Содержание
-
Презентация проекта «Сказочная птица в русском фольклоре».
(форма презентации – урок)
-
Слово учителя
I.В мире много сказок, Грустных и смешных, И прожить на свете Нам нельзя без них. В. Берестов.
-
Почему нельзя прожить без сказок?
В них заключены знания о мире, о взаимоотношениях людей, мечты о будущем; они предупреждают о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни; они рисуют фантастический мир, наполненный чудесами, тайнами, волшебством; они показывают взрослую жизнь; учат преодолевать трудности и верить в силу добра, любви и справедливости
-
Место сказки в словесном творчестве
Сказка занимает одно из первых мест в словесном творчестве русского народа. Об особенностях русских народных сказок расскажет первая группа.
-
Выступление детей:
Когда-то давно сказки рассказывались только вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ. Сначала, конечно, её придумал один человек, рассказал другому. Тому она понравилась, он её запомнил и рассказал кому-то третьему, например, своей дочери или сыну, а те, когда выросли, рассказали своим детям. Когда появилась такая сказка точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно. Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизни простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка, обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль. В благополучных концовках сказок виден оптимизм народа, его вера в торжество добра над злом.
-
II.«Сказочная птица» в русских народных сказках.
Сегодня мы с вами продолжим выпуск газеты «Мир вокруг нас» и поговорим о «Сказочной птице» в русских народных сказках. – Какие вы знаете образы сказочных птиц из прочитанных вами русских народных сказок? Об этом расскажет вторая группа учащихся.
-
Выступление детей:
Мы посетили школьную библиотеку, сельскую библиотеку, при помощи родителей просмотрели домашние библиотеки с целью отбора нужной литературы, где есть образы сказочных птиц. И вот какие русские народные сказки нам удалось найти и прочитать: «Подземные царства» (серебряная птичка-золотой хохолок); «Марья-Моревна» (ясен сокол, орёл, ворон); «Елена Премудрая» (голубки, птичка-малиновка, орёл); «Морской царь и Василиса Премудрая» (12 голубиц); «Перышко Финиста-ясна сокола» (Финист-ясный сокол); «Федот – Стрелец» (горлица); «Иван-царевич и серый волк» (Жар-птица); «Терёшечка» (гуси-лебеди); «Семь Симеонов» (царевна Лебедь); «Петух и жерновцы» (петух, золотой гребенёк, маслена головка); «Чудесная рубашка» (орел, сокол, воробей); «Поди туда – не знаю куда, принеси то - не знаю что» (горлица); «Птичий язык» (соловей-вещун). (По некоторым из этих сказок учащиеся сделали сообщения).
-
Книжная выставка
Мы оформили книжную выставку «Сказочная птица в русских народных сказках» Далее дети делают обзор книг на выставке, где встречаются образы сказочных птиц.
-
Символика изображений птиц
А теперь поговорим о символике изображений птиц. Об этом расскажет третья группа учащихся.
-
Выступления детей:
- В Древнем Египте птица была символом души. - В Древней Греции – символ воздуха. - Синяя птица – символ счастья. - Голубь – символ мира. - В Японии журавлик – символ протеста против атомной войны. - Сова – символ мудрости. - Аист – символ счастья в семье, мира.
-
Русский фольклор о птицах
Над вопросом «Русский фольклор о птицах» работала четвертая группа. Они подобрали пословицы и поговорки о птицах. Им слово.
-
Выступления детей:
- Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой. - Птице даны крылья, а человеку – разум. - Птицы в гнезде до осени, а дети в дому до возраста. - Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. - Лучше синица в руках, чем журавль в небе. - Видна птица по перьям, а человек по речам.
-
Работа в группах
Выполните задание: Объясните смысл пословиц о народной мечте.
-
Задания по группам
1 группа. Зрячий не тот, кто гору видит, А то, кто видит, что за горой. 2 группа. Кто сейчас смеется, Тот заплачет потом. Что с ветром пришло, На ветер же уйдет. 3 группа. У богача добро остается, У мудреца имя остается. Кто хорошо работает, у того губы в сале, А у лентяя голова в грязи. 4 группа. Ума не купишь, самому думать надо.
-
Записьна доске:
Мечта о счастье. Борьба с угнетателями. Любовь к Родине. Радость мыслить. Радость завершенного труда. Радость созерцать прекрасное.
-
Вопросы учителя:
- Какие герои противопоставляются в сказках? (Положительные и отрицательные, богатые и бедные, умные и глупые). - Какие качества характера ценит русский народ в любимых героях? (Ум, сообразительность, красоту души, щедрость, доброту, находчивость, простоту, трудолюбие, выдумку). - Почему положительные герои находят волшебных птиц и они помогают им? (Положительные герои смелые, не бояться рисковать жизнью ради других людей). - Назовите качества героев, которые сказки высмеивают, представляют в неприглядном виде? (Зависть, глупость, неблагодарность, жадность, злоба, лень). - Какие заветные мысли автора (народа) выражают герои сказок? (Любовь, искренность, доброта, способность творить чудеса). - Можно ли владеть Синей птицей счастья? (Она одна на весь мир, может только освещать путь человека, но владеть ею не дано никому).
-
III. Физминутка.
Представьте, что вы птицы. Покажите, как они летают. Кому удалось взлететь? Что вы увидели? Почему вы взлетели? (Представили себе это, вообразили).
-
IV. Что такое счастье?
- К чему же стремятся герои русских народных сказок? (К счастью). - Кто является символом счастья? (Волшебная птица счастья). - А что такое счастье?
-
Назовите синонимы этого слова.
красота удача блаженство судьба и т.д
-
Назовите однокоренные слова.
счастливый счастливец счастливо счастливчик Какими частями речи являются однокоренные слова?
-
Назовите синонимы этих слов.
Счастливый – блаженный, райский, удачливый, успешный. Счастливец – баловень, любимец судьбы и т.д
-
Назовите антонимы слова «счастье».
горе беда неудача несчастье и т.д.
-
Значение слова «счастье»
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова говорится, что счастье: 1. Чувство и состояние полного высшего удовлетворения. 2. Удача, успех.
-
Работа в группах. Заменить предложенные устойчивые словосочетания – подобрать фразеологизмы.
1 группа: Относиться к кому-либо искренне, доверчиво, откровенно, без предубеждения (с открытой душой). Быть удачливым, успешным во всем (родиться под счастливой звездой). 2 группа: Испытывать острое чувство душевной боли, жалости, сострадания (сердце болит и т.п.) Пожелание удачной поездки, путешествия тому, кто уезжает (Счастливого пути). 3 группа: Кто-либо испытывает острое чувство душевной боли, жалости, сострадания (сердце кровью обливается и т.п.) Быть счастливым, удачливым (родиться в сорочке). 4 группа: Пожелание счастья от того, кто уходит или уезжает, тому, кто остается (счастливо оставаться). Правильно оценивать истинное положение дел (смотреть правде в глаза).
-
Объясните следующие фразеологизмы:
Попытать счастья. Счастливые часов не наблюдают. Не в деньгах счастье.
-
V. Итог урока.
- В чем же счастье? (В мечте, в поиске смысла жизни, в достижении цели, красоте души, в творчестве и т.д.) - А что такое счастье для вас? Об этом вы написали заметки в нашу газету «Птица счастья завтрашнего дня…», которые мы сейчас заслушаем.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.