Презентация на тему "Роды и жанры литературы" 6 класс

Презентация: Роды и жанры литературы
Включить эффекты
1 из 56
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.8
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.51 Мб). Тема: "Роды и жанры литературы". Предмет: литература. 56 слайдов. Для учеников 6 класса. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 3.8 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Роды и жанры литературы
    Слайд 1

    Роды и Жанры литературы

    теория литературы

  • Слайд 2
  • Слайд 3

    РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ лирика эпос драма

  • Слайд 4

    Род литературы

    Литературный род – группа литературных произведений, вычленяемых по ряду единства признаков:

  • Слайд 5

    1)лирика – род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека. Характерная особенность – стихотворная речь, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер;

  • Слайд 6

    2)драма– род литературы, отражающий жизнь в действии (поступках и переживаниях) людей. Предназначается для исполнения на сцене; 3)эпос– представляет собой связный рассказ о тех или иных событиях, максимально приближенных к объективности.

  • Слайд 7

    жанр Жанр - это сочетание своеобразных свойств , объединяющих произведения данного вида.. пример Басня имеет ряд устойчивых признаков: короткий сюжет, аллегория, мораль.

  • Слайд 8

    Эпос басня рассказ повесть очерк роман роман-эпопея

  • Слайд 9

    Жанры литературы

    Жанры литературы: эпические - повесть – произведение, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий; - рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера; - очерк – литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора;

  • Слайд 10

    - роман – большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определенный период времени или целой человеческой жизни; - роман-эпопея – самый крупный повествовательный жанр литературы, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости; - притча – небольшой рассказ нравоучительного характера, родственный басне.

  • Слайд 11

    Поиски истины

  • Слайд 12
  • Слайд 13

    Роман

    —литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни. Возможные варианты повествования: с рождения героя до его смерти («Парфюмер»П.Зюскинда); с рождения героя до выхода его/её жизни из кризисного состояния («Дэвид Копперфильд» Чарльз Диккенс , «Бремя страстей человеческих» Уильям Сомерсет Моэм); с точки входа главного героя в кризисное состояние жизни до развязки («Преступление и наказание», Фёдор Достоевский).

  • Слайд 14

    Возникновение жанра

    С историко-литературной точки зрения невозможно говорить о возникновении романа как жанра, поскольку по существу «роман» — это термин, перегруженный философскими и идеологическими значениями и указывающий на целый комплекс относительно независимых явлений, не всегда связанных друг с другом генетически. «Возникновение романа» в этом смысле занимает целые эпохи, начиная с античности и заканчивая XVII(17) или даже XVIII(18) веком. Огромное значение при этом имели процессы усвоения и поглощения классов и типов из соседних литературных рядов. Ему было свойственно линейное изложение фактов и событий.

  • Слайд 15
  • Слайд 16
  • Слайд 17

    Рассказ

    РАССКАЗ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа. Для рассказа характерны следующие черты: небольшой объем; в основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором; малое число персонажей: как правило один- два центральных героя; автору интересна какая-то определенная тема; решается какой-то один главный вопрос, остальные вопросы являются "производными" от главного. Владимир Набоков «Обида» В этом произведении происходит рассказ о событиях, судьбе героев(Васи, Тани, Пути), их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувство обиды показано со стороны их внешнего проявления). Автор прямо выражает свое отношение к происходящему. Все это дает нам понять, что это рассказ. По словам Джека Лондона, "рассказ — это… единство настроения, ситуации, действия".* Рассказы

  • Слайд 18

    рассказы

    Рассказ– это малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.

  • Слайд 19

    Основные черты рассказа: 1).Небольшой объём; 2).В основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором; 3).Мало число персонажей: как правило один – два центральных героя; 4).Автору интересна какая – то определённая тема; 5).Решается какой – то один главный вопрос;

  • Слайд 20

    Рассказ, как и повесть, так же вид повествовательной прозы и относится к эпическим жанрам. Если повесть назвать малой прозой, то рассказ это проза маленькая, «миниатюрная». Размер среднего рассказа варьируется от 2 до 50-70 печатных страниц. В рассказе вы не сможете найти описания детства главного героя, такого подробного как повести, автор знакомит читателя с героем ровно на столько, чтобы читатель мог понимать, как сложилась описываемая в теперешний момент ситуация.

  • Слайд 21

    Повесть

    1) Повесть — прозаический жанр неустойчивого объёма (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий. 2) Повесть - эпический прозаический жанр. Сюжет повести тяготеет более к эпичности и хроникальному сюжету и композиции. Возможна стиховая форма . Повесть изображает ряд событий. Она аморфна , события нередко просто присоединяются друг к другу , большую самостоятельную роль играют вне фабульные элементы . Не имеет сложного , напряженного и законченного сюжетного узла.

  • Слайд 22
  • Слайд 23

    «Повести Белкина» были созданы знаменитой болдинской осенью 1830 года. Под общим названием объединены пять повестей («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»). А.С.Пушкин выдает написанные им повести за произведения некоего И.П.Белкина.

  • Слайд 24
  • Слайд 25
  • Слайд 26

    лирика романс ода песня элегия послание сонет

  • Слайд 27

    Жанры литературы

    лирические: - поэма – крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; - баллада – повествовательная песня (стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай; - лирическое стихотворение – стихотворение, для которого характерна возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора;

  • Слайд 28

    - элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти; - послание - лирическое стихотворение, передающее чувства человека по отношению к кому-либо; - эпиграмма – краткое стихотворение, высмеивающее кого-либо;

  • Слайд 29

    ода – стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события; - сонет – четырнадцатистрочное стихотворение, сложенное по определенным правилам (4+4+3+3).

  • Слайд 30

    Жанр оды- любимый жанр Ломоносова

    Скульптор А.А.Иванов. Отрок Ломоносов на берегу моря Ода(от греческого «песнь»)- жанр лирической поэзии; стихотворение восторженного характера в честь какого-то лица, события.

  • Слайд 31

    Н.И.Кисляков. Юный Ломоносов на пути в Москву Ломоносов написал 20 больших од. Они положили начало ангажированной поэзии( поэзии заказной, поэзии государственного служения). Они стали образцом для одописцев второй половины 18 века и даже начала 19 века.

  • Слайд 32

    Лиро-эпические жанры баллада басня поэма

  • Слайд 33

    Баллада

    Баллада, как жанр, зародилась в средние века у романских народов и представляла собой одноголосную танцевальную песню. В ХП-ХШ веке баллада стала одним из важнейших жанров искусства трубадуров и труверов. Для баллады характерно краткость возложения событий и наличие драматической развязки. Народная баллада оказала существенное влияние на развитие жанра баллады в европейской профессиональной поэзии и музыки.

  • Слайд 34

    “Баллады – мой избранный род поэзии”.

  • Слайд 35

    Басня– это небольшой повествовательный рассказ нравоучительного характера в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом. Традиционный круг басенных персонажей: животные, вещи, реже люди. Басня возникла еще в античной Греции. Одним из первых авторов басен был Эзоп. Сюжет басен носит аллегорический характер, а отношения между героями представлены сатирически или иронически. В современной литературе басня сохранилась в публицистике и в юмористической поэзии В русской литературе басня широко представлена в творчестве Ивана Андреевича Крылова. Примеры басен Крылова: «Слон и Моська» «Ворона и Лисица» «Стрекоза и муравей» «Мышь и крыса» «Лебедь, рак и щука» «Квартет» «Чиж и голубь» Басня

  • Слайд 36

    Басня–один из древнейших жанров словесного искусства. С её помощью человек всегда искал ответа на вопрос: как вести себя в этом огромном и сложном мире?

    Басня –это небольшой рассказ или стихотворение, написанное в нравоучительном жанре, созданное для «исправления нравов», для воспитания. Цель басни:назвать порок, воспитать на отрицательном примере. В ней всегда естьмораль – «вывод», формирующий суть басни.

  • Слайд 37

    Басня состоит из двух частей.

    Повествовательная Поучительная – это Сближается со сказками, мораль. Поучительная новеллами, анекдотами. Часть сближается с пословицами и нраво- учительными изречения- ми.

  • Слайд 38

    1). Поэмой называют или всякое повествовательное произведение в стихах, или определенный вид стихотворного повествования”. 2). “Поэма - большое многочастное стихотворное произведение эпического или лирического характера”. Признаки поэмы. Основным является идейный смысл — утверждение "народа"; другие существеннейшие признаки: тема — крупнейшее социальное событие, характеры — многочисленные и богато-разносторонние герои, действие — необходимость в ее объективной непреложности, оценка — эпическое величие. Такая классическая форма поэмы носит название эпопеи. Примеры: «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» Поэма

  • Слайд 39

    драма трагедия комедия, мелодрама водевиль

  • Слайд 40

    Комедия «Ревизор»-

    Бессмертное произведение Гоголя

  • Слайд 41

    Жанры литературы

    драматические: - комедия – произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека; - трагедия – произведение, в основе которого острый неразрешимый конфликт личности с жизнью или самим собой; - драма – произведение, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом и тяжелые переживания, однако возможно благополучное разрешение конфликта сталкивающихся сил.

  • Слайд 42

    Драма

    Дра́ма (греч. Δρα´μα) — один из родов литературы (наряду с лирикой, эпосом, а также лироэпикой). Отличается от других родов литературы способом передачи сюжета — не посредством повествования или монолога, а через диалоги персонажей. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр)и т. д. С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов; независимо друг от друга свои драматические традиции создали античные греки, древние индийцы, китайцы, японцы, индейцы Америки. В греческом языке слово "драма" отображает печальное, неприятное событие или ситуацию одного конкретного человека.

  • Слайд 43

    Драма в России

    Драма в России занесена с Запада в конце XVII века. Самостоятельная драматическая литература появляется лишь в конце XVIII века. До первой четверти XIX века в драме преобладает классическое направление, как в трагедии, так и в комедии и комедийной опере; лучшие авторы: Ломоносов, Княжнин, Озеров; попытка И. Лукина обратить внимание драматургов на изображение русской жизни и нравов осталась тщетной: все их пьесы безжизненны, ходульны и чужды русской действительности, кроме знаменитых «Недоросля» и «Бригадира» Фонвизина, «Ябеды» Капниста и некоторых комедий И. А. Крылова. В начале XIX века подражателями лёгкой французской драмы и комедии стали Шаховской, Хмельницкий, Загоскин, представителем ходульной патриотической драмы — Кукольник. Комедия Грибоедова «Горе от ума», позже «Ревизор», «Женитьба» Гоголя, становятся основанием русской бытовой драмы. После Гоголя даже в водевиле (Д. Ленский, Ф. Кони, Соллогуб, Каратыгин) заметно стремление приблизиться к жизни.

  • Слайд 44

    Драма

  • Слайд 45

    А.С. Грибоедов «Горе от ума» Созданная чуть больше полтора века назад, комедия пользуется всеобщим признанием. Колоссальную роль в раскрытии её содержания играют и художники, помогающие читателям глубже понять бессмертное произведение А.С.Грибоедова. П. Краснов

  • Слайд 46

    А.Н.Островский "Гроза"

  • Слайд 47

    Драма: 1) жанр; 2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе. Особенность драмы: конфликт, членение сюжета на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Жанровое своеобразие пьесы

  • Слайд 48

    ТЕАТР В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ

  • Слайд 49

    Театр и литература влияли на быт человека, формируя нравы и манеру. Это важно в дворянской культуре первой трети XIX века.Только представляя себе человека той поры, мы можем понять это искусство, и, одновременно, только в зеркалах искусства мы находим подлинное лицо человека той поры. Театр формировал зрителя.

  • Слайд 50

    Великие композиторы мира

  • Слайд 51
  • Слайд 52

    Опера М.П.Мусоргского

  • Слайд 53
  • Слайд 54
  • Слайд 55
  • Слайд 56

    Об авторе:

    Гизатулина Ольга Ивановна- преподаватель русского языка и литературы Гулистанского колледжа компьютерных и информационных технологий, учитель высшей категории Республика Узбекистан.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке