Содержание
-
Урок на тему: «Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 52» Мухаметзянова Г.И. Ульяновск 2013 год
-
Методическое обоснование
Цели урока: 1) обучающая: сформировать у учащихся представление о Гоголе, найти основную идею повести, раскрыть исторические условия, выработавшие суровый и могучий характер Тараса Бульбы и его современников; 2) развивающая: развитие аналитического мышления, умение давать аргументированный ответ на вопрос учителя; формирование навыков анализа эпического произведения; 3) воспитывающая: воспитание любви к Отечеству. Внутрипредметные связи: с российской историей XVII в. Методы и приемы работы: репродуктивный метод (слово учителя, устный опрос), эвристический метод (фронтальный опрос, аналитическая беседа)
-
Уроки по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Жизнь и творчество Н. В. Гоголя Историческая и фольклорная основы повести. Нравы и быт Запорожской Сечи. Отец и сыновья. Три смерти в повести «Тарас Бульба» Подготовка к сочинению по повести.
-
История создания повести
«Тарас Бульба» имеет большую и сложную творческую историю. Он был впервые напечатан в 1835 году в сборнике «Миргород». В 1842 году во втором томе своих «Сочинений» Гоголь поместил «Тараса Бульбу» в новой, коренным образом переделанной редакции. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами девять лет: с 1833 года до 1842-го. Между первой и второй редакциями «Тараса Бульбы» был написан ряд промежуточных редакций некоторых глав.
-
Вопросы :
К какому времени относятся события, описанные в повести? Какие исторические события легли в основу повести Гоголя? Какова роль развернутого исторического отступления автора?
-
Беседа по содержанию повести
— Какие события можно считать самыми важными в первой главе? (Встреча Тарасом сыновей, описание светлицы, прощание матери с сыновьями.) «А поворотись-ка, сын!» Художник А. Герасимов. 1952
-
Определите приметы «бранного времени» в названных эпизодах. (Первая сцена дает представление о характере Тараса: он рад, что сыновья сумеют дать отпор любому, кто их обидит.) «Ну, давай на кулаки! – говорил Тарас Бульба. засучив рукава, – посмотрю я, что за человек ты в кулаке!». Художник А. Герасимов. 1952
-
— Прочитайте фрагмент повести: Описание светлицы (текст) — Сравните описание светлицы Гоголем с тем, как она изображена на иллюстрации А.Герасимова: Иллюстрация
-
Как ее убранство характеризует хозяина? (В светлице все связано с тревожной кочевой жизнью Тараса.) Тарас. Художник Е. Кибрик. 1945
-
— Какое впечатление произвел на вас Тарас? Как он относится к своим сыновьям, к жене? (Тарас резок и груб с близкими, бранное время отложило отпечаток на поведение Тараса.)
-
— В каких строках авторской характеристики главного героя заключена суть его натуры? («....весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава…»)
-
Вывод:
Повесть Гоголя отличается от исторической. Сам Тарас не конкретное историческое лицо. В нем можно увидеть черты многих других героев Запорожской Сечи. В Тарасе нашли выражение, как писал Гоголь, существенные черты, присущие людям «бранного, трудного времени». В.Г. Белинский назвал Тараса Бульбу представителем жизни целого народа, «целого политического общества в известную эпоху жизни».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.