Содержание
-
СЮЖЕТ И КОНФЛИКТ
В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
-
Сюжет романа «Преступление и наказание» прост: молодой человек, студент Раскольников, создавший теорию, по которой все люди делятся «на право имеющих» и на «тварей дрожащих», в качестве эксперимента убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету. Раскольникову приходится сражаться» с умным следователем Порфирием Петровичем, который понимает, кто истинный убийца. Убийцу мучат муки совести, и в конце концов он является с повинной. На каторге к нему приходит подлинное раскаяние. Вот собственно и весь сюжет.
-
Формальнопо сюжету конфликт возникает между героем-убийцей и следователем. Так собственно и бывает в детективах. Но Достоевский не был бы Достоевским, если бы писал просто детективный роман. Сюжет нужен ему лишь для того, чтобы вскрыть психологию человека.
-
Конфликт в обыкновенном детективе сводится к конфликту между преступлением и законом, между преступником и следствием. Конфликт «Преступления и наказания»прежде всего в душе Раскольникова. Это конфликт между бесчеловечной теорией и душой.
-
Конфликт подготовлен всем существованием в душном городе — Петербурге. На его пыльных улицах, в его квартирах, похожих на гроб или шкаф, рождается теория Раскольникова. Писатель показывает, что преступление героя подготовлено состоянием, когда «человеку некуда пойти». Всё окружающее как бы подталкивает Раскольникова к убийству.
-
Рассудочная теориятерпит крах, так как жертвами Раскольникова становятся и Лизавета, и Миколка, и даже семья самого Родиона. Одно преступление влечёт за собой другие.
-
Однако конфликт в душе героя не так прост: Раскольников прежде всего мучается от того, что, по его теории, оказался недостаточно силён, не выдержал проверки, следовательно он — не сильная личность. Но постепенно герой о сознает трагическое несоответствие между целью и средствами её достижения.Даже публичное покаяние на площади не даёт искупления, так как оно не искреннее, не «прожитое».
-
Писатель показывает, что истинное искупление наступает лишь после страданий человека. Именно страданиями искупает человек грех. Поэтому только на каторге (не сразу) Раскольников понимает всю античеловечность своей теории, тогда приходит раскаяние, любовь к Соне и начинается новая жизнь.
-
Мастерство писателя заключается в том, что он так композиционно выстраивает произведение, что читатель понимает выстраданность судьбы Раскольникова: из семи глав только одна повествует о преступлении, остальные — о наказании.
-
Конфликт, происходящий в душе героя, в той или иной степени повторяется в системе других персонажей.
-
■ Во-первых, это герои, находящиеся в таком же положении, как и Раскольников («некуда пойти»): Мармеладов, его семья, девочка на бульваре, утопленница.
-
■ Во-вторых, те, кто по-своему являются двойниками героя, — Свидригайлов и Лужин. Но для них нет выхода, в выборе между адом и раем они выбирают ад. Свидригайлов не выдерживает и кончает жизнь самоубийством, судьба Лужина более страшна, по мнению писателя, — это полная потеря души, то есть духовная смерть при жизни.
-
■ В-третьих, это герои, которые всей своей жизнью доказывают, что теория героя не соответствует истине: деление человечества лишь на две категории упрощает картину мира, делает её одномерной, а потому всегда будут люди, которые не укладываются в рамки теории, — это прежде всего Сонечка Мармеладова.
-
Именно Сонечка становится нравственной альтернативой теории Раскольникова, её влияние на героя, да и не только на него одного, показывает ужас ада в душе человеческой.
-
В решении конфликта в романе своеобразную роль играют сны Раскольникова. В них представлены как бы этапы освобождения души героя от антигуманной теории.
-
Достоевский как писатель постоянно ищет ответы на глобальные вопросы, прежде всего он устремляет взгляд в душу человека, пытаясь понять и объяснить происходящее в ней. Его герой углублён в самого себя, мучительно пытается найти выход к другой жизни. Этот выход искал и сам писатель.
-
Конфликт, изображенный в романе, стал удивительно актуален в ХХ веке. Достоевский как бы заставляет читателя задуматься над тем, что может сделать теория с человеком. ХХ век показал, что люди, подвластные социальной теории, могут стать бесчеловечными. В этом смысле мы можем утверждать, что конфликт «Преступления и наказания» — общечеловеческий.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.