Содержание
-
Язык произведений Александра Трифоновича Твардовского
Работу выполнила ученица 11 класса МБОУ «ШАДЧИНСКАЯ СОШ» Мамадышского района РТ Мингазова Ляля Шагитовна Руководитель: учитель русского языка и литературы Салимзянова Альфия Замановна
-
Цель: изучить и проанализировать языковые средства и особенности их использования Твардовским в стихотворениях на протяжении всего его творчества.
Задачи: 1. Изучить особенности творческой лаборатории Твардовского. 2. Изучить и охарактеризовать использованные поэтом специальные изобразительные средства и тропы. 3. Выявить и изучить используемые поэтом поэтические средства языка. 4. Выявить и отметить особенности синтаксиса А.Т.Твардовского.
-
«Истинный поэтический дар предполагает прежде всего глубокое знание души своего народа, глубокую и пристрастную озабоченность его действительными, реальными делами и нуждами, его скорбями и радостями» А.Т.Твардовский А.Т.Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности… К.Куликов
-
Поэзия Твардовского - своеобразная поэтическая энциклопедия времени, это эпическая и лирическая, отчасти и драматическая история нашей страны. Почти все главнейшие события этой истории отразились в творчестве Александра Трифоновича: коллективизация - в “Стране Муравии”, Великая Отечественная война - в “Василии Теркине” и в “Доме у дороги”, послевоенные годы - в поэме “За далью - даль” и, конечно, в лирике с ее многообразием тематики. Герои произведений Твардовского - люди рядовые, не “генералы” новой жизни, а ее солдаты.
-
Тропы у Твардовского просты, даже строги, но при этом отличаются необыкновенной живостью и естественностью. Его эпитеты раскрывают неожиданную сторону предмета, события или чувства, передавая, прежде всего, авторское восприятие, которое и нас должно потрясти: «Не заслоняй святую боль», «…был смешан с медом воздух сочный…», «…от горькой памяти…» («22 июня 1941 года»), «…свежий блеск в росе … сродни той мертвенной красе, Что у листвы вечнозеленой» («Все сроки кратки в этом мире …»).
А. Твардовский на пепелище родной деревни Загорье. 1943г.
-
В стихотворении «Полночь в мое городское окно…» поэт передает свое волнение через метафору:В зрелости так не тревожат меня Космоса дальние светы, Как муравьиная злая возня Маленькой нашей планеты.
Чрезвычайно выразительны метафоры «вы славу издали трубили, когда гроза брала разгон» («9 мая»), «текло в труде начало суток», «чьи души горе надломило…» (22 июня 1941 года), «пламень сердца погас», «фронт горел…» («Я убит подо Ржевом»).
-
Речь поэзии Твардовского богата красками, запахами, звуками. В стихотворении «Чуть зацветет иван-чай…» можно увидеть липу, светящуюся «густой позолотой», дожди, шепелявящие «в теплой листве». Во всем этом сказывается любовь поэта к природе. Мы видим “розоватую пену” березового сока со свежих пней, “голубой” весенний пар над полями в стихотворении «Как после мартовских метелей …». Яркие и сочные краски, которыми поэт описывает просыпающуюся природу, будоражат воображение, и мы словно чувствуем запахи весеннего леса: Как после мартовских метелей, Свежи, прозрачны и легки, В апреле – вдруг порозовели По-вербному березняки.
-
Выразительность поэтической речи автора придает и характерная для Твардовского звукопись - аллитерация и ассонанс: «Живым – живое в этой жизни краткой…» («Их памяти»).В стихотворении «Минское шоссе» повторение созвучия кр напоминает постукивание дождевых капель по железной крыше: Вот дождик вкрадчиво прокрапал.Ещё один прием звукописи – анафора и эпифора. Так называют подраздел звукописи, различающий её по местоположению в стихе.
-
Своеобразный вид лексической анафоры применил Твардовский в стихотворении «Я убит подо Ржевом». Симметрично расположенные, эти анафорические повторы «Я …, Я…» производят сильнейшее действие:Я – где корни слепые Ищут корма во тьме;Я – где с облачком пыли Ходит рожь на холме...С помощью повторения слова «война» в стихотворении «Война – жесточе нету слова…» поэт создаёт эффект грусти, скорби, трагедии:Война – жесточе нету слова.Война – печальней нету слова.Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет.
-
В инверсионных конструкциях Твардовского слова звучат более выразительно, более высоко. А выросла в столице ненароком, Чтоб возле самой башни мировой Ее курантов слушать мерный бой И города державный рокот. . В этом отрывке Твардовского из стихотворения «Береза» яркий пример инверсий. У него взволнованная интонация закреплена в сложных инверсиях «возле самой башни мировой»; «ее курантов слушать мерный бой»; «города державный рокот» и другие.
-
Я знаю, никакой моей виныВ том, что другие не пришли с войны.В том, что они — кто старше, кто моложе —Остались там, и не о том же речь,Что я их мог, но не сумел сберечь, —Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…Весь текст стихотворения - это одно предложение.
Нет тропов, незатейлива рифма (вины - войны, моложе — всё же, речь — сберечь), нет и книжных слов. Стихотворение написано живым разговорным языком ("никакой моей вины", кто старше, кто моложе, не о том же речь, но всё же"). Это вообще свойственно для поэтики стиха Твардовского. В стихотворении особое значение имеют местоимения. Очевидно противопоставление "я" — «они". "Они" синонимично слову "другие" и выражению "кто старше, кто моложе". Это противопоставление, возникшее по воле страшного времени, не даёт покоя лирическому герою. И троекратное повторение в последней строке слов "всё же" утверждает нравственный долг перед теми, кто "остался там".
-
Источником образности в поэтическом языке Твардовского нередко становится хорошо известная пословица, поговорка, фразеологизм. Они органично входят лирическую строку, даже если речь в ней идет о самом высоком поэтическом предмете.Час мой утренний, час контрольный, - Утро вечера мудреней, - Мир мой внутренний и окольный В этот час на смотру видней… Хорошо известная пословица не выглядит здесь литературной цитатой. Она, как и слова высокого стиля, направлена на передачу того, что стало убеждением Твардовского. К обидам горьким собственной персоны Не призывать участье добрых душ. Жить, как живешь, своей страдой бессонной, - Взялся за гуж – не говори: не дюж…
-
А.Т.Твардовский в своих произведениях использует самые распространенные изобразительно-выразительные средства языка. Все изобразительно-выразительные приемы, используемые в стихотворениях А.Т.Твардовского, создают удивительную музыкальность стиха, что отличает его поэзию от творчества других поэтов. В стихотворениях поэта сплавились музыка, живопись, поэзия. Такое сближение музыки и поэзии заключается в преимущественном использовании им тех изобразительно- выразительных средств, которые придают его стиху музыкальное звучание.
-
Список использованной литературы Бакланов Г. Воспоминания о Твардовском. М., Просвещение, 1976. Василевская И.А. «Нетленные страницы»// Русский язык в школе. 2005, №2. Гришунин А. «Василий Теркин» А. Твардовского. – М., 1987. Кондратович А.И. Александр Твардовский: Поэзия и личность. – М., 1986. Романова Р.М. Александр Твардовский. Страницы жизни и творчества.–М., 1989. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. Учебное пособие. / Под ред. В.Ф.Чертова. – М., Дрофа, 2006. Твардовский А.Т. Стихотворения. Поэмы. – М., Дрофа: Вече, 2002.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.