Содержание
-
Тема: «Поэт и поэзия в лирике М.Ю.Лермонтова».
-
Цели урока:-провести сравнительный анализ развития темы поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова;-развивать умение сопоставлять стихотворные тексты;-высказываться на литературную тему;-нравственное и духовное воспитание.
-
«Участь русских поэтов»Горька судьба поэтов всех племён;Тяжеле всех судьба казнит Россию:Для славы и Рылеев был рождён…Стянула петля дерзостную выю.Не он один:другие вслед ему,Прекрасной обольщённые мечтою,Пожалися годиной роковою…Бог дал огонь их сердцу,свет уму,Да!чувства в них восторженны и пылки,-Что ж?их бросают в чёрную тюрьму,Морят морозом безнадёжной ссылки…Или болезнь наводит ночь и мглуНа очи прозорливцев вдохновенных,Или рука любовников презренныхШлёт пулю их священному челу;Или же бунт поднимет чернь глухую,И чернь того на части разорвёт,Чей блещущий перунами полётСияньем облил бы страну родную.
-
«Пророк»М.Ю.Лермонтова.
С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я,нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы,даром божьей пищи; Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звёзды слушают меня, Лучами радостно играя. Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой:
-
«Смотрите:вот пример для вас! Он горд был,не ужился с нами: Глупец,хотел уверить нас, Что бог гласит его устами! Смотрите ж,дети,на него: Как он угрюм,ихуд,и бледен! Смотрите ,как он наг и беден,Как презирают все его!»
-
«Пророк»А.С.Пушкина.
Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился; Перстами лёгкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт,
-
И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный ,и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассёк мечом, И сердце трепетное вынул, И угль,пылающий огнём, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань,пророк ,и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И ,обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».
-
Вопросы для беседы:
К то такие пророки? (люди,наделённыесверхъестесственнымдаром-предвидеть и предсказывать события ,предостерегать людей от ошибок). Кто выступает в качестве пророков в стихотворениях Пушкина и Лермонтова? (поэт). Схожи ли сюжеты?Что лежит в их основе? (сюжеты разные.У Пушкина-становление пророка,у Лермонтова-жизнь поэта,ставшегопророком.В стихотворении Лермонтова трагический сюжет6непонимание во взаимоотношениях пророка и тех,кому он хотел служить).
-
Как создаётся образ поэта-пророка Пушкиным и Лермонтовым? (пушкинский пророк преображается духовно,у Лермонтова есть портрет пророка.Его видят со стороны.И портрет вызывает сочувствие.Пушкинский пророк торжествен,лермонтовский суров). Что открылось поэту-пророку в стихотворениях Пушкина и Лермонтова? (у Пушкина гармония мира,он готов к встрече с людьми,готов «глаголом жечь сердца людей».Лермонтовский герой увидел «страницы злобы и порока»,он не принят людьми,изгнани из их общества). Что общего у пророков,если иметь в виду их миссию? (пророки-посланники Бога,они не принадлежат себе,ихмиссия-пророчествовать).
-
-
Каков пророк Лермонтова?Какова его миссия? Каков пророк Лермонтова?Какова его миссия? (его миссия двояка:исправлять род людской-разоблачение злобы и порока и поучать в любви и истине). Почему поэт-пророк отвергнут толпой? Почему истинное предназначение он обрёл в пустыне? Почему города и пустыни противопоставлены? Какие чувства испытывает поэт-пророк в городе?
-
-
Итоги урока:
Поэзия в эпоху Лермонтова, как и его поколение, утратила свою былую мощь и славу .Стремление к внешним эффектам заслоняет истинную сущность поэзии , которая уже не способна»глаголом жечь сердца людей».Поэты-пророки не признаны «в шумном граде»,их пророческий дар никому не нужен. Бездуховность света,»блёстки и обманы»породили потерянное поколение ,у которого нет будущего.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.