте Азбуку, найдите стр. 8, где записана тема урока. Прочитайте её. Прочитайте значки на полях. Какой значок вам не знаком? Он означает «Читаем со взрослым» Вы хотите, чтобы я вам почитала? Рассматриваем иллюстрации и читаем отрывки. Определяем автора и название произведения. 1 произведение Чуковского, 2 – стихотворение сочинил Б.Заходер. Почему он дал такое необычное имя своему герою? Непонятно, кто это: забавный человечек или зверюшка. В русском языке не нашлось для него подходящего слова, поэтому автор и назвал его Ктототам.
-
После чтения Петрушки. Из какой книжки он мог появиться? (Петрушка любит забавлятлять, потешать детей. Вот потешка про него: Ваня, Ваня-простота, купил лошадь без хвоста. Сел он задом наперёд и поехал в огород. Говорится о культуре общения с книгой. (Бережно, аккуратно, не мять, не рвать…)
-
Как можно подружиться с книгой? (Её можно брать в руки, рассматривать, пробовать читать вместе со взрослыми или самим) Для чего мы читаем книги? С.Михалков «Дядя Стёпа». За что любили дядю Стёпу милиционера ребята со всех дворов? РНС «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
-
Кто из вас знает, что такое пословица? (Это краткое речевое выражение, буквально в несколько слов, которое сочинил народ) Люди говорят: «Пословица недаром молвится», потому что каждая пословица – это важное жизненное правило, в том числе и правило общения. Одну из пословиц я записала на доске. Попробуйте прочитать её. «Слово ранит, слово и лечит»
-
Как вы понимаете её? (Злым, грубым словом можно больно обидеть человека, но доброе, ласковое слово помогает забыть эту обиду.) Эта пословица будет связана с темой нашего урока. «Слово ранит, слово и лечит»
-
Стр.10 Всегда ли слово объединяет людей? Не бывает ли наоборот? Составьте по картинкам рассказ. Сравните 1 и последний рисунки. Как общались дети в начале и в конце своего похода в лес? Почему произошла перемена в настроении мальчиков? (Причина ссоры не только в жадности, но и в неумении по-хорошему, мирно разрешить спор) Подскажите детям слова примирения. Электор.пособие(2 мультфильма.)
-
Вам приходилось собирать грибы? Знаете ли вы их названия? Кто может объяснить, почему они так называются? Электор.пособие(Грибы.)
-
С кем вы обычно ходите в лес? Случались ли с вами интересные истории, приключения? Удавалось ли вам не поссориться, а, наоборот, договориться, согласовать свои действия? Рассмотрите рисунки на стр.11. Какое настроение у ребят? В чём может быть причина плохого настроения? Давайте проверим ваши предположения, прочитав текст под рисунками. Какие слова ведут к ссоре? (Злые, грубые, когда дразнят) А бывают несправедливые слова? (Когда тебя напрасно упрекают, хоты ты не виноват.)
-
Наши Аня и Ваня знают много пословиц о том, как следует себя вести при общении с людьми. Они знакомят нас с двумя пословицами. Чтение пословиц, осмысление. Я буду рассказывать, а вы помогайте. В одном доме жили и дружили мальчик и девочка. (Дети придумывают имена.) Однажды ребята пошли … (лес, речка…) Чтобы перекусить, они взяли с собой … . Продукты они положили в пакет. Что же могло произойти с пакетом? (Утащила собака, забыли в автобусе…) Кого начали упрекать ребята. (Друг друга.) А как следовало себя повести? (Успокоить друг друга, превратить всё в шутку.) Поняли ли потом ребята, что напрасно обижали друг друга? Почему же они не помирятся? (Ждут, что это сделает другой.) Воспитанный человек не ждёт, когда извинятся перед ним, а сам извинится первым. Есть и пословица: «Сумел провиниться – сумей и извиниться.»
-
Итог урока
Дома составить по картинкам рассказ на стр. 10 «Поход в лес»
-
Урок №3. 20 сентября Ведут студенты
Слово в общении. Однажды мама ушла. Гуси-лебеди. Помощники слова в общении. «Страшный зверь». Слова и жесты в общении. Культура общения. (Стр. 12-15)
-
-
Урок №4. 21 сентября
Мы пришли в театр. Мимика и её роль в общении. Общение без слов. Жесты и их значение. (Стр. 16-19)
-
Вы были в театре? Зачем ходят в театр? Какие чувства люди испытывают в театре? Над чем смеются в театре, о чём плачут? Почему символом театра является маска? (Актёры надевают на себя маски героев: добрых и злых. Иногда это настоящие маски, но чаще искусство мимики, способность выражать в лицах характер героев, их душевное состояние. ) Передается ли настроение актёров зрителям? Вы замечали, как настроения и чувства людей отражаются на их лицах? Это тоже передано в масках. «Мы пришли в театр»
-
Стр. 16 Рассматривание масок. Аня и Ваня ходили в театр. Догадайтесь по рисункам, постановку какой сказки они смотрели? Кто написал её?
-
Вы читали? О чем рассказывается в представленных сценах? Определите по мимике, жестам, позам настроение Золушки. Какие чувства вызывает у вас каждая сцена спектакля? Когда грустно? Радостно? Подберите маски, соответствующие настроению. Какое настроение у 1 маски? 2-4? (Грустное, печальное; радостное, весёлое; тревожное, взволнованное; довольное, успокоенное)
-
Ребята захотели сыграть спектакль, но только кукольный. Что из этого получилось? Почему плачет девочка? Получился ли спектакль? (Нет. Необходимо совместное участие детей в спектакле, а мальчик забрал себе почти все куклы и захотел сыграть почти все роли) Сравните эмоциональное состояние детей и его образного отображения в рисунках.
-
Работа над лексическим значением выражений. (3 клика) Слёзы градом. Надулся. Сияет, как солнышко.
-
(Учитель жестом поднимает детей, потом сажает) Как вы догадались, что нужно сесть, ведь я молчала? Догадайтесь без моих слов, с каким настроением я начинаю урок? (Улыбаюсь.) Может мне вообще можно на уроках обходиться без слов? «Общение без слов»
-
Стр.18. Чтение темы. Анализ ситуации на рисунке. Как вы видите, учитель с учениками в классе решили общаться без слов. Что означают жест ученика? (Не знаю ответа) А учителя? Выполняют ли ученики это указание учителя? Какие два одинаковых жеста имеют разное значение. (1 ученик подсказывает ответ, другой делает рожки соседу.) «Общение без слов»
-
Какая из учениц владеет культурой общения и правильно использует жест? (На 1 парте.) Каким жестам не место на уроке? (Почёсывание головы, рожки, подсказки с помощью пальцев) На уроке общение без слов затруднительно. Жесты – это вспомогательное средство общения, т.к. человек владеет словом, умеет говорить. «Общение без слов»
-
Стр. 19. Что за ученики сидят за школьными партами? Кто ведёт урок? Работа над фразеологизмами. (6 кликов) Навострил уши. Внимательно слушает. Клюёт носом. Невнимателен. Дремлет. Прячется в кусты. Уходит от ответа. Боится ответить.
-
Лесные звери отгадывают загадки. Какую из загадок изобразил Петрушка? (Сравнивается рисунок гриба и поза Петрушки.) Сравните, сколько ножек у гриба? Как это изобразил Петрушка? Как называется верхняя часть гриба? С помощью чего Петрушка изображает шляпу гриба? Как можно изобразить рога у оленя? Что значит «вперевалочку бредёт»? Как это показать? Электор.пособие(№4.)
-
Итог урока
Какие способы есть, чтобы без слов что-то сказать? Дома прочитайте с родителями сказку Ш.Перро «Золушка»
-
-
Чем понравилась сказка Ш.Перро «Золушка»?
-
Урок №5. 24 сентября
В мире природы. Понимаешь ли ты язык животных? (Стр. 20-23)
-
На предыдущем уроке мы говорили о том, как можно общаться без слов. При помощи чего это можно делать? (Жесты, мимика.) Есть виды искусства, где с помощью жестов, мимики и движений тела создаются целые представления без слов. Это пантомима и балет.
-
Стр. 20 Чтение отрывка из песни «Жили у бабуси два весёлых гуся». Исполнение этой песни с изображением поведения гусей: дети вытягивают шеи, прячутся в канавке, кланяются бабусе. Вам наверняка приходилось видеть, как гуси вытягивают шеи и наклоняют головы, покачивая ими. В песенке этим движениям давалось шутливое объяснение. А что они означают на самом деле? (Поднятие головы вверх – выражение тревоги, голова спрятана под крыло – нерешительность, шипение – пугать чужака…) Лексическая работа. Подбираем слова, обозначающие настроение гуся (тревожится, волнуется, беспокоится); его особенности (храбрый, трусливый, боязливый)
-
Стр. 21 Понимаете ли вы язык животных? Что обозначают из движения и позы? (Животные своим рычанием, мурлыканьем по-своему разговаривают, выражают своё настроение (сердитое, радостное, угрожающее). Отношение животных к человеку во многом зависит от того, как человек относится к животным. Электор.пособие(№5 Все задания.)
-
Рассказы детей о своих домашних животных и о своём отношении к ним. Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Ёж и заяц». Развитие умения передавать диалог в лицах. Есть такое слово «съёжился», которое употребляют и по отношению к человеку, когда он принимает похожую позу. Когда человек съёживается и в каких случаях? (Холодно, прячется, неправильно сидит за столом, согнув спину)
-
Сочинение с элементами описания на тему … (Учитель на доске, дети на листах рисуют сюжет – рисуночное письмо.) Когда ёжик, спасаясь от врагов, сворачивается … в клубочек? комочек? шарик? прячет … лицо? мордочку? себе … под животик? брюшко?, а кверху выставляет … колючки? иголки? шипы? После рисунка дети повторяют целиком текст своего сочинения. «Как ёжик спасается от врагов»
-
Стр. 22. Будем учиться составлять рассказы в картинках. Анализируется поза тигра, его намерения: высматривание добычи, готовится к прыжку, прыгает. Дети в парах делятся на слушателей и рассказчиков, потом меняются. Что обозначает значок внизу полей? Кто назовёт, чьи это маски? (льва, тигра, кота, леопарда.) Замените обобщающим словом. (Маски животных.) Но животных много. Случайно ли отобраны эти? (Семейство кошачьих)
-
Выбери себе маску животного и изобрази его в движении. Пластические образы – своеобразный мир искусства. Попробуем не только рассказать, но и показать историю про тигра и зайцев. У нас тоже будет рассказ в картинках, т.е. с изображением того, что в нём рассказывается. Кто хочет исполнять роль тигра? А кто – убегающих зайцев? Условие: пользоваться только языком животных.
-
Стр. 23. Рассматривание рисунков «В птичьей школе» и составление рассказа. Для чего учитель показывал насекомых в птичьей школе и что из этого вышло? (Чтобы они могли сами добывать себе пищу. Учитель даёт одному ученику лупу, чтобы тот получше рассмотрел бабочку. Но бабочка через лупу показалась ученику такой страшной, что тот от страха убежал.)
-
Как вы догадались о том, что произошло на уроке? Что вам помогло? (Умение понять внутреннее состояние героев рассказа через их внешний вид. У птенца расширенные от страха глаза, раскрыт клюв. Учитель выражает недоумение, непонимание того, что случилось.) Художник рассказал историю с помощью рисунков. Свой рассказ он разбил на 3 части: начало, середину и конец. Запомните, с чего начать рассказ, как продолжить, чем закончить. Это поможет вам не потерять мысль в своём рассказе. Разыгрывание сценки.
-
Итог урока
Научились составлять рассказ в картинках.
-
-
Урок №6. 26 сентября
Разговаривают ли предметы? Слова и предметы. О чём рассказал Гулливер? Слова или предметы? (Стр. 24-27)
-
Стр. 24. Прочитайте тему урока. Попробуем найти ответ. Можно ли назвать «говорящими предметами» телефон, компьютер? (Нет, т.к. это лишь изобретение человека для передачи сообщений.) Умеете ли вы пользоваться этими техническими средствами общения? «Разговаривают ли предметы?»
-
О чём бы мог рассказать школьный ранец? Давайте представим, что могло произойти с учеником. Начнём так: «Однажды Вова возвращался из школы. Я, как всегда, был у него за спиной. Вдруг Вова встретил …» Кто может превратить обычные предметы в живых собеседников? (Писатели.) «Разговаривают ли предметы?»
-
Посмотрите, у нас появилась новая книга. Как она называется? Кто её автор? Кому дома читали эту книжку? Давайте прочтем отрывки из этой книги. Кто такой Мойдодыр? (Умывальник.) Почему автор дал умывальнику такое имя? Кого отмыл от грязи Мойдодыр? Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом? Почему ребёнка Мойдодыр называет поросёнком, как это показал художник. (Лежит в луже, как поросёнок.) К.И.Чуковский
-
Изобразите Мойдодыра, передав в его словах разное отношение к грязнуле и к чистому мальчику, обратите внимание на позу Мойдодыра, жестами, выражением лица и, наконец, интонацией, эмоциональной окраской голоса. Электор.пособие (№6) Сумели ли мы ответить на вопрос «Разговаривают ли предметы»? Какие ответы мы дали на этот вопрос? (В реальной жизни предметы не разговаривают, но могут многое сообщить своим внешним видом. В произведениях, в сказках предметы оживают и начинают общаться с человеком.) К.И.Чуковский
-
Игра. Учитель называет слова, а дети находят и показывают соответствующие предметы. (1-2 предмета нет в классе. Слово, т.е. название предмета, есть, а сам предмет отсутствует, но это не мешает представить его значение.) Стр.26 Свифт «Путешествие Гулливера». Во время своего путешествия Гулливер познакомился с новым способом общения, изобретённым учёными одной сказочной страны, - с помощью самих предметов, а не слов. Отрывок из произведения: «Т.к. слова суть только названия вещей, то автор проекта высказывает предположение, что для нас будет гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражения наших мыслей и желаний…» Посмотрите, мудрецы в окружении вещей, действительно ли этот способ удобен? (Легче просто назвать предметы, чем носить их, не все мысли можно выразить с помощью предметов.) «Слово и предметы?»
-
Нижние рисунки. Ваня и Аня решили поговорить друг с другом, используя предметы, а не слова. Догадайтесь, что хочет сказать Ваня Ане, протягивая ей теннисный мячик и ракетку. («Пойдём играть в теннис.», «Пойдём смотреть соревнование по теннису») Что хочет сказать Аня Ване, подавая ему зонтик и резиновые сапоги? («На улице идёт дождь, надень сапоги и возьми зонтик.» или «На улице установилась сухая погода. Убери сапоги и зонтик в шкаф») Легко ли детям понять друг друга? (Клик.) «Слово и предметы?» Вывод: достичь взаимопонима-ния нелегко.
-
Стр. 27 Чтение отрывков из сказки С.Маршака «Кошкин дом» Электор.пособие (№7 - 3) Почему собеседники не поняли друг друга? (По-разному понимали значение слова «стол») Значение каких слов не знали гости и почему?(У них не было стола и стула.) В рамке: акваланг, скафандр, шифоньер, бульдозер, дуршлаг. Электор.пособие (№7 - 4) С.Я.Маршак
-
Представьте, что вы увидели поле, ограждённое колышками и верёвкой. Что этим хотел сказать человек? (Не ходить.) Если в свой день рождения вы увидите на столе букет из цветов, догадаетесь ли вы, что хотели сказать ваши родные и друзья? Мудрецы сказочной страны были в чём-то правы. Оказывается, в некоторых ситуациях, когда человек отсутствует, оставленные им предметы помогают сообщить его намерения, важную информацию окружающим. Порой предметы, оставленные человеком, сообщают другим людям информацию о нём. Например, ученик ехал в автобусе, а когда вышел, то возле его сиденья осталась гора шелухи от семечек. О чём сообщила остальным пассажирам оставленная шелуха? (Ехал невоспитанный, некультурный человек) Электор.пособие (№7 – 1 и 2)
-
Итог урока
Дома прочитайте с родителями сказку К.Чуковского «Мойдодыр»
-
-
Кто помнит наизусть отрывок из сказки
-
Урок №7. 27 сентября
Рисунки и предметы в общении. Путешествие по городу. В Цветочном городе. Знаки охраны природы. (Стр. 28-33)
-
Мудрецы сказочной страны додумались до того, что многие предметы в разных странах похожи, поэтому общение с помощью предметов может быть использовано людьми, даже говорящими на разных языках. Если у входа в здание висит сапог, о чём он может сообщить? (Можно купить, отремонтировать обувь.) Но ведь не всегда и не любой предмет удобно выставить, вывесить на улице. К примеру, если выставить хлеб перед входом в булочную, он быстро испортиться. Как ой же может быть выход? (Сделать вывеску с нарисованным хлебом.)
-
-
Прочитайте тему. Что мы должны сравнить между собой? (Рисунки и предметы в общении.) Наш приятель Петрушка поехал за границу. Что же произошло с ним в чужой стране, в незнакомом городе? (У него разорвался сапог.) Придумайте историю о том, почему у него разорвался сапог. (Он поехал выступать с концертной программой. Его русская пляска так понравилась иностранцам, что ему пришлось провести много дополнительных концертов. Сапог не выдержал нагрузки и развалился.) «Рисунки и предметы в общении»
-
Какой вопрос встал перед Петрушкой? (Как найти сапожную мастерскую в иностранном городе без знания языка?) О чём сообщают Петрушке вывески на зданиях города? Подскажите ему, где он сможет починить сапог. Чем удобны вывески с рисунками на зданиях? (Даже не знающие языка и плохо читающие люди могут понять, о чём они сообщают.) Есть ли вокруг вас здания, на вывесках которых, кроме букв имеются рисунки? «Рисунки и предметы в общении»
-
-
-
Стр. 29. Чаще всего рисунки имеются на вывесках магазинов. Но сообщать о том, что продаётся в магазине, могут и витрины. Что такое витрина? (Место, где размещены товары – чаще всего за окном.) Бывает, что реальные товары заменяются их изображениями, рисунками на стекле. У одного такого из магазинов, витрины которого оформлены рисунками, оказались Ваня и Аня. Однако, судя по их виду, они в чём-то сомневаются. Давайте разберёмся вместе с ними. В какой магазин пришли ребята? Кто сможет прочитать название магазина? А что можно купить в этом магазине, судя по витринам? Соответствует ли название магазина тому, что сообщают витрины об имеющихся товарах? Какая же из двух витрин – левая или правая – сообщает о том, что в этом магазине можно купить товары для дома?
-
Вы видите товары, которые разложены на прилавке. Назовите их. Помогите Ане найти приспособления для шитья, а Ване – столярные инструменты. Попытаемся узнать, что хочет отремонтировать Ваня. Для этого отгадайте загадку: «Четыре братца под одной крышей живут». (Стол.) Ваня будет помогать папе ремонтировать ножку стола. Чтобы узнать, что будет шить Аня, отгадайте другую загадку: «Два брюшка, два ушка». (Подушка.) Аня вместе с мамой будет делать вышивку на подушке. Аня и Ваня вели себя в магазине как культурные покупатели. А вы знаете правила культуры общения в магазине? Какие? (Использовать слова вежливости, не указывать пальцами на товары…) Электор.пособие (№8 – 1 и 2)
-
Итак, в общении часто используются предметы и рисунки не по прямому их назначению, а в качестве меток, указания на что-то, для обозначения чего-то, т.е. в качестве знака. Стр.30. Чтение названия страницы. Куда привела нас «Азбука»? Почему у этого города такое название? Кто живёт в этом городе? Совершим путешествие по нему. Чтение начала произведения Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей». «В одном городе…» В какой книге можно прочитать историю о коротышках? Кто автор? О каких приключениях Незнайки и его друзей вы можете рассказать? «В Цветочном городе»
-
В этой книге можно прочитать: «Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики.» Кто живёт в этих домиках? (Обращается внимание на предметы возле домиков. Мед.чемод. принадлежит коротышке, к-рый лечит. Пилюлькин: пилюля – это лекарство, таблетка круглой формы. Пилюлькин – это доктор.)
-
В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили.
-
…Жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней…
-
…Жил здесь также знаменитый механик Винтик…
-
…Жил охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька и ещё было ружьё, которое стреляло пробками..…
-
Жил музыкант Гусля… Но самым известным среди них был малыш, по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал…
-
Как могут гости Цветочного города, не умеющие читать, узнать, кто живёт в каждом домике? Предметы не оставишь на улице: ружьё может случайно выстрелить, книжка испачкаться. (Надо на вывесках рядом с именами поместить рисунки.) (Ружьё для домика охотника Пульки, книга для Знайки, змея на чаше символ врачевания для Пилюлькина,) Есть ли знак, имеющий отношение к музыке? Для кого не хватило знака? (Незн., т.к.неизвестно, чем он любит заниматься.) (?)
-
Кем только не пробовал стать Незнайка: и врачом, и художником, и музыкантом, и поэтом, но у него ничего не получилось. Вот послушайте историю о том, как Незнайка стал поэтом. КАК НЕЗНАЙКА СОЧИНЯЛ СТИХИ После того как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. У него был знакомый поэт, который жил на улице Одуванчиков. Этого поэта по-настоящему звали Пудиком, но, как известно, все поэты очень любят красивые имена. Поэтому, когда Пудик начал писать стихи, он выбрал себе другое имя и стал называться Цветиком. Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал: -- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом. -- А у тебя способности есть? -- спросил Цветик. -- Конечно, есть. Я очень способный, -- ответил Незнайка. -- Это надо проверить, -- сказал Цветик. -- Ты знаешь, что такое рифма? -- Рифма? Нет, не знаю. -- Рифма -- это когда два слова оканчиваются одинаково, -- объяснил Цветик. -- Например: утка -- шутка, коржик -- моржик. Понял? -- Понял. -- Ну, скажи рифму на слово "палка". -- Селедка, -- ответил Незнайка. -- Какая же это рифма: палка -- селедка? Никакой рифмы нет в этих словах. -- Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково. -- Этого мало, -- сказал Цветик. -- Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно. Вот послушай: палка -- галка, печка -- свечка, книжка -- шишка. -- Понял, понял! -- закричал Незнайка. -- Палка -- галка, печка -- свечка, книжка -- шишка!
-
Вот здорово! Ха-ха-ха! -- Ну, придумай рифму на слово "пакля", -- сказал Цветик. -- Шмакля, -- ответил Незнайка. -- Какая шмакля? -- удивился Цветик. -- Разве есть такое слово? -- А разве нету? -- Конечно, нет. -- Ну, тогда рвакля. -- Что это за рвакля такая? -- снова удивился Цветик. -- Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля, -- объяснил Незнайка. -- Врешь ты все, -- сказал Цветик, -- такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать. -- А если я не могу подобрать другого слова? -- Значит, у тебя нет способностей к поэзии. -- Ну, тогда придумай сам, какая тут рифма, -- ответил Незнайка. -- Сейчас, -- согласился Цветик. Он остановился посреди комнаты, сложил на груди руки, голову наклонил набок и стал думать. Потом поднял голову кверху и стал думать, глядя на потолок. Потом ухватился руками за собственный подбородок и стал думать, глядя на пол. Проделав все это, он стал бродить по комнате и потихоньку бормотал про себя: -- Пакля, бакля, вакля, гакля, дакля, макля... -- Он долго так бормотал, потом сказал: -- Тьфу! Что это за слово? Это какое-то слово, на которое нет рифмы. -- Ну вот! -- обрадовался Незнайка. -- Сам задает такие слова, на которые нет рифмы, и еще говорит, что я неспособный. -- Ну, способный, способный, только отстань! -- сказал Цветик.
-
У меня голова разболелась. Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи. -- Неужели это так просто? -- удивился Незнайка. -- Конечно, просто. Главное -- это способности иметь. Незнайка пришел домой и сразу принялся сочинять стихи. Целый день он ходил по комнате, глядел то на пол, то на потолок, держался руками за подбородок и что-то бормотал про себя. Наконец стихи были готовы, и он сказал: -- Послушайте, братцы, какие я стихи сочинил. -- Ну-ка, ну-ка, про что же это стихи? -- заинтересовались все. -- Это я про вас сочинил, -- признался Незнайка. -- Вот сначала стихи про Знайку: Знайка шел гулять на речку, Перепрыгнул через овечку. -- Что? -- закричал Знайка. -- Когда это я прыгал через овечку? -- Ну, это только в стихах так говорится, для рифмы, -- объяснил Незнайка. -- Так ты из-за рифмы будешь на меня всякую неправду сочинять? -- вскипел Знайка. -- Конечно, -- ответил Незнайка. -- Зачем же мне сочинять правду? Правду и сочинять нечего, она и так есть. -- Вот попробуй еще, так узнаешь! -- пригрозил Знайка. -- Ну-ка, читай, что ты там про других сочинил? -- Вот послушайте про Торопыжку, -- сказал Незнайка. Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный. -- Братцы! -- закричал Торопыжка. -- Что он про меня сочиняет? Никакого холодного утюга я не глотал..
-
.-- Да ты не кричи, -- ответил Незнайка. -- Это я просто для рифмы сказал, что утюг был холодный. -- Так я же ведь никакого утюга не глотал, ни холодного, ни горячего! -- кричал Торопыжка. -- А я и не говорю, что ты проглотил горячий, так что можешь успокоиться, -- ответил Незнайка. -- Вот послушай стихи про Авоську: У Авоськи под подушкой Лежит сладкая ватрушка. Авоська подошел к своей кровати, заглянул под подушку и сказал: -- Враки! Никакой ватрушки тут не лежит. -- Ты ничего не понимаешь в поэзии, -- ответил Незнайка. -- Это только для рифмы так говорится, что лежит, а на самом деле не лежит. Вот я еще про Пилюлькина сочинил. -- Братцы! -- закричал доктор Пилюлькин. -- Надо прекратить это издевательство! Неужели мы будем спокойно слушать, что Незнайка тут врет про всех? -- Довольно! -- закричали все. -- Мы не хотим больше слушать! Это не стихи, а какие-то дразнилки. Только Знайка, Торопыжка и Авоська кричали: -- Пусть читает! Раз он про нас прочитал, так и про других пусть читает. -- Не надо! Мы не хотим! -- кричали остальные. -- Ну, раз вы не хотите, то я пойду почитаю соседям, -- сказал Незнайка. -- Что? -- закричали тут все. -- Ты еще пойдешь перед соседями нас срамить? Попробуй только! Можешь тогда и домой не возвращаться. -- Ну ладно, братцы, не буду, -- согласился Незнайка. -- Только вы уж не сердитесь на меня. С тех пор Незнайка решил больше не сочинять стихов.
-
А вы пробовали сочинять стихи. Незнайка просит вас помочь ему. Я буду начинать строчку, а вы заканчивайте в рифму. В огород забрался… Незнайка подсказывает: «Кот. Бегемот.» А вы как думаете? (Крот.) В приоткрытое окошко залетела ночью … (Незнайка: «Кошка. Картошка.»)(Мошка) У меня всегда в порядке книжки, ручки и … (Лошадки, шоколадки) В конце книги Незнайка взялся за ум, стал учиться читать и писать, потому что подружился во время путешествия на воздушном шаре с девочкой Синеглазкой. Попросите дома родителей почитать вам дома эту интересную книгу.
-
Стр. 32. Как вы понимаете выражение: «Охрана природы»? Нравится ли вам, как ведут себя дети в парке? Чтение знаков. Что обозначает перечёркнутый топор? (Не рубить деревья) Знаки не только запрещают, но и призывают, просят. О чём просит знак, изображающий мать-птицу с птенцом? Может быть, надо объяснить ребятам, почему надо охранять природу. В этом помогут пословицы. Прочитайте, объясните.
-
Итог урока
Дома прочитайте с родителями отрывки из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
-
28 сентября
-
Какой отрывок прочитали дома?
-
Вспомните случаи, когда вы объясняли прохожему, как найти магазин или улицу? Как вы объясняли? (Словами, жестами.) Рассмотрите страницу «Азбуки» и ответьте на вопросы. Различные варианты объяснения дороги собачьей площадке. Если девочка предлагает пойти налево по направлению к дереву, грибку, клумбе, то мальчик – прямо: через футбольное поле, между турником и футбольными воротами. Передайте словами, жестами состоявшийся разговор между ребятами.
-
Мальчик и девочка называли хозяину собаки те предметы, или ориентиры, на которые он должен был обращать внимание, чтобы идти в правильном направлении. Ориентиры нужны, чтобы нагляднее представить и лучше запомнить путь.
-
Кому из вас знакома сказка «Маша и медведь»? Почему девочка заблудилась в лесу? (Она не замечала дороги, рвала ягодку за ягодкой) Почему медведь, в избушке которого она оказалась, не объяснил девочке дорогу домой? (Не хотел отпускать.) А ведь в сказке, когда медведь нёс короб с Машенькой к её дому, названы некоторые ориентиры. Вот послушайте: «Идёт медведь между ёлками, бредёт между берёзками, в овражки спускается, на пригорки подымается…» На что в лесу ориентируется медведь, чтобы не сбиться с дороги?
-
Обратите внимание на рисунки вверху страницы. Кто читал сказку про Мальчика-с-пальчика? Какие метки он использовал для обозначения дороги из леса? (Хлебные крошки.) У Мальчика-с-пальчика каждая крошка служила ориентиром. Что же произошло с крошками? (Склевали птицы.) Как быть в том случае, если слов и жестов недостаточно, к тому же дорога длинная, запутанная и человек не надеется на свою память? (Дорогу можно зарисовать, обозначив самые важные ориентиры и направление пути.)
-
Как вы объясните новым школьным друзьям дорогу к своему дому? Какие ориентиры укажите? (Выходя из школы –школа обозначается прямоугольником с буквой Ш, идёте прямо до калитки, потом направо – рисуются стрелки кликами… идёте до детского сада – д.с., напротив вы увидите мой дом – квадрат с буквой Д.) Дети в парах рисуют свою дорогу домой. Творческая работа Ш д/с Д
-
«Дорожные знаки»
Мало знать дорогу и уметь находить её, нужно ещё выбирать безопасный путь, особенно в городе. Почему? (Там много машин.) Какие знаки помогают человеку выбирать безопасный путь? (Знаки дорожного движения) Кто общается с помощью знаков дорожного движения? (Водители и пешеходы) От того, знают ли пешеходы знаки дорожного движения, следуют ли им, зависят их здоровье и жизнь.
-
О чём задумались Аня и Ваня? (Как найти безопасный путь к школе) Наверное, они не знают, что сообщают дорожные знаки. Поможем ребятам прочитать их: «Здесь пешеходная дорожка», «Здесь дорожка для велосипедистов», «Пешеходный переход автомобильной дороги» и т.д. Узнали ли вы милиционера из книги Сергея Михалкова? Какой совет он даёт пешеходам? Какие ещё пдд вы знаете?
-
Чтение и заучивание строчек. Три цвета есть у светофора, Они понятны для шофёра: Красный цвет – проезда нет, Жёлтый – будь готов к пути, А зелёный цвет – кати!
-
«Дорожные знаки»
Есть особые машины, которым разрешён проезд даже на красный сигнал светофора. Определите, какие машины изображены, принимая во внимание не только условные знаки (крест – «скорая помощь»), но и цвет машины (пожарная машина – красного цвета) По каким номерам телефона следует звонить в экстренных случаях
-
-
Чтение отрывка из произведения С.Михалкова «Дядя Стёпа» Что за дым над головой?Что за гром по мостовой?Дом пылает за углом,Сто зевак стоят кругом.Ставит лестницы команда,От огня спасает дом.Весь чердак уже в огне,Бьются голуби в окне.На дворе в толпе ребятДяде Степе говорят:— Неужели вместе с домомНаши голуби сгорят? Дядя Степа с тротуараДостает до чердака.Сквозь огонь и дым пожараТянется его рука.Он окошко открывает.Из окошка вылетаютВосемнадцать голубей,А за ними — воробей.Все Степану благодарны:Спас он птиц, и потомуСтать немедленно пожарнымВсе советуют ему.
-
щщщ Дома прочитайте с родителями стихи С.Михалкова «Дядя Стёпа»
-
1 октября
-
С.Михалков «Дядя Стёпа» Расскажите, как помогал дядя Стёпа.
-
Урок №9. 1 октября
Общение с использованием рисунков и условных обозначений. (Стр. 38-39)
-
Где вы живёте, ребята? (Дети называют адрес.) В каком городе находятся ваши улицы и дома? Как называются жители Москвы? В какой стране находится Москва? Как называют всех людей, живущих в России? (Россияне) На какой планете живут россияне? Как называется космическое пространство, которое объединяет все планеты? (Вселенная)
-
Представьте, что вам пришлось встретиться с инопланетянином, который прилетел на Землю. Смогли бы вы с ним общаться? Как? (Приветливое выражение лица, жесты-рукопожатия) А сможете ли вы общаться словами? Почему нет? (Инопланетяне не знают языка землян)
-
Прочитайте название страницы. Чтение заданий учебника. Определение причины возникших в общении затруднений: инопланетянин и Аня не знают языка друг друга. По содержанию представленных кадров видеоленты можно сделать вывод о возможности использования рисунков, графических знаков для письменного общения. «Удивительная встреча»
-
О чём рассказал инопланетянин? Для ответа на этот вопрос необходимо выполнить задания на стр.39. Как называется предмет, в который мудрец рассматривает звёздное небо? (Телескоп) Как называется наука, которая изучает Вселенную? (Астрономия) Рассказ об астрономии, Знакомство со словами «созвездия», «планеты», «планетарий». Рассматриваем рисунки и условные знаки планет и созвездий: Земли, Солнца, Луны, Б.Медведицы, Лебедя. Возможно инопланетянин прилетел из созвездия Лебедя.
-
Что и как надо рассказать инопланетянину о Земле, чтобы он догадался, на какую планету попал? Какие способы передачи письменного сообщения вы можете использовать? «Мы живём на планете Земля (показ изображения Земли) Днём Землю обогревает Солнце (изображение Солнца), а ночью её освещает Луна (символическое изображение Луны) На Земле живут люди, звери, птицы. (рисунки) Люди запускают ракеты, космические корабли вокруг Земли и на другие планеты (рисунки и стрелки, показывающие траектории полётов)» «Послание инопланетянину»
-
В дальние космические путешествия отправляться человеку небезопасно, поэтому для общения с жителями других планет используют роботов. «Азбука» предлагает вам собрать такого робота, для чего необходимо найти две совершенно одинаковые части. Посмотрим, какая пара справиться быстрее? Чем человеку упрощает жизнь использование роботов?
-
-
-
щщщ «Послание инопланетянину» Мы ж и в ё м н а п л а н е те Зе м л я. Дн ё м Зе м лю о б о г р е в а е т Со л н ц е, а н о ч ь ю е ё о с в е ща е т Л у н а. На Зе м л е жи в у т л ю д и, з в е р и, п т и ц ы.
-
щщщ Дома прочитайте родителям напечатанное вами послание инопланетянину. «Послание инопланетянину» Мы ж и в ё м н а п л а н е те Зе м л я. Дн ё м Зе м лю о б о г р е в а е т Со л н ц е, а н о ч ь ю е ё о с в е ща е т Л у н а. На Зе м л е жи в у т л ю д и, з в е р и, п т и ц ы.
-
3 октября
-
щщщ «Послание инопланетянину» Мы ж и в ё м н а п л а н е те Зе м л я. Дн ё м Зе м лю о б о г р е в а е т Со л н ц е, а н о ч ь ю е ё о с в е ща е т Л у н а. На Зе м л е жи в у т л ю д и, з в е р и, п т и ц ы. Прочитайте послание инопланетянину.
-
щщщ
-
оооооооо
-
оооооооо
-
оооооооо
-
оооооооо
-
к р ы ж о в н и к
-
г у с е н и ц а
-
у к р о п
-
с о б а к и
-
л а д о ш к и
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.