Содержание
-
сказы
БАЖОВА
-
Бескраен, бездонен сказочно-сказовый рудный Урал. Речисты мастеровые уральские старики. В старом колодце синюю старуху ведьму они поселили. Горного козла дотошный трудовой уральский люд серебряным копытцем подковал. А про тайную силу, что нутро гор сторожит, людей привораживает, не одна, не две побывальщины. В темноте ведь светлые-то камешки добывались. А там мало ли страхов. И свою тень за горное чудище примешь. Сколько там невиданной красоты да каменной росписи.
-
На Урале в устной передаче слышали сказы, вероятно, многие, но только Бажову удалось собрать и огранить их точно так, как исстари гранят камни-самоцветы, С точки зрения Бажова, историческую ценность народных преданий, рассказов рабочих нужно видеть прежде всего в отражении взглядов народных масс на факты, события прошлого. Знание писателем истории края помогло ему уяснить особенности уральского фольклора и местных диалектов.
-
-
Родился Павел Петрович Бажов в рабочей семье Петра Васильевича и Августины Степановны Бажовых в городе Сысерти 27 января 1879 года. О своем детстве Павел Петрович пишет в книгах «Уральские были», «Зеленая кобылка», «Дальнее — близкое» и в авторском предисловии к книге «Малахитовая шкатулка».
-
-
В них можно узнать не только о жизни и деятельности писателя, но и о далеких годах становления самобытного богатейшего индустриального края.С детства Павел Бажов очень много слышал рассказов о Медной горе от бабушки и отца. Жил он в Сысерти и в Полевском, поэтому многие действия его сказов протекают в этих городах. В очерках «Уральские были» уже использовались такие наблюдения, воспоминания, которые позднее в художественной обработке вошли в сказы «Малахитовая шкатулка».
-
-
-
Сказ Сказка да
-
Недавно мы прочитали сказ Павла Петровича Бажова «Медной горы хозяйка». Он очень похож на сказку, не правда ли? Он похож на сказку, но это не сказка. В детстве все мы читали русские народные сказки. Давайте вспомним ваши самые любимые.
-
Так чем же отличается сказ от сказки?
-
Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.
-
Сказ– жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.
-
Для того, чтобы сравнить эти два жанра, нам необходимо:
найти общее между ними; найти различия;
-
В сказках герой часто путешествует. Переходит в чуждый ему мир фантастических существ: Кощея Бессмертного, Бабы-Яги. Вспомните такие сказки. А был ли подобный мотив «дороги» в сказе Бажова?
-
В сказе действительно есть переход героя в иной мир:
«И вот пошли. Она впереди. Степан за ней. Куда она идет – все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые… И платье на ней – на Хозяйке-то – меняется». Реален ли мир Хозяйки или волшебен?
-
А вы знаете, что цифра «3» – священное число для сказок?
Вспомните, чего в сказках бывает по три. три дороги на распутье, три брата, три сестры, трёхголовый змей, три испытания. Что из вышеперечисленного встречается в сказе у Бажова?
-
Три испытания Степана: какие?
Первое испытание: сказать приказчику, чтобы тот «убирался» с Красногорского рудника. Второе испытание: на верность невесте. Третье испытание: забыть Хозяйку Медной горы.
-
Табу. Его нарушение.
Табу – система запретов на совершение определенных действий. В сказках герои постоянно сталкиваются с какими-то запретами. Какими? И нарушение этих табу зачастую приводит к печальным последствиям. А нарушает ли какие-то запреты Степан в сказе?
-
А теперь давайте вспомним, как обычно начинаются сказки.
«Жили-были…», «в некотором царстве, в некотором государстве…». Подобное традиционное начало в фольклоре называется «зачином». А как начинаются сказы Бажова?
-
Мы видим, что сказы Бажова начинаются как обычные рассказы реалистического содержания.
Указывается не абстрактное место (тридевятое царство), а вполне конкретные места: Россия, Урал, Гумешки. И определенное время: 19 век.
-
Текст сказа содержит бытовые реалии России 19 века.
Вспомните все явления жизни, характерные для того времени, которые мы встречаем в тексте. Шахты, затопление шахт, профессиональные болезни шахтёров; крепостное право, вольная грамота; Санкт-Петербург – центр жизни России…
-
А теперь сравним конец сказа и сказки.
Чем всегда заканчиваются сказки? Несмотря на нарушение запрета герой получает второй шанс. А чем кончаются сказы Бажова? Почему герой не получает второго шанса?
-
Итак...
В «Хозяйке медной горы» Степан, так и не получив счастья, умирает; В «Горном мастере» у Данило и Кати только иллюзия счастья; В «Серебряном копытце» драгоценные камни оказались снегом. Конец сказа лишен чудесного, он обыден и реален. То, что казалось волшебством, оборачивается обычной жизнью.
-
Вывод:
Сказ и сказка имеют общие фольклорные элементы, характерные для устного народного творчества; Сказ от сказки отличается тем, что в нем представлены реальные факты реального времени и его конец закономерен.
-
Мы разобрались, чем отличается сказ от сказки. Попробуйте самостоятельно дать определение жанру сказа. Назовите сказы Бажова по иллюстрациям
-
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.