Содержание
-
Слово о спасении души русской
-
А.И. Солженицын
Я – не я, и моя литературная судьба – не моя, а всех тех миллионов, кто не доцарапал, недошептал, недохрипел своей тюремной судьбы, своих лагерных открытий.
-
-
"Не стоит село без праведника".
Все мы жили с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. (А.И. Солженицын)
-
Рассказ "Матрёнин двор"
- В 1959 г. А.И. Солженицын написал рассказ «Матрёнин двор». Это рассказ о той ситуации, в которой Солженицын оказался, вернувшись из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.
- Изначально автор назвал свое произведение «Не стоит село без праведника». В 1963 г. во избежание трений с цензурой издатель А.Т. Твардовский изменил название – мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХX века.
-
Кого мы называем праведниками?
Академический словарь русского языка.
- Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии.
- Тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности.
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.
- У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.
- Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности (ирон.)
Что общего в этих определениях?
-
Матрена Васильевна
- Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной Васильевной?
- Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца?
- Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца? О чём это говорит? Как объясняет причину отказа?
-
Дом Матрены
Снаружи:
- четыре оконца в ряд на холодную некрасную сторону
- изгнившая щепа
- посеревшие от старости брёвна сруба и ворота, проредившаяся их обвершка
Изнутри:
- русская печь, спасающая Матрёну от чёрного недуга
- тёмное тряпьё, бесценное в жизни рабочего человека
- любимые фикусы, заполнившие одиночество хозяйки безмолвной, но живойтолпой
- «жильцы» дома – кошка, мыши и тараканы, не дающие никакой материальной выгоды
-
Матрена Васильевна
Какие детали внешности Матрёны отмечает автор?
- Автор намеренно не даёт подробного, конкретного описания внешности героини («одинокая женщина лет шестидесяти», «по глазам её замутнённым было видно, что болезнь измотала её», «простодушно глядя бледно-голубыми глазами», «улыбка её кругловатого лица»). Лишь одна портретная деталь подмечается им часто - улыбка, «лучезарная», «извиняющаяся», «добрая».
Какова речь Матрёны?
- Речь Матрёны плавная, певучая, исконно русская, доброжелательная. «Она начиналась каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».
- «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрёны. У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».
-
Один день из жизни Матрёны Васильевны
- Тихо, вежливо, стараясь не шуметь хлопотать утром по дому
- Лишь бы не запоздниться (вставать в 4-5 утра)
- Запасаться на зиму топливом, постоянно рискуя попасть под суд.
- Кормить козьих пастухов, выкладываясь перед другими хозяйками и вгоняя себя в большой расход
- Кланяясь лесным кустам, возвращаться домой просветлённой, с доброй улыбкой
- Бескорыстно помогать всем (родственникам, соседям, колхозу)
-
Что хотел сказать нам автор, показывая трудную жизнь Матрёны?
Разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжёлая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а потом списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. «А в колхозе она работала не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учётчика». Пенсия полагалась только «за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташеи сколько он там получал». А в противовес рассказчик подмечает: «Вообще, приглядываясь к Матрёне, я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у неё приходилось какое-нибудь другое немалое дело…» Не одними мирскими делами жила Матрёна.
-
Как же другие люди приспосабливаются к такой невыносимой жизни?
Самая устрашающая и показательная фигура в рассказе – это Фаддей. Недаром в его описании автор шесть раз использует слово «чёрный». Он – «ненасытный старик», потерявшую всякую, даже элементарную жалость, обуреваемый единственной жаждой – жаждой наживы. Таков же его сын – ученик 8 «Г» класса Антон Григорьев. «Перебрав тальновских, я понял, что Фаддей был в деревне такой не один».
-
Каковы причины гибели Матрёны?
- Вот и не стало Матрёны. «Убит родной человек, » - не скрывает своего горя рассказчик. А как относятся к её смерти в деревне? Зачитайте из текста.
- «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.»
-
-
-
«Один день Ивана Денисовича»
- «Задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-51гг. Осуществлён в 1959 сперва как «Щ – 854. Один день одного зека», более острый политически. Смягчён в 1961 – и в таком виде пригодился для подачи в «Новый мир» осенью того же года.
- Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско – германскую ( и никогда не сидевшего), общего опыта пленника и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями».
-
«…Выбирая героя лагерной повести, я взял работягу, не мог взять никого другого, ибо только ему видны истинные соотношения лагеря (как только солдат пехоты может взвесить всю гирю войны)… Впрочем, Шухов не промах и судит обо всех событиях в стране посмелее генерала…».
-
Читатели встречаются с главным героем зимой 1951 года (это понятно из его мыслей о письме). Родился Шухов в 1911 году. Провёл довоенные годы в деревне Тегменёво. Женился, появились дети: две дочери да сын, который рано умер. На войне герой с первых дней: «Из дому Шухов ушёл двадцать третьего июня сорок первого года». Да в феврале 1942 года на Северо-Западном фронте их армию окружили, Шухов в плен и попал, правда, сумел бежать, но не нужно это было: всё равно в 1943 году был осуждён по сфабрикованному делу «за измену родине». В деле так и было написано «задание», потому что «какое задание – ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь». Осуждён был Шухов на 10 лет. К 1951 году он отсидел 8 лет, осталось ему «зиму – лето да зиму – лето».
-
Остался ли человеком Иван Денисович? Докажите это или опровергните примерами из повести
Конечно, лагерь – это страшный «организм», который перерабатывает все души человеческие, который проводит свои эксперименты над людьми. Кажется, и Шухов поддался ужасной лагерной жизни, но ведь ему нужно выжить в лагерном аду. Вот почему здесь не прочь «закосить» лишнюю порцию баланды, при температуре -27 градусов не запустить под рубаху стужу, сберечь последние крохи энергии в ослабленном хроническим голодом и изнуряющей работой теле. Но всё же Иван Денисович остался человеком. Этому много доказательств.
-
- Во-первых, запомнил Шухов слова своего первого бригадира Кузёмина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, кто к куму (опер в лагере) ходит стучать». Шухов так никогда не делал.
- Во-вторых, не унижался Шухов, добывая лишнюю пайку, табак, не роняет своего человеческого достоинства: «Но он не был шакал даже после восьми лет общих работ – и чем дальше, тем крепче утверждался». Как заметил Владимир Лакшин, «утверждался» не в чём-то одном, а в общем отношении к жизни. Даже удивительно то, что размышляя о будущей своей работе по выходе из заключения, Шухов считает: «Но, по душе, не хотел бы Иван Денисович за те ковры браться. Для них развязность нужна, нахальство, милиции на лапу совать, Шухов же сорок лет землю топчет, уж зубов нет половины и на голове плешь, никому никогда не давал и не брал ни с кого, и в лагере не научился».
-
В-третьих, у Ивана Денисовича правильное отношение к работе, по принципу: Заработал – получай, «а на чужое добро брюха не распяливай». Шухов и на «объекте» работает добросовестно, как он всегда работал на воле. Работает он в бригаде – «это такое устройство, чтоб не начальство зэков понукало, а зэки друг друга. Тут так: или всем дополнительное, или все подыхайте». Для Шухова и в этой работе радость, ведь он мастер любого дела, даже в момент работы он меняется ролями с бригадиром, потому что труд - это жизнь для Ивана Денисовича.
-
- В-четвертых, в лагере Шухова уважают, даже доверяют ему: латыши могут одолжить табак – знают, Шухов вернёт; Цезарь Маркович прячет у Ивана Денисовича всю свою посылку, чтобы не утащили, не украли, не разобрали.
- В-пятых, поведение даже в лагере у Шухова остаётся человеческим, он не может есть в столовой в шапке, всегда снимает её. Кроме того, он за другими наблюдает и делает выводы: бригадир Тюрин -«тоже в шапке есть не научился, Андрей Прокофьич…». Варлаам Шаламов, писатель, прошедший сталинские лагеря, говорил в стихах о таких людях:
Неволя заставит пройти через грязь,Купаться в ней свиньи лишь могут…
-
В-шестых, Шухов никого никогда не осуждает, только осторожно про себя замечает, как бы он сделал. Шухов понимает, что «не подмажешь» - не проживёшь, поэтому он не осуждает бригадира, которому все несут. Не ругает и Цезаря Марковича, который сам несёт. Не гневается на конвой, как другие, Шухов даже жалеет их – ведь у них своя совсем незавидная работа: стоять на морозе, пересчитывать заключённых, не ошибаться, иначе придётся пересчитывать, ловить беглецов в любую погоду и время суток.
-
Много ли героев в повести, которые, подобно Шухову, остались людьми?
Назовите их, расскажите о них.
- Алёшка-баптист
- Сенька Клёвшин
- Бригадир Тюрин
- Кавторанг (капитан второго ранга) Буйновский
- Гопчик
- Латыши
- Цезарь Маркович
-
«Один день Ивана Денисовича»
После выхода в свет повести «Один день Ивана Денисовича» в критике разгорелась полемика: герой Солженицына проживает достаточно благополучный день, другое дело у Варлаама Шаламова – там «горчит» любой эпизод, а у Солженицына – «лёгкая повесть».
-
-
Ссылки на использованные материалы
http://pptcloud.ru/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.