Содержание
-
Тонический стих
- Былинный - Раёшный - Тактовик - Паузник - Акцентный - Дольник - Тонический
-
На чём строится тонический стих Классический стих: Что ж ты заводишь мне песню военную, Флейте подобно, мой милый снегирь. / - - / - - /- - / - - дактель 4 ст. / - - / - - / - - / дактель 4 ст. Тонический (пример стяжания): Что ты заводишь песню военну, Флейте подобно, милый снегирь… / - - / - / - - / - д+х+д+х / - - / - / - - / д+х+д+х
-
В классическом стихе поэты стали допускать вольности: стяжание (уменьшение безударных промежутков между ударными) втрех слоговых размерах - (возникновение в трех слоговых размерахдвух слоговых стоп): - - / - / - - / анапест + ямб + анапест / - - / - / - - дактиль + хорей + дактиль расширение (увеличение безударных промежутков в двух слоговых размерах – (возникновение в двух слоговых размерах трёх слоговых стоп): - / - / - / - - / ямб 3 стопы + анапест / - - / - / - / - дактиль +3 стопы хорея
-
Александр Соколов (сочетание разных 3х-слоговых размеров) Не любишь - дерзишь, -/- -/ ам.2 ст. Никого не жалеешь. - -/ - -/- ан.2 ст. Любишь - не мстишь, /- - / дактиль 2 ст. И обидеть не смеешь. - -/ - -/- ам.2 ст. Не любишь - живёшь, -/- -/ ам.2 ст. И в душе пустота. - -/- -/ ан. 2 ст. Любишь - идёшь, /- - / дактиль 2 ст. вокруг красота. - -/ - -/ ан. 2 ст.
-
Былинный стихбывает 3х типов: а. упрощённый с преобладанием хорея, б. строгий, в. Нормальный (он основан на тактовике) г. Расшатанный(близкий к акцентному) Пала ведь Змея на сырую землю. / - / - / - - / - / - 5 уд. сл. (Ж) СкочилДобрынюшка на белую грудь: - / - / - - - / - - / 4 уд. сл. (М) «Как побью Змею я тебя теперь…» - - / - / / - / - / 5 уд. сл. (М)
-
Раёшный стих(говорной) А. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде» Жил – был поп, / / / 3 уд. слога Толоконный лоб, - - / - / 2 уд. слога Пошёл поп на базар - / / - - / 3 уд. слога. Посмотреть кой-какой товар,- - / - - / - / 3 уд. слога. Навстречу ему Балда, - / - - / - / 3 уд. слога Идёт, сам не знает куда… - / - - / - - /3 уд. слога.
-
Тактовик С. Есенин В синюю высь звонко / - - / / - 3 уд. сл. Глядела она, скуля, - / - - / - /3 уд. сл. А месяц скользил тонкий , - / - - / / - 3 уд. сл. И скрылся за холм в полях… - / - - / - / 3 уд. сл.
-
Расшатанный тактовик Р. Рождественский С ней бы плыть на лодке / - / - / - 3 уд. Долго. Медленно. / - / - - 2 уд. Взять её за локоть / - / - / - 3 уд. Нежно. Бережно. / - / - -2 уд. Побродить просто… - - / / - 2 уд. А я ей вот муторно - / / - / - - 3 уд. Задаю вопросы - - / - / - 2 уд. С видом мудрым… - / - / 2 уд.
-
Паузник (стяжание) / А. Ахматова/ Иглы сосен гулко и колко - - / - /- - / ан. + ямб+ан.3 уд. слога Устилают низкие пни - - / - /- - / ан. + ямб + ан.3 уд. слога Здесь лежала его треуголка - - / - - / - - / ан. 3 ст.3 уд. слога И расстрелянный том Парни - - / - - / - /ан.2 ст. + ямб. 3 уд. слога
-
Дольник - дактилехорический/ - - / - / - - - амфибрахохорический- / - / - - / - - анапестоямбовый- - / - / - - / - амфибрахоямбовый- / - -/-/ -
-
- со двусложным стяжанием в стихе: (в амфибрахии) /А. Фет/ Я вижу блеск приветный и милый - /. - /. - / - - / - - с односложным стяжанием в стихе: (амфибрахии) /А. Блок/ И слушаешь песни далёких сёл - / - - / - - / .- / - осложненный трибрахием: (амфибрахии+ямб) /А. Соколов/ Трещали деревья. Я вслушивался в голоса… - / - - / - - / - - - - - / амф. 4 + ямб - однократный пропуск икта: (ямб+анапест – с трибрахием) /А. Гедымин/ И чувствуешь вечером перед сном… - /- - / - - - - / ямб + анапест 2 + ямб
-
- многократный пропуск иктов: К. Симонов То тянется, как лишение, - / - - - - . / - - Похожий на путешествие - / - - - - . / - - А может быть на сравнение- / - - - - . / - - Огонь, что летит как бедствие…- / - - / . -/ - -
-
Тонический (дольник) с большим количеством ударных слогов С. Есенин Ещё прекрасно серо небо - / - / - / - / - 4 уд. Ещё безнадежна серая даль, - / - - / - / - - / 4 уд. Ещё несчастных ищущих хлеба - / - / - / - - / 4 уд. Никому не жаль, никому не жаль. - - / - / - - / - / 4 уд. Тонический (дольник) с малым количеством ударных слогов: С. Есенин Вот уж вечер. Роса - - / - - / 2 уд. Блести на крапиве. - / - - / - 2 уд. Я стою у дороги - - / - - /- 2 уд. Прислонившись к иве… - - / - / - 2 уд.
-
Тонический (дольник) с преобладанием 2х слоговых размеров – АКЦЕНТНЫЙ: /В. Маяковский/ У нас семь дней / / / 3 уд. У нас часов двенадцать - / - / - / 3 уд. Не прожить себя длинней - - / - / - / 3 уд. Смерть не умеет извинятся - - - / - - - / - 2 уд. Если ж с часами плохо / - - / - / - 3 уд. Мала календарная мера - / - - / - - / - 3 уд. Мы говорим – Эпоха, / - - / - / - 3 уд. Мы говорим – Эра! / - - / / - 3 уд.
-
В тоническом стихе, где ритм не ровный, большее внимание уделяется рифме. И тому пример стихи Маяковского, которого считают мастером рифмы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.