Содержание
-
«Вдумчивое чтение»Учебно-методический комплект по внеклассному чтению для младших школьников
1 Презентация учебно-методическогокомплекта ПОСАШКОВОЙ Е.В.
-
План презентации
2 Представление об авторе УМК Основные проблемы уроков внеклассного чтения Структура УМК «Вдумчивое чтение» Экспериментальная программа «Вдумчивое чтение» Рабочие тетради по внеклассному чтению для учащихся 2, 3 и 4 классов Методические пособия для учителей начальных классов.
-
1. Представление об авторе УМКПОСАШКОВА Елена Вячеславовна
3 Педагогическая деятельность Доценткафедры русскогоязыка иметодики его преподавания в начальных классах УрГПУ, кандидат филологических наук. Ведущийпреподаватель по дисциплинам «Теория литературы и практика читательской деятельности», «Детская литература». Сфера научных интересов Исследование детской литературы и методика преподавания литературы в начальной школе. По данным темам опубликовано более 70 работ. Активно сотрудничает с органами народного образования. Ею разработаны пособия, по которым работают учителя начальной школы Уральского региона.
-
2. Основные проблемы уроков внеклассного чтения в начальной школе
4 Отсутствует единая государственная система обучения внеклассному чтению В современных программах по литературному чтению не уделено внимания урокам внеклассного чтения. Некоторые авторы программ отрицают необходимость уроков внеклассного чтения (Бунеевы) Традиционная программа и методика уроков внеклассного чтения Н.Н. Светловской поддерживаются не всеми авторами программ и учителями-практиками Обновление содержания учебных хрестоматий по чтению привело к тому, что содержание традиционной программы внеклассного чтения устарело. Внутрипедагогические проблемы усугубляются снижением общекультурного уровня россиян, катастрофическим падением их интереса к серьезной литературе, что не может не отразиться на снижении качества чтения современных школьников.
-
СТРУКТУРА УМК «Вдумчивое чтение»
5
-
Для кого предназначен УМК «Вдумчивое чтение»?
6 Учебно-методический комплектпо внеклассному чтению разрабатывался на основе анализа программ и учебных хрестоматий по литературному чтениюв так называемых «традиционных» педагогических системах, рекомендованных Министерством образования и науки РФ: «Школа России» (программа Л.Ф. Климановой,В.Г. Горецкого, М.В. Головановой) «Школа 2100» (программа Е.В. и Р.Н. Бунеевых) «Гармония» (программа О.В. Кубасовой) «Школа ХХI века» (программа Л.А. Ефросининой) «Планета знаний» (программа Э.Э. Кац) и др. УМК «Вдумчивое чтение» прошел апробацию в школах г. Екатеринбурга, Новоуральска Свердловской области, Озерска Челябинской области и получил одобрение учителей-практиков Данная программа может быть полезна и для родителей, стремящихся приобщить детей к художественной литературе.
-
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Вдумчивое чтение»
7 Цель программы – организация самостоятельного чтения младших школьников дома и на уроках внеклассного чтения Задачи: Совершенствование навыка чтенияучащихся Развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы Расширение читательского и культурного кругозора младших школьников Формирование первичных представлений о произведениях русских и зарубежных детских писателей Совершенствование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности Развитие воображения,литературно-творческих способностей и речи читателей.
-
Как производился отбор литературных произведений?
8 Принципы отбора литературных произведений: Ориентация на читательские интересы ребенка Художественная значимость произведения Разнообразие тематики: семья и самые близкие люди, школьная жизнь, дружба детей, красота природы, жизнь животных, история Родины, малая Родина, научные открытия, приключения и путешествия, сказочные чудеса и т. д. Разнообразие жанров:рассказы, сказки, повести, романы, стихи, юмористические и фантастические произведения, энциклопедии, мифы, сказания Разнообразие круга авторов: классики русской и зарубежной детской литературы, современные писатели Литературные произведения, изучаемые на уроках внеклассного чтения не дублируют, а расширяют и дополняют содержание учебных хрестоматий по литературному чтению.
-
Каковы основные методические принципы программы?
9 В основу методических принципов нашей программы положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н.Светловской, а именно: Разработанная ею специфика урока внеклассного чтения Организация Уголка внеклассного чтения в классе Совместная работа педагога, школьного библиотекаря, родителей по организации книжных выставок на занятии Работа не только с текстом произведения, но и с книгойкак продуктом художественной культуры Более свободная атмосфера занятия, учет читательских мнений и интересов всех учащихся Традиционные подходы к уроку внеклассного чтения были модернизированы нами с учетом достижений современныхинновационных программ и методик.
-
4. «Рабочие тетради по внеклассному чтению» как жанр учебного пособия
10 Основные задачи «Рабочих тетрадей»: Тетрадь обеспечивает каждого учащегося текстами, необходимыми для самостоятельного чтения Тетрадь позволяет индивидуализировать творческие и игровые задания (тесты, викторины, кроссворды, диктанты) Тетрадь организуетсамостоятельнуючитательскуюдеятельность учащихсяв школе и дома С помощью тетради можно эффективно формировать читательские уменияшкольников(составление аннотации, обучение пересказу,характеристика героя книгии т.д.) Тетрадь помогает учителю организовать контрольза читательской деятельностью всех учащихся С помощью тетради учитель может организоватьэффективную работу учащихся на занятии (смена видов деятельности и форм работы)
-
Рабочая тетрадь по внеклассному чтению для 2 класса
11
-
Содержание «Рабочей тетради для 2 класса»
12 1. Урок смеха Л.Каминского 2. Новые сказки М. Москвиной 3. Рассказы о зверёнках Е. Чарушина 4. Любимые сказки Х.К. Андерсена 5. Рассказы о школьной жизни В. Голявкина 6. Приключения барона Мюнхгаузена 7. Семейная сказка Алана Милна «Винни-Пух» 8. Рассказы о красоте природы Ю. Коваля 9. Мифы древней Греции 10. Удивительная Вообразилия Б. Заходера 11. Энциклопедия «Почемучка» 12. Рассказы о детстве К. Драгунской 13. Сказочная поэзия С. Козлова
-
Рабочая тетрадь по внеклассному чтению для 3 класса
13
-
Содержание «Рабочей тетради для 3 класса»
14 Раздел 1. «Все мы родом из детства...»И. Пивоварова.Рассказы С. Георгиев. Дедушка. Рассказ А. Алексин. Самый счастливый день. Рассказ Раздел 2. «Думают ли звери?..» A. Барто, И. Токмакова, Н. Рубцов, С. Чёрный. Стихотворения B. Астафьев. Белогрудка. Рассказ Г. Скребицкий. Кот Иваныч. Рассказ Ю. Дмитриев. Таинственный ночной гость. Рассказ Раздел 3. Вверх ногами Тим Собакин. Прилетели бегемоты. Стихотворение Л. Петрушевская. Пуськи бятые. Лингвистическая сказка Ю. Мориц.Стихотворения М. Мацоурек.Сказки Раздел 4. «Школьные годы чудесные...» Л. Давыдычев. История Ивана Семёнова. Повесть В. Железников. История с азбукой. Рассказ О. Пройслер. Маленькая Баба-Яга. Сказка Э. Успенский. Меховой интернат. Сказочная повесть Раздел 5. «Преданья старины глубокой...» А. Ишимова. История России в рассказах для детей. Энциклопедия Сказание о князе Олеге. Из «Повести временных лет» Сказание о Мамаевом побоище. Воинская повесть Раздел 6. Обыкновенное чудо Н. Абрамцева. Сказки А. Линдгрен. Карлсон, который живёт на крыше. Повесть Кир Булычёв. Путешествие Алисы. Фантастическая повесть
-
Рабочая тетрадь по внеклассному чтению для 4 класса
15
-
Содержание «Рабочей тетради для 4 класса»
16 Раздел 1. Мир вечного детства Н. Гарин-Михайловский. Детство Тёмы. Повесть А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц. Сказка М. Твен. Приключения Тома Сойера. Повесть Д. Барри. Питер Пэн. Сказочная повесть ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Страна моего детства» Раздел 2. Моя малая Родина Л. Татьяничева. Урал. Стихотворение О. Коряков. Чудесная кладовая. Рассказы ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Моя малая родина» Д. Мамин-Сибиряк. Рассказы о природе Урала П. Бажов. Сказы о Хозяйке Медной горы Раздел 3. Мир удивительных путешествий и приключений С. Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с гусями. Повесть ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Отзыв о прочитанной книге» Я. Ларри. Приключения Карика и Вали. Повесть Д. Дефо. Приключения Робинзона Крузо. Роман Ж. Верн. Дети капитана Гранта. Роман ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Мой любимый герой романа Ж. Верна» Раздел 4. Страна Фантазия Э. Гофман. Щелкунчик и мышиный король. Сказка Л. Кэрролл. Приключения Алисы в Стране Чудес. Сказка Д. Толкиен. Хоббит, или Туда и обратно. Сказка В. Крапивин. Дети синего фламинго. Сказка ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Книжная полка моих любимых книг»
-
Основные разделы Тетради
17 Функции анкеты: Осмысление мотивации чтения ребенка Определение жанровых предпочтений школьника Выявление руководителей детского чтения Определение читательских приоритетов учащихся Определение степени читательской самостоятельности школьников Определении степени литературного развития учащихся Читательская анкета
-
18 Заповеди читателя Знакомство с основными элементами книги: Титульный лист Аннотация Оглавление Предисловие Послесловие Форзац Корешок Переплет Страницы.
-
Основные разделы Тетради «Мои любимые писатели»
19 Представлен либо в конце тетради (2 класс), либо внутри каждой темы (3, 4 классы) Во 2 классе содержатся статьи о 8 писателях, в 3 классе – о 17 писателях, в 4 классе – о 14 писателях К каждой статье дан портрет писателя Указаны даты жизни Текст статьи написан доступно и интересно для детей В статье указаны основные произведения автора Дана краткая характеристика особенностей произведений писателя.
-
Основные типы заданий
20 Функции: Знакомство с основными элементами обложки Изучение структуры книги Расширение читательского кругозора Формирование читательской культуры Формирование читательских умений (составить аннотацию, рассказать о книге, о писателе, сформулировать свое мнение). Иллюстрирование обложки Составление аннотации
-
Типы заданий
21 Функции: Проверяют знание текста у читателя Создают мотивацию к повторному перечитыванию Обращают внимание читателя-ребенка на детали текста, которые он может пропустить при первичном чтении Углубляют интерес к «медленному» чтению. Репродуктивные (тесты)
-
22 Викторины(«Где живут герои сказки Милна?»; «Знаешь ли ты мифы о Геракле?» и т.д.) Кроссворды(для знатоков сказок Милна, Давыдычева, Линдгрен, Булычева) Литературные игры(отгадай произведение по опорным словам; отгадай героя по его репликам; «знаток русского языка», игры со словами и т.д.) Литературные диктанты«Внимательный читатель». Игровые задания
-
23 Функции: Формируют осознанность чтения Позволяют структурировать сложный текст Формируют умение анализировать текст Развивают внимание к тексту, логическое мышление и исследовательские способности ребенка. Формируют потребность во вдумчивом чтении. Аналитические вопросы
-
5.Методические пособия для учителей начальных классов
24 Методические пособия для учителей начальных классов – это издания для учителей 2, 3 и 4 классов объемом от 90 до 130 стр., в которых представлены: общая характеристика программы «Вдумчивое чтение» вариативное тематическое планирование для каждого класса обширная информация о писателях, их творчестве, художественные тексты для дополнительного чтения развернутые поурочные разработки с указанием целей, задач, предлагаемых методических приемов подробное описание каждого этапа занятия.
-
Примеры из методических пособий
25 вариативное тематическое планирование информация о писателях поурочные разработки с указанием целей, задач, предлагаемых методических приемов подробное описание каждого этапа занятия.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.