Презентация на тему "Творчество Гавриила Романовича Державина на уроках литературы"

Презентация: Творчество Гавриила Романовича Державина на уроках литературы
1 из 13
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Темой презентация является значимость творчества Г.Р. Державина для русской поэзии.  В качестве иллюстрации использована картина Гавриила Державина кисти В. Боровиковского.

В работе представлены все необходимые материалы для проведения полноценного урока по теме. В начале презентации доступен тест для проверки домашнего задания с указанием правильных ответов на отдельном слайде.

Вниманию читателей представлен список основных принципов классицизма, ярким представителем которого был Державин. Гавриил Державин достиг вершин своего творчества в написании гражданских и сатирических од.  В материалах презентации дается определение особенностей оды как литературного жанра.

По окончании теоретической части доступны практические групповые задания по произведениям «Бог», «Памятник», «Властителям и судиям» для учеников разного уровня подготовки.

В конце презентации приводится список литературы.

В оформлении есть ряд недоработок: некорректно оформлены списки, цитаты набраны мелким шрифтом, мало иллюстраций.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    13
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Творчество Гавриила Романовича Державина на уроках литературы
    Слайд 1

    Творчество Гавриила Романовича Державина на уроках литературы

    Под могильной плитой лжеклассицизма заживо погребен просто огромный поэт, которым всякая иная литература, более памятливая (а следственно, более развитая), гордилась бы по сей день. В.Ходасевич

    Автор: Барсукова О.Д, Русакевич С.А

  • Слайд 2

    Цели проекта:

    Познакомиться со стихами Г.Р.Державина. Ответить на вопрос: какова роль Державина в развитии русской поэзии? Совершенствование навыков студентов в выразительном чтении. Развитие интереса к творчеству поэта, к поэзии вообще.

  • Слайд 3

    Предварительные задания для студентов.

    Прочитать по учебнику статью, посвященную Г.Р.Державину; выписать (кратко) факты, относящиеся к биографии поэта. Прочитать следующие стихи Державина: «Властителям и судиям», «Фелица», «Памятник», «Бог», «Евгению. Жизнь Званская».

  • Слайд 4

    Индивидуальные задания :

    Сформулировать основные принципы классицизма. Сделать сообщение об оде как жанре лирики (показать жанровые особенности на примере оды Ломоносова «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»).

  • Слайд 5

    Гавриил Романович Державин (1743-1816)- поэт, драматург, переводчик

    Белинский писал: «Язык, образ мыслей, чувства, интересы- всё в нем чуждо нашему времени. Но не умер Державин так же, как не умер век, им прославленный:

    век Екатерины приготовил век Александра, приготовивший наш век, между Державиным и поэтами нашего века существует та же кровнородственная историческая связь, которая существует и между этими тремя эпохами русской истории…»

  • Слайд 6

    Проверка домашнего задания. Тест.

    1.Назовите автора(ов) портрета(ов) Державина. А) Левицкий; Б) Боровиковский; В) Тончи; Г) Рокотов. 2.Назовите место рождения Державина. А) Москва; Б) Казань; В) Тамбов. 3.Укажите неверное утверждение: А) Державин участвовал в подавлении восстания Пугачева; Б) по «обычаям» того времени Державина записали в полк ещё младенцем, так что он, достигнув призывного возраста, числился уже офицером; В) закончил свою карьеру, будучи министром юстиции. 4.Какое(ие) стихотворение(я) не принадлежит(ат) Державину? А) «Вечернее размышление о Божьем величестве»; Б) «Евгению. Жизнь Званская»; В) «Насмерть князя Мещерского»; Г) «Разговор с Анакреоном». 5.Как называлось имение, в котором проводил летние месяцы Державин? А) он вообще не уезжал на лето из Петербурга; Б)Званка; В)Кусково.

  • Слайд 7

    Ответы:

    Б, В. Б. Б. А, Г. Б.

  • Слайд 8

    XVIII век – век классицизма

    Основные принципы классицизма: Обращение к образам и формам античного искусства как идеальным образцам; Культ разума; Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; Подчеркивается объективность повествования; Строгая иерархия жанров, смешение стилей не допускается; Активное обращение к гражданской прблематике.

  • Слайд 9

    Ода – жанр лирики.

    Ода – стихотворение, выражающее восторженные чувства, прославление исторического события или лица. Непосредственное обращение к тому, кого восхваляют. Подчеркнутая объективность повествования. Ода относится к высоким жанрам, отсюда обилие мифологических, аллегорических образов, недопустимость «низких » слов.

  • Слайд 10

    «Фелица». Отступы от основных положений классицизма Державиным.

    Обращение к Екатерине II не напрямую, а косвенно. ( «Фелица»- имя взято из нравоучительной сказки, сочиненной самой Екатериной для Александра I). Екатерина – обычный человек ( скромна, много работает, снисходительна к слабостям, не любит льстецов). Выражает надежду, что идеалом может стать человек. Сатирические зарисовки. Допускает смешение стилей. Вводит не «одические» выражения, говорит о себе.

  • Слайд 11

    Задания по группам (работа с текстами стихотворений).

    Прочитать оду «Бог», рассмотреть, как соотносятся понятия «Бог» и «человек» (задание для сильных учеников). Сопоставить ломоносовский перевод стихотворения Горация «К Мельпомене» и стихотворение Державина «Памятник». Ответить на вопросы к стихотворению «Властителям и судиям» (для слабых учеников).

  • Слайд 12

    Итоги урока.

    Заслуги Державина: Приблизил поэзию к жизни обыкновенного человека; Освободил поэта от заданных наперед правил при выборе поэтического слова; «Расчистил дорогу» идущим за ним поэтам, освободил их от жестких требований классицизма. …первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить. «О муза! Возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай…»

  • Слайд 13

    Литература.

    Азарова Н.М. Текст. Пособие по русской литературе XIX века. М.: Изд-во МГУ «Прометей», 2000. Ч.1. Введение в литературоведение. Учебник для филологических спецуниверситетов / Под ред.Г.Н. Поспелова. М.: Высшая школа, 1988. Державин Г.Р. Водопад. Избранные стихотворения. М.: Детская литература, 1977. Машевский А. Державин // Литература. 2003. № 11. Ходасевич В.Ф. Державин. М.: Книга, 1988. С. 314. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.: Педагогика, 1988. Энциклопедия для детей. Русская литература. М.: Аванта+, 1998. Ч.1. Т. 9.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке