Содержание
-
Владимир Владимирович Маяковский(1893-1930)
Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря. Заглуша поэзии потоки, я шагну через лирические томики, как живой с живыми говоря. ( Из поэмы «Во весь голос»)
-
Общие оценки творчества Маяковского
«Лучший, талантливейший поэт нашей эпохи» (И.Сталин) «Антипоэт» с «дурной двойственностью»; неутомимый дезинформатор» С «удивительной способностью к ненависти»; «призывы к надругательству над всем, что свято, уравновешивающиеся героической демагогией» (из критики 1990-х годов) «Он отторгал от себя культуру прошлого, и его отторгали от культуры. Его возводили на пьедестал и свергали с пьедестала, им восторгались, его боготворили и словословили, о нем злословили и над ним надругались, его любили и ненавидели…Он пришел в мир для жизни, для борьбы…он перенасыщен энергией действия…Такого не знала русская поэзия» ( А.Михайлов 1993)
-
Раннее творчество
«Ужас человека, нужного только себе, существование только для себя; поиски человека-друга, людей, друзей, коллектива, товарищества, братства…Проклятие одиночества и проклятие одиночеству – вот, на наш взгляд, главная тема раннего Маяковского…Поэт любит людей, устремляется к ним, но вместо людей перед ним, как в кошмарном сне, - какие-то загадочные существа, безликие и бессердечные». (З.Поперный 1961)
-
«Скрипка и немножко нервно» 1914г.
«очеловечены музыкальные инструменты», вернее «не инструменты очеловечены, а люди, одеревенев, стали инструментами, утратив все живое, эмоциональное» (З.Поперный 1961) Обратите внимание на рифмующиеся слова: по-детски – Кузнецкий, хорошо - ушел, смотрел,как - тарелка, без такта – как это, потный – ноты, вытри – пюпитры, Боже –похожи, шею – не умею, влип как –скрипка, голова – наплевать.А?, невесте –вместе Какую роль в этом стихотворении играет образ скрипки? Какие человеческие качества она воплощает в себе?
-
Особенности поэтической системы Маяковского
Свободный ритм, приближающийся к разговорной речи Деление строк на смысловые отрезки, произнесение которых требует соблюдения пауз Рифмы позволяют улавливать ритм стихотворения Рифмы: рядом с точными – неточные(звезда –опоздал), рядом с односложными – составные(брошу я – хорошая) Часты рифмы-омонимы: любовью залив – облака залив; сжирав – жираф; «вывод простой, уничтожь и гульбу и простой» Для рифмы используется паронимия, т.е. сходно звучащие разнокорневые пары слов: пенится пенье, поразительный паразит, не сквернили скверы, заносчивый нос, проворный повар.
-
Стихотворение французского поэта Франсиса Жамм(1868-1938) «Молитва, чтобы получить звезду» в переводе И.Эренбурга(1913г.)
Боже, дай мне одну золотую звезду, Может, в ней для души я спасенье найду. Если ты не захочешь отдать ее мне, Без обиды. Без злобы все я снесу. Если гибель в звезде – подари ее мне, Как дают бедняку золоченое су. С каким стихотворением В.Маяковского роднится стихотворение «Молитва…»? Что отличает их? Я плетусь, как осел…Вспоминаешь ли ты, Как ребенком я клял остролистов кусты Перед яслями в храм, где мать моя встарь Убирала розетками нищий алтарь. Если в этой звезде я спасенье найду, Подари мне одну золотую звезду. Потому что мне надо сегодня ее Положить на замерзшее сердце мое.
-
«Звезда – условный знак в пути» А.Блок
Ты посмотри, какая в мире тишь. Ночь обложила небо звездной данью. В такие вот часы встаешь и говоришь Векам, истории и мирозданью. (Из черновиков Маяковского в последние годы жизни) Вот почему, когда дышать так трудно, Тебе отрадно так поднять чело С лица земли, где все темно и скудно, К нам, в нашу глубь, где пышно и светло. ( «Среди звезд» 1876г. А.Фет от имени звезд обращается к человеку)
-
«Облако в штанах» 1915 г.Из обращения к враждебно настроенным читателям.
«Я – нахал, для которого высшее удовольствие ввалиться, напялив желтую кофту, в сборище людей, благородно берегущих под чинными сюртуками, фраками и пиджаками скромность и приличие. Я – циник, от одного взгляда которого на платье у оглядываемых надолго остаются сальные пятна… Не правда ли, только убежденный нахал и скандалист, исхищряющий всю свою фантазию для доставления людям всяческих неприятностей, так начинает свое стихотворение Но мне – люди, и те, что обидели, - вы мне всего дороже и ближе. Видели, как собака бьющую руку лижет?!» Прочитайте вступление и первую часть поэмы. Какими развернутыми метафорами поэт изображает любовные переживания лирического героя? Приведите примеры слияния лирики, высокой патетики и сатиры. Согласны ли вы с утверждением автора, что он «нахал» и «циник»?
-
Маяковский после октября 1917 года
26 февраля. Пьяные, смешанные с полицией, солдаты стреляли в народ…днесь небывалой сбывается былью социалистов великая ересь!» (из поэтохроники «Революция» апрель 1917г.) Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось… (из автобиографии «Я сам» октябрь 1917г. ) Прокомментируйте, как вы понимаете отношение поэта к революции. Прочитайте стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» 1918г.Какие мотивы раннего творчества развивает в нем поэт?
-
«Мертвые сраму не имут…Хорошо вам! А мне сквозь строй, сквозь грохот как пронести любовь к живому?» (из поэмы «Война и мир»)
«Маяковский, надев вместо желтой кофты москошвеевский пиджак или даже хорошо сшитый заграничный костюм, в самом существе своем не переменился ничуть. Об этом неопровержимо, с непреложной убедительностью свидетельствуют его стихи… Язык, система образов, выбор эпитетов, ритм, характер рифм, инструментовка стиха – все это у него, конечно, менялось, но в тех естественных пределах, в каких все эти элементы поэтики меняются у каждого большого поэта с теми душевными переменами, которые - неизбежно – несет с собой жизнь». (Б.Сарнов.1996)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.