Содержание
-
МАСТЕР-КЛАСС«К ПОНИМАНИЮ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ РИСУНОК»(на примере анализа стихотворения А.С.Пушкина «Пророк»)
САЛМИНА Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1924 города Москвы
-
Основные тезисы:
Анализ художественного текста через рисунок Доступен каждому; Учит обдумывать прочитанное и вникать в творческий замысел автора; Это прорыв от слов к художественным образам; Помогает проникнуть к самому сокровенному в тексте – авторскому замыслу.
-
Научить анализу можно в процессе самого анализа
Анализ – помощь ученику увидеть сокровища текста там, где он сам его не увидит. (В.А.Лазарева)
-
Примерный план анализа(2 варианта)
История создания. Место в творчестве автора. Тема. Идея. Художественные образы. Ключевые слова. Лирический герой. Художественные средства для раскрытия темы. Размер. Строфа. Рифма. Композиционная структура. Личное впечатление. Время и история создания произведения, его связь с эпохой. Ведущая тема, основной мотив. Система образов, образы центральные и вспомогательные. Композиция лирического произведения. Ведущий художественный прием (например, прием контраста). Тропы и фигуры, лексика и фонетика стиха. Какое настроение создает у читателя система образов и изобразительных средств? К какому жанру относится произведение? Как из системы образов и изобразительных средств, жанра и композиции вырастает идея произведения? Определить в тексте места, фрагменты, фразы, в которых она проявляется наиболее полно? Стихотворный размер, ритмика, особенности рифмы.
-
Основные понятия
Тема - основной круг жизненных вопросов, на которых сосредоточил внимание писатель в своем произведении. Идея- основной принципиальный смысл произведения, выступающий через единство образов. Художественный образ - любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. Лирический герой - образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в тексте; не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания. Композиция - построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов в художественном произведении.
-
ПророкДуховной жаждою томим,В пустыне мрачной я влачился, —И шестикрылый серафимНа перепутье мне явился.Перстами легкими как сонМоих зениц коснулся он.Отверзлись вещие зеницы,Как у испуганной орлицы.Моих ушей коснулся он, —И их наполнил шум и звон:И внял я неба содроганье,И горний ангелов полет,И гад морских подводный ход,И дольней лозы прозябанье.И он к устам моим приник,И вырвал грешный мой язык,И празднословный и лукавый,И жало мудрыя змеиВ уста замершие моиВложил десницею кровавой.И он мне грудь рассек мечом,И сердце трепетное вынул,И угль, пылающий огнем,Во грудь отверстую водвинул.Как труп в пустыне я лежал,И бога глас ко мне воззвал:«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моей,И, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей». 1826 г.
-
Самопроверка восприятия
-
Каков результат?
Поделитесь своим мнением, пожалуйста!
-
Спасибо за внимание!
Салмина Наталья Сергеевна, учитель литературы ГБОУ СОШ 1924 г.Москвы, ВАО ciao6@mail.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.