Содержание
-
Творчество Антона Павловича Чехова
А. П. Чехов – один из самых чудесных писателей на земле. А. Фадеев.
-
А. П Чехов. Художник В. А. Серов. 1902 год.
Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. А. П. Чехов.
-
А. П. Чехов.
Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, посмотрите, как вы плохо и скучно живёте. Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда это поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь. Я её не увижу, но я знаю, она будет совсем иная , не похожая на ту, что есть. А пока её нет, я опять и опять буду говорить людям: поймите же, как вы плохо и скучно живёте.
-
Афанасьев Э. С. –кандидат филологических наук.
Личное бытие человека Чехов осмысливает как процесс становления его жизненного статуса (социально-профессиональное положение, убеждения, нравственные качества, личные свойства).
-
Житейская проза. Худ. Бакшеев. 1892-1893
Пусть на сцене всё будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье, и развиваются их жизни. А. Чехов.
-
«Бывают странные сближенья».И. С. Шмелёв А. П. Чехов. Худ. Н. З. Панов. 1903
-
Каждая встреча Чехова со Шмелёвым – это отдельная история.
Рассказ «Как я встречался с Чеховым». Самый известный из трёх рассказов- первый, «За карасями». «Чехов тогда был ещё А. Чехонте, а я – маленьким гимназистом. Было это в Москве, в Замоскворечье».( Шмелёв).
-
А. С. Грин. А. П. Чехов.
-
Чехов, Шмелёв, Каверин…
Наверное, их тоже можно было бы назвать «бледнолицыми братьями»: для читателя постперестроечной поры они оказались писателя одной литературной генерации. Грин написал повесть для детей «Ранчо «Каменный Столб». В этой повести было всё, о чём мечталось юным читателям: индейцы, перестрелки и скачки на горячих степных конях, вольный ветер странствий, находка клада и конечное торжество справедливости.
-
К рассказу «Злоумышленник». Худ. К. П. Ротова. 1929
-
Рассказы А.П. Чехова.«Дама с собачкой»
-
Рассказы А. П. Чехова.
-
-
М. Горький и А. П Чехов. 1900 год
А. М. Пешкову 3 декабря 1898, Ялта. «Вы художник, умный человек. Вы чувствуете превосходно. Вы пластичны… Это настоящее искусство…»
-
А. Чехов и Л. Н. Толстой в Гаспре. 1901 год.
«Чехова как художника нельзя даже сравнивать с прежними русскими писателями – с Тургеневым, с Достоевским или со мною… Замечательно, что он никому не подражает и идёт своей дорогой». Толстой.
-
Чехов в кругу семьи. 1847. Таганрог.
-
Дом Чехова в Мелихове.
-
Москва. Здесь жил Чехов. Ныне Дом-музей.
-
Дача А. П. Чехова в Ялте, ныне Дом-музей.
-
А. П. Чехов с артистами Московского Художественного театра.
-
А. П. Чехов и О.Л.Книппер-Чехова. 1901 год.
-
А. П. Чехов в Ялте.
-
Биография писателя.
17 (29) января 1860 года родился в г. Таганроге в купеческой семье. 1867 год греческая школа. 1868-1879 таганрогская гимназия. 1876-1879 самостоятельная жизнь в Таганроге (учёба, театр, работа, начало творчества). 1879-1884 Московский университет, медицинский факультет. 1890 поездка на Сахалин. 1891, 1894, 1897, 1901 поездки за границу. 1892 поселился в приобретённой подмосковной усадьбе Мелихово, определяется основная тема творчества – равнодушие, символом которого стал «человек в футляре». 1898 пьеса «Чайка». Работа для Московского художественного театра. 1899 пьеса «Дядя Ваня». 1901 пьеса «Три сестры». Женитьба на актрисе О.Л. Книппер. 1902 переселяется в Ялту из-за болезни. 1903-1904 пьеса «Вишнёвый сад». 1904 скончался в Баденвейлере (Германия). Похоронен в Москве.
-
Особенности художественного мироощущения Чехова.
Художественный талант Чехова формировался в 80-ые годы 19 века, в эпоху переоценки ценностей. Всё творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Писатель не проповедует, авторский голос в его произведениях скрыт. Но эта чеховская недоговорённость действует на читателя сильнее громких слов. Он сумел схватить общую картину жизни по мельчайшим её деталям. Его афоризм: «Краткость – сестра таланта». В коротких рассказах даёт явления жизни, которым посвятили романы Н.В Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н.Толстой. Шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности.
-
Общая характеристика «новой драмы».
Драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия. В них нет счастливых людей. У писателя особое ощущение драматизма жизни. Зло в его пьесах как бы измельчается, проникая в будни, растворяясь в повседневности. Возникает ощущение, что в нескладице отношений между людьми в той или иной степени повинен каждый герой в отдельности и все вместе. Всеобщее неблагополучие усиливается ощущениями всеобщего одиночества. Конфликт приглушён, поэтому нет деления на положительных и отрицательных героев.
-
Исторические истоки «новой драмы».
Драма Чехова выражает общественное пробуждение в период наступления нового столетия и нового общественного подъёма. Недовольство существующей жизнью охватывает всю интеллигенцию. Идёт неуклонное нарастание этого недовольства. Освободительные порывы становятся достоянием не только отдельных личностей, но и каждого здравомыслящего человека. Беспокойство становится фактом повседневного существования людей.
-
Особенности поэтики «новой драмы».
Нет ключевого события, судьбы героев сливаются в единую судьбу, формируется общее настроение. Нет главного героя. Каждый герой ведёт свою партию, а целое рождается в созвучии множества равноправных подголосков (полифонизм). Новый подход в раскрытии человеческого характера: пафос действия сменяется пафосом раздумья. Герой показан не в борьбе за достижение целей, а в переживании противоречий бытия. Слова героев имеют скрытый подтекст. Речь героев напевна, мелодична, поэтически напряжённа, чтобы создать общее настроение драмы. События в драмах даны как репетиция, идёт накопление сил, к решительным поединкам герои не готовы. Пьеса состоит из 4-х актов: медленное вступление, экспозиция к действию, идёт знакомство с героями; общий характер – лирическое раздумье, развиваются настроения, стремления героев; кульминация, действие оживленное, захватывающие события; действие замедляется. Будничное течение жизни, развязки нет.
-
Ю. Пименов. «Вишнёвый сад». Эскиз декорации. 1965.
-
1. Прошлое время в пьесе.
Что представляют собой последние хозяева вишнёвого сада, живущие больше прошлым, чем настоящим? Раневская Любовь Андреевна. (богатая дворянка, которая ездила в Париж на лошадях, и на балах у которой танцевали генералы, бароны, адмиралы, имела дачу даже на юге Франции. Прошлое стоит теперь перед Раневской в виде цветущего вишнёвого сада, который предстоит продать за долги). Отличительные черты героини. Безволие, неприспособленность, романтическая восторженность, неустойчивость психики, неумение жить. В её характере, на первый взгляд, много хороших черт. Она внешне обаятельна, любит природу, музыку. По отзывам окружающих «добрая, славная» женщина, простая, непосредственная. Доверчива и искренна до восторженности. Но в душевных переживаниях у неё нет глубины: настроение её мимолётно, она сентиментальна и легко переходит от слёз к беззаботному смеху. Она как будто чутка и внимательна к людям. А между тем, какая душевная пустота скрывается за внешним благополучием, какое равнодушие и безразличие ко всему, что выходит за пределы её личного благополучия.
-
Гаев, брат Раневской.
Безвольный, никчёмный, всю жизнь прожил в имении, ничего не делая. Он сознаётся, что проел своё состояние на леденцах. Единственное его занятие – бильярд. Он весь погружён в размышления о различных комбинациях бильярдных ходов: «Жёлтого в середину…Дублет в угол».
-
Представители прошлого.
Люди, привыкшие беспечно жить, не работая. Они даже не могут осмыслить своего положения. Эти герои – последние представители вырождающегося дворянства. У них нет будущего. А. М. Горький: «Это люди эгоистичные, как дети, и дряблые старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя, ничего не понимая».
-
Кто из героев является представителем времени настоящего?
Лопахин. (купец, вышедший из рядов крепостного крестьянства, умный, энергичный делец новой формации). Огромная энергия , предприимчивость, широкий размах работы. Правильно разбирается в положении владельцев вишнёвого сада и даёт им практический совет, от которого хозяева сада отказываются. Лопахин становится хозяином имения, созданного руками его прадедов. Он с торжеством говорит:«Если б отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на всё происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот Ермолай купил имение. Прекрасней которого нет ничего на свете!». Место и значение Лопахина в пьесе.«Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает всё, что попадает на пути, так и ты им нужен».Кто говорит о Лопахине?
-
С кем из героев связывает свои представления о будущем автор пьесы?
Петя Трофимов.(бедный студент- разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Жизненный путь складывается нелегко. Его уже два раза увольняли из университета, он не всегда бывает сыт и может оказаться без крыши над головой). Живёт верой в светлое будущее родины.«Вперёд! Мы идём неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперёд! Не отставай, друзья!» Петя остро видит сегодняшние беды и одушевлён мечтой о будущем. В мечтах он обогнал время, но реально он беспомощен не меньше Раневской. Он бескорыстен и трогателен, умён и справедлив. Но не герой. Монологи Пети не приводят ни к каким конкретным поступкам. Разглагольствующий пустозвон. Опровергает всё подряд, но ничего не может предложить взамен.
-
Выводы.
Чехов не наделяет абсолютной правотой ни господ (представителей уходящего времени), ни купца Лопахина (героя дня сегодняшнего), ни студента Трофимова (смело заглядывающего в будущее). Никто их них не может спасти Россию, указать путь её развития и деятельно участвовать в её преображении.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.