Презентация на тему "русская народная сказка как нравственное формирование духовных ценностей на уроках литературы в условиях внедрения ФГОС"

Презентация: русская народная сказка как нравственное формирование духовных ценностей на уроках литературы в условиях внедрения ФГОС
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "русская народная сказка как нравственное формирование духовных ценностей на уроках литературы в условиях внедрения ФГОС"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 31 слайда. Также представлены другие презентации по литературе. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    31
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: русская народная сказка как нравственное формирование духовных ценностей на уроках литературы в условиях внедрения ФГОС
    Слайд 1

    Русская народная сказка как нравственное формирование духовных ценностей на уроках литературы в условиях внедрения ФГОС

  • Слайд 2

    В чем мораль сказки «Курочка Ряба»?

    выполнила: Моисеева Нина Михайловна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 17 г. Якутск

  • Слайд 3

    Курочка Ряба

    Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко, да не простое - золотое. Дед бил - не разбил. Баба била - не разбила. А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба и говорит им Курочка Ряба: - Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!

  • Слайд 4
  • Слайд 5

    Проблема

    оказалось, что почти никто не знает и не понимает, в чем смысл русской сказки «Курочка Ряба», маленькой по объему, но многослойной по глубине? Все желают знать, о чем же все–таки сказка «Курочка Ряба». Сказку о Курочке Рябе знает каждый, но читатель порой и не подозревает, что у неё есть автор - Ушинский Константин Дмитриевич. Он взял для букваря лишь канву- идею из русской народной сказки. Назвал курочку-рябушечку Рябой, придумал уникальную историю с золотым яйцом и радостным окончанием. 

  • Слайд 6

    актуальность

    В настоящее время «Курочка ряба» — одна из первых сказок, которые родители читают детям. А нынешние ученики – это завтрашние родители, и им стоит знать мораль сказки. Так как в русских сказках всегда говорится о человеческих ценностях, а понятие о ценностях жизни едва ли не главное, что движет людскими поступками. К сожалению, почти никто не задавался вопросом, в чем заключается смысл сказки «Курочка Ряба». она краткая, с множеством  вопросов, заставляющая читателей всех возрастов ломать голову в догадках о сути.

  • Слайд 7

    Цель исследования

    Над содержанием сказки и её смыслом уже более 150 лет ломают голову, пытаясь ответить на противоречивые вопросы (не в колодце, а в роднике истина), сравнивают яйцо с Солнцем и Луной, с планетой Земля и т.д. Наша цель -  попытаться раскрыть и понять многослойность содержания сказки «Курочка Ряба». Из-за чего весь сыр-бор? Откуда эти беды-напасти? Настоящая трагедия из-за маленькой мышки и простого яичка. Конечно, на то она и сказка, беды и последствия утрированы -"раздуты" до невероятности.

  • Слайд 8

    гипотеза

    дети младшего возраста не знают и не понимают смысла сказки, потому что сказки пишут для взрослых. А ещё потому, что их родители сами не знают о сути содержания «Курочки Рябы». После заданного им вопроса о смысле сказки у ребят проснется живой интерес к слову, фразе, тексту; многие откроют заново для себя русские сказки. Необычное золотое яйцо, вызывая удивление, заставляет задуматься, развивает фантазию.  

  • Слайд 9

    новизна

    неожиданный поворот мысли и новое восприятие сказки;

  • Слайд 10

    Задачи исследования

    1. попросить учащихся 5,7,9,10 классов попытаться растолковать сказку; 2. проанализировать и классифицировать ответы учащихся; 3. сформулировать промежуточные выводы; 4. сопоставить собственные данные с научными источниками.

  • Слайд 11

    Литературный обзор

    Мельников, М. Н. Русский детский фольклор. Москва, 1987 Топоров В. Н. К реконструкции мифа о мировом яйце //Труды по знаковым системам, т. 3, Тарту, 1967 Пропп, В. Я. Русская сказка. Москва, 2013 Соловей Т.Г., Грачева И.В. Яйцо Курочки Рябы. История, философия, мифология // Литература в школе. - 2000. - № 3. - С. 79. Грачева И.В. «Курочка Ряба», или родом из сказки // Литература в школе. - 2000. - № 3. - С. 86-91. Князева М. Жила-была Курочка Ряба : ведическая культура в русском фольклоре. - // Литература в школе. - №3. - 1997.- 56-67с. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры XX века : ключевые понятия и тексты. - 3-е изд., доп. и испр. - М. : Аграф, 2009. - 543 с., С. 196—200  Курочка // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, 1984—1985. — (Лит. памятники). Т. 1. — 1984. — С. 83—84.

  • Слайд 12

    Варианты толкований сюжета сказки :

    В. Я. Проппвидел в композиции сказки вообще и сказки про курочку Рябу в частности комическую природу. Учёный говорил о ничтожности событий, стоящих в начале сказки. «Ничтожность этих событий иногда стоит в комическом контрасте с чудовищным нарастанием вытекающих из них последствий и с конечной катастрофой (начало — разбилось яичко, конец — сгорает вся деревня)».

  • Слайд 13

    Сказочный сюжет «Курочка Ряба» известен в восточнославянском фольклоре, в фольклоре поляков, румын, литовцев и латышей. В румынских и части литовских вариантов причина горя не связана с яйцом. В фольклоре многих других народов существуют схожие по структуре сюжеты: у словаков, сербов, в фольклоре народов балтийской языковой группы.

  • Слайд 14

    Владимир Топоров (основоположник «теории основного мифа») возводил сюжет сказки к мотиву Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой. Этот мотив В. Н. Топоров реконструировал по текстам сказочного типа ( «Три царства: золотое, серебряное и медное») и близким к нему. Предполагалось, что мотив расколотого Мирового Яйца и происхождения из него мира в целом или отдельных его частей (небо, земля, и т. п.) — общий для мифологических представлений многих народов, в том числе славян, прибалтийских финнов, древних греков, у жителей Китая, Индии, Индонезии, Океании, Австралии, Африки и т. д. Топоров считал, что сказка «Курочка Ряба» является крайним вырожденным вариантом вышеприведённого мифологического представления.

  • Слайд 15

    По Л. Г. Мощенской, в «Курочке Рябе» отражается глубинный слой мифопоэтических представлений, сказка содержит в себе космогоническую модель мира, разделенного на верхний, средний и нижний миры. При этом средний мир (Землю) воплощают дед, баба и курочка ряба, нижний мир (преисподнюю) — мышка, а верхний мир — золотое космическое яйцо. Двойственность переживания , характер центральных действующих героев сказки, мышки и курочки, позволяет рассматривать сюжет в двух ключах: положительном, созидательном (разбиение яйца – это создание звездного неба) и отрицательном, разрушительном.

  • Слайд 16

    Борис Заходер считал, что «Курочка Ряба» — это сказка о человеческом счастье: «Счастье — это золотое яйцо — люди бьют его и так и эдак, а пробежала мышка, хвостиком махнула…». Такое толкование встречает поддержку: «Попробуйте рассказать счастье и о легкости его утраты как-то понятнее, образнее, целостнее… Каждый понимает, что сказка об этом».  

  • Слайд 17

    М.Е. Вигдорчик в статье «Анализ русской сказки "Курочка ряба" в теории объектных отношений» пишет: "Золотое яйцо, снесенное курицей — это символ ребенка, имеющего особую значимость для его родителей. […] Данная интерпретация согласуется с последующей частью сказки, где речь идет о том, что и дед и баба бьют яйцо. Бьют — воспитывают, пытаются привести яйцо в соответствие со своими представлениями и горечь разочарования наступает, когда в один момент некая "мышка" достигает того, чего они не могли достигнуть сами в отношении яйца. Кто же она, эта мышка? И ее символическое значение и ее действия (вильнуть хвостом) указывают на то, что это женщина (сноха), которая воспринимается родителями сына как соперница, легкомысленно себя ведущая. Утешение же могут родители найти только в оставшейся у них "Курочке Рябе"

  • Слайд 18

    Сказку о Курочке Рябе знает каждый, но читатель порой и не подозревает, что у неё есть автор - Ушинский Константин Дмитриевич. Он взял для букваря лишь канву- идею из русской народной сказки. Назвал курочку-рябушечку Рябой, придумал уникальную историю с золотым яйцом и радостным окончанием.  Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870) был основоположником научной педагогики в России. Сказка, которую мы знаем с детства, вошла в его книгу-букварь "Родное слово", изданную им в 1864г, как уникальный методический материал для начинающих писать и читать. Поэтому она краткая, с множеством  вопросов, заставляющая читателей всех возрастов ломать голову в догадках о сути, а ведь это просто  учебный методический  материал.

  • Слайд 19

    Методика исследования

    Сбор материала; Обработка литературы; Опрос учащихся 5, 7, 9, 10 – х классов; Обработка анкетных данных, их классификация; Заключение и выводы.

  • Слайд 20

    Результаты исследования

    Мы сопоставили собственные данные, полученные в результате исследования, с данными научных источников из обзора литературы и установили , что большинство из опрошенных считают сказку поучительной. Она о том, что надо беречь то , что имеешь. Не надо плакать из – за пустяков. Новизна результатов состоит в том, что мы провели практические исследования с разновозрастными учащимися. И наша гипотеза подтвердилась: чем младше дети, тем сложнее им было понять содержание сказки. А старшеклассников сказка заставила задуматься и пофантазировать, сформулировать определенные выводы.

  • Слайд 21

    Ответы пятиклассников

    Не знаю Богатство не главное в жизни – его можно потерять. Не надо плакать из –за разбитого золотого яйца, а радоваться простому. Сказка учит доброте. Учит бережливости. Нельзя разбивать яйца из-за любопытства. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Богатый человек – это тот же простой человек. Красивее не значит лучше. Не надо так плакать из-за пустяков.

  • Слайд 22

    Ответы семиклассников

    Я не понимаю смысла этой сказки, но мне бы тоже хотелось узнать. Смысл сказки в законе подлости. Курочка Ряба – это высшее доброе существо, которое преподносит людям что-то чудесное. Сказка изначально не имела никакого смысла. Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Если потеряешь дорогую тебе вещь, то почувствуешь боль и грусть. Не надо грустить и плакать из-за пустяка. Из любой ситуации можно найти выход.

  • Слайд 23

    Надо хранить своё счастье, нельзя об этом много говорить. Иногда не хватает самого малого, чтобы осуществить задуманное. Духовные ценности важнее материальных. Неважно, какой ты снаружи – важно, что у тебя внутри. Если ты обретаешь что-то особенное, вскоре ты можешь это потерять, поэтому нужно дорожить и пытаться сохранить. С чем-то особенным к человеку приходит великая ответственность, а с его потерей непередаваемые горесть и печаль. Бог создал мир и передал его другим существам, вложив им в руки золотое яйцо. Есть люди, которые могут разбить, но есть люди, которые готовы дарить

  • Слайд 24

    Ответы девятиклассников

    1. было задано много вопросов: почему они плакали, хотя сами пытались разбить яйцо? Почему Ряба снесла им другое (простое ) яйцо? И зачем они вообще били золотое яйцо? Я думал, что легко смогу поведать смысл этой сказки, но … Порой мы можем держаться очень долго, кто бы ни бил , ни предавал, но из-за мелочи можем сорваться (разбиться). Порой мы все усложняем, не замечая очевидного. Я никогда не задумывался над смыслом этой сказки, и ,подумав сейчас, ничего не могу ответить.

  • Слайд 25

    Нельзя судить о людях по внешности. Какое бы ни было яйцо, золотое или простое, оно остается яйцом. То же самое и с людьми: богатый или бедный, белый или черный – просто Человек. Грубой силой нельзя достичь чего-то. Смысл в том, что надо ценить , что имеем. Сказка имеет множество аспектов, олицетворяющих человеческие отношения. о друге, который всегда придет на выручку. За то, что дед и баба хотели разбить яйцо, они наказаны, как Адам и Ева.

  • Слайд 26

    Ответы десятиклассников

    Я не задумывался о смысле этой сказки. Когда призадумался, возникло множество вопросов… Что имеем не ценим, а потеряв , плачем. Яйцо – это либо проблема, либо счастье в жизни людей. Золотое яйцо – это рай земной; баба и дед не берегли его: били и били . А жалостливая курочка, как Бог, подарила им простое яйцо ( обычную жизнь со всеми проблемами и бедами). Яйцо - это счастье. Когда человек сам разрушает (бьет) свое счастье, ему кажется это нормальным. Но стоит это сделать постороннему, он громко плачет. Возможно, они плакали , потому что яйцо оказалось не полностью золотым.

  • Слайд 27

    выводы

    действительно, 100% из опрошенных признались, что никогда не задумывались о смысле сказки. Как мы и предполагали, учащиеся 5х классов не знают, и им даже сложно предположить, в чем заключается мораль сказки «Курочка Ряба». Семиклассники дают уже осмысленные философские ответы.А это значит, что они уже начинают понимать сказку и желают знать, в чем её суть. Девятиклассники рассуждают уже логично: пытаются понять, почему дед и баба били яйцо, чего добивались - задают множество вопросов. Десятиклассники дают подробные развернутые ответы, в которых содержатся разные варианты осмысления сказки: от научных до бредовых… Чем старше ученики, тем глубже понимание осмысления сказки. Значит, сказки все –таки пишут для взрослых: сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок .

  • Слайд 28

    значимость

    1. Всех абсолютно заставил задуматься вопрос: «В чем, по-вашему, заключается смысл сказки «Курочка Ряба»? 2. многие за советом и ответом обратились к родителям, интернету и разным другим источникам. 3. написали интересные мини-сочинения. 4. пришли к выводу, что каждая сказка обязательно имеет подтекст, и поэтому надо внимательнее к текстам, особенно к таким маленьким сказкам.  Когда они станут родителями, обязательно вспомнят об этом уроке и со знанием сути будут рассказывать своим детям сказку «Курочка Ряба».

  • Слайд 29
  • Слайд 30

    "Курочка"                          (Русская народная сказка)    Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.    Идет просвирня, спрашивает: "Что они так плачут?" Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала.     Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола.   Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.

  • Слайд 31

       Вот Вам настоящая сказка о курочке-рябушечке, даже не столько о ней, а об её яйце. А не понять её просто невозможно!   Из-за чего весь сыр-бор? Откуда эти беды-напасти? Настоящая трагедия из-за маленькой мышки и простого яичка. Конечно, на то она и сказка, беды и последствия утрированы -"раздуты" до невероятности. Эти беды и несчастья нарастают, как снежный ком.   Да стоило ли так переживать из-за разбитого яйца? А в нашей жизни всё так и по сей день!!! Велика проблема - яйцо разбилось! Вот теперь понятен смысл народных поговорок, связанных с яйцом.  "Выеденного яйца не стоит"- пустого, разбитого. Дело пустяшное, мелочное. Эка проблема - яйцо разбилось! Досадно - ну и ладно! "Нам бы ваши проблемы".  Это всё на одну тему! Вот такая она, русская сказочка!    Так что, живите и радуйтесь!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке