Презентация на тему "«Пугачев» С. Есенин"

Презентация: «Пугачев» С. Есенин
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.4
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "«Пугачев» С. Есенин" по литературе, включающую в себя 20 слайдов. Скачать файл презентации 0.2 Мб. Средняя оценка: 4.4 балла из 5. Для учеников 9-11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе

Содержание

  • Презентация: «Пугачев» С. Есенин
    Слайд 1

    С. Есенин. Поэма «Пугачев»

    РУССКИЙ БУНТ. ИЗУЧЕНИЕ ТРАГЕДИИ С.А. ЕСЕНИНА «ПУГАЧЕВ» РАБОТУ ВЫПОЛНИЛАПУГАЧЁВА И,П,, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «ООШ С. ШКЛОВО КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ».

  • Слайд 2

    Цели урока :

    Рассмотреть проблемы, поднятые поэтом, в контексте русской истории и литературной традиции. Определить авторское отношение к личности Пугачёва и бунту как стихийному всплеску народного недовольства.

  • Слайд 3

     фрагмент “Песни о времени” В.Высоцкого

    Замок временем скрыт и укутан, укрытВ нежный плед из зеленых побегов,Но развяжет язык молчаливый гранит,И холодное прошлое заговоритО походах, боях и победах.Время подвиги эти не стерло.Оторвать от него верхний пластИли взять его крепче за горло -И оно свои тайны отдаст.

  • Слайд 4

    Трагедия «Пугачев»

    В 1921 г. русский поэт С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”, в которой обращается к событиям народного восстания 1773–1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени. Чем же вызван его интерес к событиям истории, к личности Пугачёва? Почему в своё время это привлекло внимание А.С. Пушкина?

  • Слайд 5

    Обратимся к датам:

    1773–1774 гг. – восстание Пугачёва. 1825 г. – восстание декабристов, среди участников которого - друзья А.С. Пушкина. 1831 г. – подавление кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе обращает внимание Пушкина к смутным временам русской истории. 1833 г., ноябрь – завершена работа над “Историей Пугачёва”. 19 октября 1836 г. – такую символическую дату окончания романа “Капитанская дочка” указал Пушкин.

  • Слайд 6

    Почему потерпели поражение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты? Почему, несмотря на пролитые реки крови, жизненный порядок в России не изменился к лучшему? Можно ли найти иные, более верные пути к благоденствию Родины? Эти вопросы волновали Пушкина, над ними же пришлось задуматься и Есенину. 1917 г. – свершилась Октябрьская революция, обещавшая крестьянам землю. 1920–1922 гг. – тамбовское восстание под предводительством А. Антонова. 1921 г. – С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”.

  • Слайд 7

    Что же пытается осмыслить поэт в своей трагедии? Почему пишет не о современнике, а о Пугачёве?

    Помимо объективных причин (о современном писать опасно), есть, видимо, и более глубокие. В 1969 г. Василий Шукшин тоже обратится к исторической теме в романе “Я пришёл дать вам волю” и выведет главным героем Степана Разина. Вот как писатель объяснял свой выбор: “Как только захочешь всерьёз понять процессы, происходящие в русском крестьянстве, так сразу появляется непреодолимое желание посмотреть оттуда, издалека. И тогда-то возникает глубинная, нерасторжимая, кровная связь – Степан Разин и российское крестьянство.

  • Слайд 8

    ПУШКИН И ЕСЕНИН

    Почему же Есенина привлёк именно Пугачёв? Возможно, что в данном случае немалую роль сыграло влияние А.С. Пушкина. В апреле – июне 1921 г. на пути из Москвы в Туркестан Есенин заезжал в Самару и Оренбург – места восстания. В своё время Пушкин объехал места восстания, побывал в Казани, Оренбурге, Уральске. Как видим, пути двух поэтов пересеклись не во времени, но в пространстве. Безусловно, огромную роль сыграла и сама личность Пугачёва. М. Цветаева писала: “ От Пугачёва на Пушкина шла могучая чара”. Возможно, этою же “могучей страстью очарован” был и Есенин. “Но есть ещё одно: страсть всякого поэта к мятежу, к мятежу, олицетворённому одним… К одному против всех – и без всех. К преступившему. Нет страсти к преступившему – не поэт”, - утверждает Цветаева. И Пушкин, и Есенин – поэты.

  • Слайд 9

    В ЧЁМ ЖЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПУГАЧЁВА? ЧТОБЫ ТОЧНЕЕ ПОНЯТЬ, ЛУЧШЕ РАЗОБРАТЬСЯ, УЯСНИМ ДЛЯ СЕБЯ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ.

    Стихия –1) явление природы, обнаруживающееся как ничем не сдерживаемая разрушительная сила; 2) неорганизованная сила, действующая в социальной среде. Бунт – стихийно возникшее восстание, вооруженное выступление против власти. Бунтовщик – участник бунта. Разбой – нападение с целью ограбления, убийства. Разбойник – человек, занимающийся разбоем

  • Слайд 10

    В “Капитанской дочке” Пушкин вынес приговор: “Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный”. Поэт отверг кровавый путь преобразований. Есенин тоже поднимает вопрос о бунте, но именно как вопрос: Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть!Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам?

  • Слайд 11

    ОТНОШЕНИЕ ЕСЕНИНА К ПУГАЧЕВУ

    Каково же отношение к бунту Есенина? Кто в его изображении Пугачёв: бунтовщик или разбойник? Как видим, стихия разрушительна уже по определению. Есенинский Пугачёв видит высокую цель этого разрушения – он идёт на смерть, чтобы осчастливить народ.

  • Слайд 12

    В театре на Таганке

    В 1967 г. в Театре на Таганке режиссёр Ю.Любимов осуществил постановку трагедии С. Есенина “Пугачёв”. Это первое сценическое воплощение произведения. В роли Хлопуши выступил В. Высоцкий.

  • Слайд 13

    СЦЕНА КАЗНИ ПУГАЧЕВА

    В эпизоде казни на сцене были установлены три колокола, под ними сидят три мужика, которые ни разу не поворачиваются к помосту, не вмешиваются. Это глазеющие. Их можно увидеть на старой гравюре казни декабристов, есть они и на исторических полотнах (“Боярыня Морозова” и др.) Это тоже народ, ради которого гибнет Пугачёв. Для спектакля Высоцким написана песня, соотнесённая с этой сценой.

  • Слайд 14

    ПЕСНЯ В. ВЫСОЦКОГО ДЛЯ СПЕКТАКЛЯ «ПУГАЧЕВ! ПО С.ЕСЕНИНУ

    - Ну что, Кузьма?- А что, Максим?- Чего стоймяСтоим глядим? -Да вот глядим,Чего орут, -Понять хотим,Про что поют… - Теперь уж вовсеНе понять:И там висять -И тут висять! Им только б здесьПовоевать!И главный есть – Емелькой звать!... - Да что ж они – Как мухи мрут,Друг дружку бьют,Калечут, жгут!... - Ну что, Кузьма?- А что, Максим?- Чего стоймя Стоим, глядим? - Вопрос открыт: И не смекнём,Что за помостИ кто на нём? Мы тоже так –Не плачь, Кузьма, -Кругом - бардакИ кутерьма! И это – жисть,Земной наш рай?!Нет, хоть ложись И помирай!

  • Слайд 15

    Каково отношение народа (зевак) к происходящему?

    Пушкин назвал бунт бессмысленным и беспощадным. Беспощадный – жестокий, безжалостный. Почему бессмысленный? Лишённый разумного начала. В трагедии С.Есенина бунт имеет цель. Ещё раз вспомним, в чем она? Почему гибнет Пугачёв? Емельян предан своими казаками и казнён. Он принёс себя жертву, но достигнута ли цель? Какова цена, которую пришлось заплатить за достижение её? Оправдывает ли цель средства? Что побудило казаков предать своего вожака?

  • Слайд 16

     МОНОЛОГБУРНОВА:

    Нет, нет, нет! Я совсем не хочу умереть!Эти птицы напрасно над нами вьются.Я хочу снова отроком, отряхая с осинника медь,Подставлять ладони, как белые скользкие блюдца.Как же смерть?Разве мысль эта в сердце поместится,Когда в Пензенской губернии у меня есть свой дом?Жалко солнышко мне, жалко месяц,Жалко тополь над низким окном.Только для живых ведь благословенныРощи, потоки, степи и зеленя.Слушай, плевать мне на всю вселенную,Если завтра здесь не будет меня!Я хочу жить, жить, жить,Жить до страха и боли!Хоть карманником, хоть золоторотцем,Лишь бы видеть, как мыши от радости прыгают в поле,Лишь бы слышать, как лягушки от восторга поют в колодце.Яблоневым цветом брызжется душа моя белая,В синее пламя ветер глаза раздул.Ради бога, научите меня,Научите меня, и я что угодно сделаю,Сделаю что угодно, чтоб звенеть в человечьем саду.

  • Слайд 17

    “Роковая зацепка за жизнь” - вот та причина, которая толкнула казаков предать своего вождя.

    Презирает ли Пугачёв предавших его соратников? Как же решается в трагедии вопрос о бунте? Смерть иль исцеление?

  • Слайд 18

    Использованные ресурсы

    http://festival.1september.ru/articles/590301/

  • Слайд 19

    Философ Н. Бердяев

    Русский философ Н. Бердяев писал: “Нет ничего более злого, чем стремление осуществить во что бы то ни стало благо”. Вывод : Если мы не хотим залить землю кровью, необходимо отказаться от бунта как способа преобразования жизни и соблюдать государственные и человеческие законы. Этому учит нас наша история.

  • Слайд 20

    “ПЕСНЯ О ВРЕМЕНИ” В. ВЫСОЦКОГО

    И вовеки веков, и во все временаТрус, предатель - всегда презираем,Враг есть враг, и война все равно есть война,И темница тесна, и свобода одна -И всегда на нее уповаем. Время эти понятья не стерло,Нужно только поднять верхний пласт -И дымящейся кровью из горлаЧувства вечные хлынут на нас. Ныне, присно, во веки веков, старина,-И цена есть цена, и вина есть вина,И всегда хорошо, если честь спасена,Если другом надежно прикрыта спина. Чистоту, простоту мы у древних берем,Саги, сказки - из прошлого тащим, -Потому, что добро остается добром -В прошлом, будущем и настоящем!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке