Содержание
-
Царскосельский лицей1811г – 1817г
Друзья мои, прекрасен наш союз! А.С.Пушкин
-
Лицей- Это учебное заведение для детей дворян, подготовлявшее их к высшим административным, судебным и дипломатическим должностям. Программа была разделена на два курса по три года каждый. Образование давалось общее, без специализации, с преобладанием гуманитарных наук: литературы, истории и общих юридич. дисциплин. Кроме того, изучались франц., немец. И латинский языки, математика и др. предметы
-
Удивительной была эта школа – второй такой Россия не знает. Основатель школы – известный просветитель М.М.Сперанский – писал о ней: «Училище же образовано мною, и устав его написан мною, но без самолюбия скажу, что оно соединяет в себе несравненно более видов, нежели все наши университеты».
-
«Любовь в славе и Отечеству должны быть вашими руководителями! Но при сих высоких добродетелях сохраните сию невинность, которая блистает на лицах ваших, сие простосердечие, которое побеждает хитрость и коварство, сию кротость, которая изображает спокойствие души, необуреваемой сильными, сию скромность, которая служит прозрачною завесою отличными талантам». Из речи Куницына, произнесенной им при открытии Лицея. Александр Петрович Куницын (1783-1840)-адьюнкт-профессора нравственных и политических наук в Лицее. О его лекциях Пушкин вспоминал с восхищением.
-
Здание Лицея
Для Лицея отведен был огромный, четырехэтажный флигель дворца, со всеми принадлежащими к нему строениями. Этот флигель при Екатерине занимал великие княжны; из них 1811 году одна только Анна Павловна оставалась не замужем. В нижнем этаже помещалось хозяйственное управление и квартиры инспектора, гувернеров и некоторых других чиновников, служащих при Лицее; во втором- столовая, больница с аптекой и конференц-зала с канцелярией; в третьем- рекреационная зала, классы (два с кафедрами, один для занятий воспитанников после лекций), физический кабинет, комната для газет и журналов и библиотека в арке, соединяющее Лицей со дворцом чрез хоры придворной церкви. В верхнем- дортуары. Для них, на протяжении вдоль всего строения, во внутренних поперечных стенах прорублены были арки. Таким образом образовался коридор с лестницами на двух концах, в котором с обеих сторон перегородками отделены были комнаты: всего пятьдесят нумеров. Из этого же коридора вдох и квартиру гувернера Чирикова, над библиотекой. В каждой комнате- железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания, вместе и ночной. На конторке- чернильница и подсвечник со щипцами. Во всех этажах и на лестницах было освещение ламповое; в двух средних этажах паркетные полы. В зале зеркало во всю стену, мебель штофная.
-
Распорядок дня
Вставали мы по звонку в шесть часов. Одевались, шли на молитву в зале. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди. От 7 до 9 часов- класс. В 9-чай; прогулка- до 10. От 10 до 12-класс. От 12 до часу- прогулка. В час- обед. От 2 до 3- или чистописание, или рисование. От 3 до 5- класс. В 5 часов- чай; до 6- прогулка; потом- повторение уроков или вспомогательный класс. По средам и субботам- танцеванье или фехтованье. Каждую субботу баня. К половине 9-го часа- звонок к ужину. После ужина до 10 часов- рекреация. В 10- вечерняя молитва, сон.
-
Форма
Форма одежды сначала была стеснительна. По будням – синие сюртуки с кранными воротниками и брюки того же цвета, - это бы ничего: но зато по праздникам – мундир (синего сукна с красным воротником, шитыми петлицами, серебряными – в первом курсе, золотыми – во втором), белые панталоны, белый жилет, белый галстук, ботфорты, треугольная шляпа – в церковь и на гулянье. В этом наряде оставались до обеда. Ненужная эта форма, отпечаток того времени, постепенно уничтожилась: брошены ботфорты, белые панталоны и белые жилеты заменены синими брюками с жилетами того де цвета; фуражка вытеснила совершенно шляпу, которая надевалась нами только, когда учились фронту в гвардейском образцовом батальоне. Белье содержалось в порядке особою кастеляншею; в наше время была m-me Скалон. У каждого была своя печатная метка: нумер и фамилия. Белье переменялось на теле два раза, а столовое и на постели раз неделю.
-
Лицейский класс
Бакунин Александр Павлович (1799-1862). БроглиоСильверийФранцевич (1799-между 1822-м и 1825-м). Вольховский Владимир Дмитриевич (1798-1841), Суворочка. Горчаков Александр Михайлович (1798-1883), Франт. Гревениц Павел Федорович (1798-1847), Бегребниц. Гурьев Константин Васильевич (1800-1833). Данзас Константин Карлович (1801-1870), Медведь, Кабуд. Дельвиг Антон Антонович (1798-1831), Тося. Есаков Семен Семенович (1798-1831). Илличевский Алексей Демьянович (1798-1880), Олосенька. Комовский Сергей Дмитриевич (1798-1837), Лисичка, Смола. Корнилов Александр Алексеевич (1801-1856), Мосье. Корсаков Николай Александрович (1800-1820). Корф Модест Андреевич (1800-1876), Модинька, Дьячок Мордан. Костенский Константин Дмитриевич (1797-1830), Старик. Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797-1846), Кюхля. Ломоносов Сергей Григорьевич (1799-1857), Крот. Малиновский Иван Васильевич (1796-1873), Казак. Мартынов Аркадий Иванович (1801-1850). Маслов Дмитрий Николаевич (1799-1856), Карамзин. Матюшкин Федор Федорович (1799-1872), Федернелке, Плыть хочется. Мясоедов Павел Николаевич (1799-1868), Мясожоров. Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), Француз, Егоза. Пущин Иван Иванович (1798-1859), Большой Жанно, Иван Великий. Ржевский Николай Григорьевич (1800-1817), Дитя, Кис. Саврасов Петр Федорович (1799-1830), Рыжий, Рыжак. Стевен Федор Христианович (1797-1851), Швед, Фрицка. Тырков Александр Дмитриевич (1799-1873), Кирпичный брус. Юдин Павел Михайлович (1798-1852). Яковлев Михаил Лукьянович (1798-1868), Паяс.
-
Лицейское братство
-
Наставники
Первым директором Лицея был Малиновский, затем должность директора временно замещал Гауэншильд, а с 1816г. Назначен был Энгельгардт. К преподаванию в Лицее были привлечены лучшие педагоги. Наибольшим влиянием пользовались Кошанский, преподававший латинский и русский языки, Куницын, читавший «естественное право», заключавшее в себе основы либерального учения о государстве; Кайданов, преподававший историю; Будри, брат Марата, обучавший франц. языку, и др. Кроме профессоров и преподавателей в Лицее был штат инспекторов и гувернеров (надзирателей), упоминаемых в стихах и лицейских записках.
-
19октября 1811г.
19 октября – день, назначенный для открытия Лицея. Торжество началось молитвой в придворной церкви, после чего все перешли в лицейский зал. В нем, между колоннами, поставлен был большой стол, покрытый красным сукном с золотлй бахромой. На этом столе лежала высочайшая грамота, дарованная Лицею. Приглашены были все высшие сановники и педагоги из Петербурга. Когда все общество собралось, министр пригласил государя. Среди общего молчания началось чтение. После речей всех лицеистов стали вызывать по списку; каждый, выходя перед столом, кланялся императору. Когда кончилось представление виновников торжества, царь отблагодарил всех и пригласил императриц осмотреть его новое заведение
-
Царскосельский лицей – закрытое учебное заведение, в котором Пушкин учился с 1811 до 1817г. (Название «Лицей» дано от франц. Лицеев, с свою очередь названных так по имени сада около Афин, где в IVв. До н.э. Аристотель основал школу). Это было учебное заведение для детей дворян, подготовлявшее их к высшим административным, судебным и дипломатическим должностям.
-
Экзамены
Май 1817 года. «Санкт-Петербургские ведомости» приглашают «публику и родителей» на выпускные экзамены Царскосельского лицея. 17дней, 15 экзаменов… Каждый день, с 8 до 12 часов утра и с 4 до 8 вечера. 15 мая – латинский язык. 16-го – закон божий; на обоих экзаменах присутствует министр и другие важные лица. 17-го – российская словесность. Пушкин читает специально сочинение для экзамена стихотворение «Безверие». 18 мая – немецкая словесность. 19-го – французская словесность. 21-го – иностранная география и статистика. 22-го – всеобщая история «с особенным внимание к трем последним векам». Среди гостей на экзамене - Карамзин и Вяземский. 23 мая – политэкономия и финансы. 24-го – естественное, частное и публичное право. 25-го – уголовное и гражданское право. 26-го – отечественная география и статистика. (У Пушкина же день рождения – восемнадцатилетние! Его навещают Карамзин, Вяземский, Чаадаев и гусарский поручик Сабуров.) 28-го – чистая математика. 29-го – прикладная математика. 30-го – фортификация и артиллерия. (Снова заходил Карамзин и Вяземский.) 31-го – последний экзамен: физика.
-
Лицейские годовщины
19 октября, день торжественного открытия Царскосельского лицея, праздновавшийся всеми выпускниками его, начиная с 1-го. Пушкиным этому дню посвящено пять стихотворений. 19 октября 1827г. Пушкин был на праздновании и принес с собой короткое приветствие «Бог помочь вас, друзья мои». Через год Пушкин участвовал в праздновании, сам вел протокол собрания и в заключении написал экспромтом четверостишие «Усердно помолившись Богу». 1831г. Пушкин будучи в Петербурге, не был на праздновании, но написал стихи «Чем чаще празднует Лицей». 1832г. Пушкин принимал участие в праздновании и читал «довольно милые стишки», но стихи эти не дошли до нас. 1834г. 19 октября Пушкин участвовал в маленьком кружке, но стихами этой даты не отмечал. 1836г. Был двадцатипятилетней годовщиной основания лицея. Пушкин участвовал в торжественном собрании в последний раз: читал стихи «Была пора: наш праздник молодой». 19 октября 1877г. В шестидесятилетие первого выпуска, телеграмму Горчакову от имени первых семи курсов подписал Сергей Комовской. Лисичка – Комовский и Франт – Горчаков, последние два. «Кому ж день Лицея торжествовать придется одному?» Пушкин не знал, кому посвящает последние строки «19 октября», а Горчаков, единственный из лицеистов – узнал.
-
Вопросы викторины
В каком году открылся Лицей? Почему День Лицея мы отмечаем именно19 октября? В каком году А.С Пушкин поступил и закончил Лицей? Кто из исторических лиц присутствовал на открытии Лицея? Назовите фамилии лицеистов. С кем из них дружил А.С Пушкин? Назовите Фамилии наставников лицеистов. Какой был режим дня в Лицее? Почему Царскосельский лицей называют «Колыбелью русской поэзии»? Какой был уровень образования в Лицее, и в чем Лицей отличался от других учебных заведений того времени? Как проходил выпуск из Лицея? Как сложилась дальнейшая судьба лицеистов?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.