Содержание
-
Куянова А.З. Урок литературы в 5 классе Тип урока:комбинированный интегрированный урок Оборудование: учебник литературы, компьютер, мультимедийный проектор, презентации к уроку, раздаточный материал.
-
Стихотворение А.С.Пушкина «Няне» Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодатная память. И.С.Аксаков
-
Цели урока: Обучающие: продолжить изучение жизни и творчества великого русского поэта А.С. Пушкина; познакомить с жизнью няни Арины Родионовны, рассмотреть, какую роль она играла в жизни поэта; познакомить со стихотворением, посвященным няне поэта; развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения; обучать приёмам целостного анализа текста лирического произведения. Развивающие: активизировать и развивать речь и мышление учащихся Воспитательные: воспитывать нравственные идеалы воспитывать бережное и внимательное отношение к родному языку, родной литературе, родной стране
-
Предварительное домашнее задание Подготовить рассказ о жизни Арины Родионовны Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Няне» (можно наизусть) Повторить термины: роды литературы, жанры, изобразительно-выразительные средства Инд. Справка о Пущине Инд. Презентация о Михайловском, рассказ о ссылке поэта в 1826 году (сжато) Инд. Презентация «Памятники Арине Родионовне и А.Пушкину»
-
Ход урока. Организационный момент. Актуализация знаний. Слово учителя. Ребята, сегодня мы начинаем разговор о творчестве А.С. Пушкина. Это имя знакомо каждому россиянину с детства. Знакомо оно, конечно же, и вам. Расскажите о своих «взаимоотношениях» с А.С.Пушкиным. (Дети рассказывают о Пушкине в их жизни)
-
3. Применение знаний и умений Рассмотрите, пожалуйста, картину Н.Ге «Пущин в гостях у Пушкина» О чём рассказывает она вам? (Справка о Пущине (инд. дом. задание). Описание и анализ картины (обязательно отметить присутствие няни поэта, передать её чувства, состояние на картине, сделать выводы))
-
4. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. ? Ребята, а что вам известно об Арине Родионовне? ? Рассмотрите, пожалуйста, картины, посвящённые А.Пушкину и Арине Родионовне. Как вы думаете, что пытались передать художники в своих произведениях? Что помогло вам это увидеть, понять? (Взаимопонимание, очень сильную духовную связь поэта и его няни.)
-
-
5. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Слово учителя. Вы правы, говоря о необыкновенной духовной связи Пушкина с няней. Поэт постоянно восхищался её неистощимым запасом народных сказок, преданий, яркостью и меткостью её языка, разумностью. В одном из стихотворений он прямо так и говорит: Мастерица ведь была И откуда что брала! А куда разумны шутки, Приговорки, прибаутки, Небылицы, былины Православной старины! Александр Сергеевич Пушкин посвятил много стихотворений своей няне. Сегодня на уроке мы будем анализировать стихотворение, написанное в 1826 году, которое так и называется: «Няне». Запишите, пожалуйста, название урока и эпиграф к нему. (Эпиграф прокомментируем позже)
-
6. Проверка инд. дом. задания. Актуализация знаний. Применение знаний и умений Слово учителя. Ребята, анализируя стихотворение, на что необходимо нам обратить внимание, на ваш взгляд? (Тему произведения, основную мысль, изобразительные средства, историю создания…) Стихотворение было написано в 1826 году. Это было непростое время для поэта. Инд. дом.задание : рассказ о ссылке поэта (сжатый) «прогулка по Михайловскому» ? Какие это места? ? Как чувствовал себя поэт в этих удивительно красивых местах без друзей, большого общения? (Поэту было очень одиноко)
-
-
Домик Арины Родионовны
-
Слово учителя. И в это трудное для поэта время рядом с ним была его любимая няня: Но я плоды своих мечтаний И гармонических затей Читаю только старой няне, Подруге юности моей!
-
7. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации Анализ стихотворения Выразительное чтение стихотворения Няне Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь.
-
? О чём пишет поэт в этом стихотворении? ? К какому жанру относится это произведение? (Стихотворение) Почему оно называется «Няне», а не «Няня»? (Ей посвящается стихотворение, это послание) Что ещё указывает на жанр послания? (Обращения в начале стихотворения: именно так начинаются письма) ? А почему, на ваш взгляд, нет деления на строфы? (Это письмо, а не стихотворение. Поэтому здесь единый текст)
-
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации . (Самостоятельная работа (выполняется на отдельных листках с распечатанным текстом стихотворения)) Подчеркнуть глаголы как члены предложения, указать их вид и время Указать изобразительно-выразительные средства, использованные А.Пушкиным Рядом со строками стихотворения написать какие чувства они передают Объясните, какую роль играют в создании художественного образа выделенные вами глаголы (их формы) и изобразительно-выразительные средства; как помогают создать настроение, передать чувства поэта к няне?
-
Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (Проверка самостоятельной работы с необходимыми комментариями, если дети не отметят это в своих наблюдениях.) («Расширенное» толкование слов и мыслей: «подруга», «дней суровых», «голубка», «дряхлая», «голубка дряхлая моя» (как слово «дряхлая», которое обычно употребляется с негативной окраской, не разрушает настроения нежности и любви), «одна в глуши», «давно, давно», «горюешь, будто на часах», «медлят поминутно спицы», «наморщенных руках», «забытые вороты», «тоска, предчувствия, заботы», «теснят всечасно»)
-
Творческое применение знаний в новой ситуации ? Ребята, послушайте, пожалуйста, начало всем известной сказки Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…» и сопоставьте её со стихотворением «Няне». Царь с царицею простился, В путь дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждёт-пождёт с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись, глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьётся вьюга, Снег валится на поля, Вся белёшенька земля. (Фольклорные, сказочные мотивы в стихотворении «Няне». Отметить конкретные параллели + вспомнить, что отмечали ранее: голубкой обычно называют герои сказок своих любимых)
-
8. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации и рефлексия (подведение итогов занятия) Инд. дом. зад. «Памятники Арине Родионовне и Александру Пушкину» ? О чём говорят вам памятники великому поэту и его няне? ? Прочитайте эпиграф к нашему уроку и, опираясь на сведения, наблюдения, выводы сегодняшнего занятия, прокомментируйте его. Воплотилось ли желание И.С.Аксакова?
-
-
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Напишите мини-сочинение «Стихотворение А.С.Пушкина «Няне» (Отразите, о чём пишет поэт няне, что он ей говорит, что стоит за поэтическими строками, какими чувствами наполнено это лирическое послание)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.