Презентация на тему "Долговекий мастер"

Презентация: Долговекий мастер
1 из 12
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.3
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Долговекий мастер" рассказывает о выдающемся русском и советском революционере, замечательном писателе, фольклористе, публицисте, журналисте. Впервые Павел Петрович Бажов выполнил литературную обработку уральских сказов.

Краткое содержание

  1. Павел Петрович Бажов 1879- 1950
  2. Что такое сказ? Чем он отличается от сказки?
  3. Словарь диалектных, старинных и профессиональных слов, встречающихся в сказах Бажова
  4. Сказ "Медной горы хозяйка"
  5. Сказ "Каменный цветок"
  6. Сказ "Синюшкин колодец"

Содержание

  • Презентация: Долговекий мастер
    Слайд 1

    ДОЛГОВЕКИЙ МАСТЕР

    «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом… Вне труда нет и человека.»

    П.П. БАЖОВ

    Автор презентации: Литвиненко Л.Б., учитель школы № 16 С. Новоалексеевского Свердловской области.

  • Слайд 2

    ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ 1879- 1950

    • Бажов родился 28 января 1879 года в семье горного мастера Сысертского завода под Екатеринбургом. Он стал учителем и каждый год странствовал по Уралу, беседовал с камнерезами, старателями, рудокопами, людьми «огненного труда»- литейщиками.
    • Еще в детстве мальчик Паша Бажов с нетерпением ждал каникул, чтобы в городе Полевском снова встретиться с Василием Алексеевичем Хмелининым, которого все ребята звали «дедушка Слышко», которого просили рассказать «побывальщины» - это «сказ без тайности», т.е. без элементов фантастики.
  • Слайд 3
    • В 1934 году затеяли выпустить сборник уральского устного народного творчества. И вдруг оказалось, что никто его не собирал, что сказы эти лишь в памяти людей. Вспомнил тогда Бажов сказы дедушки Слышко, да и других людей расспрашивал и записывал, а потом стал создавать и свои сказы. В частности, сказы о камнерезах дед Слышко ребятам не рассказывал, их создал сам Павел Бажов, использовав разные источники.
    • В горнорабочих сказах услышал писатель о Малахитнице, Хозяйке Медной горы. У Бажова Малахитница не только хозяйка «земляных богатств», но и хранительница секретов высшего мастерства.
    • Она воплощение красоты самой уральской природы. Она всегда в окружении быстрых ящериц, иногда сама ящерицей
  • Слайд 4
    • Над книгой сказов «МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА» Бажов работал с 1936 года до конца своих дней, все время пополняя ее новыми произведениями.
    • Эта книга принесла ему всенародную известность, за нее писателю была присуждена Государственная премия.
    • По сказам ставила спектакли, снимали фильмы, делали мультфильмы.Композитор С. Прокофьев создал балет «Сказ о каменном цветке».
    • А композитор К. Молчанов написал оперу Каменный цветок»
  • Слайд 5
    • Каким вам представилось мастерство камнерезов по сказам Павла Бажова?
    • Что вы узнали о мастерстве камнерезов?
    • Много ли было среди камнерезов мастеров высокого класса? Почему вы так думаете?
  • Слайд 6

    ЧТО ТАКОЕ СКАЗ? ЧЕМ ОН ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СКАЗКИ?

    СКАЗ-это прежде всего устное слово, устная форма речи, перенесенная в книгу.

    • Чем отличается бажовский сказ от сказки?
  • Слайд 7

    СЛОВАРЬ ДИАЛЕКТНЫХ, СТАРИННЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СЛОВ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В СКАЗАХ БАЖОВА.

    • БАЛОДКА- одноручный молот.
    • БЛАЗНИТЬ- казаться, мерещиться.
    • ГЛЯДЕЛЬЦЕ- разлом горы, глубокая промоина, выворотень от упавшего дерева, где видно напластование горных пород.
    • ГОЛК- шум, гул, отзвук.
    • ЗАПОН, ЗАПОНЧИК- фартук.
    • МАЛУХА- избушка- мастерская, где работали с малахитом.
    • ОКОЛТАТЬ- обтесать камень, придать ему основную форму.
    • ПОЛЕР НАВЕСТИ- отшлифовать.
    • ПОНИТОК- верхняя одежда из домотканого сукна.
    • ПОСЫКИВАТЬСЯ- намереваться.
    • ПРИИСКАТЬСЯ- придраться.
    • СОК, СОКОВИНА- шлак от медеплавильного и доменного производства.
    • СУРЬМЯНЫЙ- окрашенный в черный цвет.
    • ФАСКУ, ФАСОЧКУ СНЯТЬ- обточить грань.
    • ХЕЗНУТЬ- слабеть.
  • Слайд 8

    СКАЗ «МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА»

    • Где происходит действие сказа «Медной горы Хозяйка»? От чьего имени ведется повествование?
    • Кто она – Хозяйка Медной горы? Почему у нее нет имени? Она живая или каменная?
    • Как Степан объясняет, что он не боится Хозяйки? Какое испытание своего бесстрашия он получил от Хозяйки? Почему он решился на дерзкие слова приказчику? Чем закончилась эта история?
    • Хозяйка сказала, что поведение Степана можно «чести приписать». За что она его хвалит? Почему она называет его Степаном Петровичем? Почему она не обиделась, когда Степан отказался стать ее женихом?
    • Опишите сцену расставания Хозяйки со Степаном. Какие детали говорят о том, что она взволнована? Как она относится к Степану? Прощаясь, Хозяйка запрещает Степану говорить о ней, даже вспоминать, а у самой слезы. Как вы это объясняете?
    • Почему Хозяйка не позволила барскому наушнику Ваньке Соченю упоминать имя Степана?
    • Согласны ли вы с тем, что в Хозяйке соединились лучшие качества людей физически здоровых, внешне красивых, духовно прекрасных?
    • Почему автор кончает сказ словами о том, что если встретится худой человек с Хозяйкой, то будет ему горе, да и доброму радости мало?
  • Слайд 9

    СКАЗ «КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК»

    • Почему Прокопьичу приказали учить мальчиков? Только не держались у него ученики. Почему? Дело было только в том, что Прокопьич не умел учить, или еще в чем-то?
    • Только Данилко Недокормыш пришелся ему по душе. Почему? Чем выделялся Данило среди других ребятишек? Почему Прокопьич стал отцом для сироты? Как это выражается в его отношении к мальчику?
    • Как Прокопьич пытался уберечь своего названного сына от тяжелого труда? Почему ему это не удалось?
    • Почему Данило не мог отказаться от работы, которая ему не нравилась? Что важно для Данилы в его изделиях?
    • Почему Данило решает делать чашу по своему замыслу? Как он старается найти образ чаши? Кто помогает ему в осуществлении замысла? Как показывает Бажов мастерство Данилы в работе над чашей?
    • Почему у Данилы появилась мечта увидеть каменный цветок? Что значило увидеть каменный цветок? А каким вы представляете себе каменный цветок?
    • Почему после посещения каменного цветка Хозяйки Данило чувствует себя «ровно на похоронах»? Почему он разбил свою чашу, а чашу, сделанную по чертежу, не тронул- только плюнул в середину?
    • Почему Данило ушел в гору?
  • Слайд 10

    СКАЗ «СИНЮШКИН КОЛОДЕЦ»

    • Какой эпизод произвел на вас наиболее сильное впечатление?
    • Чье наследство оказалось для Ильи самым дорогим и почему?
    • Держался ли Илья наказов Синюшки? Было ли вам страшно за Илью во время его встреч с бабкой Синюшкой?
    • За что полюбила Синюшка Илью?
    • Почему Синюшка совершает справедливое возмездие: награждает Илью, а Кузьку Двоерылко губит?
    • Почему сказ называется «Синюшкин колодец»?
    • Как вы думаете, чем закончилась бы история Ильи, если бы он был героем сказки?
    • Чем сказка отличается от сказа?
  • Слайд 11

    Под зимним солнцем серебритсяПолей заснеженный простор,И плавок видятся зарницы,И очертанья дальних гор…И словно виден росный берег,И лебедей высокий взлет…Так долго не хотелось верить,Что в дом хозяин не войдет.…буран свистел у окон где-то.Крепчал мороз еще сильней.Зимой, бывало, до рассветаГорел огонь в его окне…Всегда тропа вилась у входа,Не зараставшая травой.Он в светлой памяти народаОстанется всегда живой.И будут были жить векамиВ чудесном малахите строк,И не поблекнет, не завянетВолшебный Каменный цветок.

    Е. Хоринская

  • Слайд 12

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке