Содержание
-
Тема родины в поэзии «Серебряного века»
Выполнила:ученица 11 классаМОУ Огорской СОШШаповалова Екатерина
-
Определение «серебренный век» одним из первых ввел в обиход С.К.Маковский, основатель и редактор популярного в то время журнала «Аполлон» Серебряным веком, называется сравнительно не большой период времени от начала 90-х годов 19 века до революционных катаклизмов 1917 года. В культуре серебренного века произошла переоценка ценностей, в основе которой общественные потрясения предреволюционной России, поражающие накалом страстей, жаждой духовного обновления, повлекшие изменение взглядов на искусство.
-
Символизм в литературе представлен множеством одаренных индивидуальностей. У каждого поэта-символиста был свой идеал красоты и свои излюбленные темы. Но тема Родины всегда присутствовала в творчестве.
-
Задача:проследить как раскрывается тема Родины у разных поэтов Серебреяного века.
-
«Но сколь ни болезненны эти переживания, они, в отличие от прежней безнадежности, несут в себе, как нам кажется, здоровое семя. Это семя- страстная волнующая любовь к Родине.» Вячеслав Иванов
-
Александр Александрович Блок
Родился 1880в Петербурге, рос и воспитывался в семье деда по матери, известного русского ботаника А. Н. Бекетова. Начал печататься в 1903 году. На формирование Блока-поэта, как и на все поколение «младших» символистов, к которому он принадлежал, большое влияние оказало учение Владимира Соловьева, поэта, религиозного мыслителя и философа конца XIX века, проповедовавшего идеи апокалиптического крушения мира и спасения его в результате Нового Пришествия.
-
Особенности раскрытия темы: Раздумья о судьбе страны, ее народа, стремление отыскать пути сближения с ним. Ощущение неизбежности «возмездия» старому миру, Ощущение грандиозности надвигающихся событий и сознание необходимости собственного в них участия. Образ родины не идеализирован Народ воспринимается им как могучая, богатая жизненными силами, но загадочная стихия, таящая в себе самые разные возможности. Образ России не иконописен, ее черты до крайности противоречивы
-
РОССИЯ Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые - Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет, - Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну что ж? Одной заботой боле - Одной слезой река шумней, А ты всё та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!.. 18 октября 1908
-
ОСЕННИЙ ДЕНЬ Идем по жнивью, не спеша, С тобою, друг мой скромный, И изливается душа, Как в сельской церкви темной. Осенний день высок и тих, Лишь слышно - ворон глухо Зовет товарищей своих, Да кашляет старуха. Овин расстелет низкий дым, И долго под овином Мы взором пристальным следим За лётом журавлиным... Летят, летят косым углом, Вожак звенит и плачет... О чем звенит, о чем, о чем? Что' плач осенний значит? И низких нищих деревень Не счесть, не смерить оком, И светит в потемневший день Костер в лугу далеком... О, нищая моя страна, Что' ты для сердца значишь? О, бедная моя жена, О чем ты горько плачешь? 1 января 1909
-
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...Вольному сердцу на что твоя тьма? Знала ли что? Или в бога ты верила?Что' там услышишь из песен твоих?Чудь начудила, да Меря намерилаГатей, дорог да столбов верстовых... Лодки да грады по рекам рубила ты,Но до Царьградских святынь не дошла...Соколов, лебедей в степь распустила ты -Кинулась и'з степи черная мгла... За' море Черное, за' море БелоеВ черные ночи и в белые дниДико глядится лицо онемелое,Очи татарские мечут огни... Тихое, долгое, красное заревоКаждую ночь над становьем твоим...Что' же маячишь ты, сонное марево?Вольным играешься духом моим? 28 февраля 1910
-
НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ Марии Павловне ИвановоПод насыпью, во рву некошенном,Лежит и смотрит, как живая,В цветном платке, на косы брошенном,Красивая и молодая. Бывало, шла походкой чинноюНа шум и свист за ближним лесом.Всю обойдя платформу длинную,Ждала, волнуясь, под навесом. Три ярких глаза набегающих -Нежней румянец, круче локон:Быть может, кто из проезжающихПосмотрит пристальней из окон... Вагоны шли привычной линией,Подрагивали и скрипели;Молчали желтые и синие;В зеленых плакали и пели. Вставали сонные за стекламиИ обводили ровным взглядомПлатформу, сад с кустами блёклыми,Ее, жандарма с нею рядом... Лишь раз гусар, рукой небрежноюОблокотясь на бархат алый,Скользнул по ней улыбкой нежною...Скользнул - и поезд в даль умчало. Так мчалась юность бесполезная,В пустых мечтах изнемогая...Тоска дорожная, железнаяСвистела, сердце разрывая... Да что' - давно уж сердце вынуто!Так много отдано поклонов,Так много жадных взоров кинутоВ пустынные глаза вагонов... Не подходите к ней с вопросами,Вам всё равно, а ей - довольно:Любовью, грязью иль колесамиОна раздавлена - всё больно. 14 июня 1910
-
Андрей Белый
(Настоящие имя и фамилия Бугаев Борис Николаевич) [14 (26) октября 1880, Москва — 8 января 1934, там же], русский поэт, прозаик, критик, мемуарист. Один из ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство (сборник «Золото в лазури», 1904). В сборнике «Пепел» (1909) трагедия деревенской Руси. В романе «Петербург» (1913-14, переработанное издание в 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности. Мемуары, автобиографическая проза. Исследования, в т. ч. поэтики Н. В. Гоголя.
-
Особенности раскрытия темы: Россия и русский народ как земная реальность, а не какое-то мистическое начало Чем пристальнее поэт вглядывался в жизнь России, тем дальше отодвигались его надежды на ее скорое обновление. Образы светлые и яркие все больше вытеснялись в его стихах мрачными по своей тональности картинами. Он видел беспросветное и нищенское существование простого народа. В некоторых стихах сквозит чувство отчаяния .
-
РодинеРыдай, буревая стихия, В столбах громового огня! Россия, Россия, Россия, — Безумствуй, сжигая меня! В твои роковые разрухи, В глухие твои глубины, — Струят крылорукие духи Свои светозарные сны. Не плачьте: склоните колени Туда — в ураганы огней, В грома серафических пений, В потоки космических дней! Сухие пустыни позора, Моря неизливные слёз — Лучом безглагольного взора Согреет сошедший Христос. Пусть в небе — и кольца Сатурна, И млечных путей серебро, — Кипи фосфорически бурно, Земли огневое ядро! И ты, огневая стихия, Безумствуй, сжигая меня, Россия, Россия, Россия — Мессия грядущего дня! Август 1917, Поворовка
-
РодинаВ. П. СвентицкомуТе же росы, откосы, туманы, Над бурьянами рдяный восход, Холодеющий шелест поляны, Голодающий, бедный народ; И в раздолье, на воле - неволя; И суровый свинцовый наш край Нам бросает с холодного поля - Посылает нам крик: «Умирай - Как и все умирают...» Не дышишь, Смертоносных не слышишь угроз: - Безысходные возгласы слышишь И рыданий, и жалоб, и слёз. Те же возгласы ветер доносит; Те же стаи несытых смертей Над откосами косами косят, Над откосами косят людей. Роковая страна, ледяная, Проклятая железной судьбой - Мать Россия, о родина злая, Кто же так подшутил над тобой? 1908 Москва
-
Константин Дмитриевич Бальмонт
Счастливое детство Бальмонт провел в родной усадьбе Шуйского уезда Владимирской губернии. Учился в гимназии г.Шуя, но был исключен: ему были свойственны народнические увлечения. Окончил Владимирскую гимназию. Жил напряженной внутренней жизнью, зачитывался немецкой, скандальной литературой, занимался переводами (П.Б. Шелли, Э.По)
-
-
«Мое - ей» Есть слово – и оно едино. Россия. Этот звук – свирель. В нем воркованье голубино.
-
…Хочу моей долины И волей сердца знаю, Что путь мой соколиный – К единственному краю…
-
Серебряный век воспитал огромное количество поэтов, оставивших богатое наследие своим потомкам в необыкновенных и своеобразных стихах
-
Вывод:Изображение Родины зависит от внутреннего мира поэта. Родина у всех изображена по-разному, с различными чувствами, эмоциями, переживаниями.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.