Презентация на тему "Записки юного врача" 11 класс

Презентация: Записки юного врача
Включить эффекты
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Записки юного врача" для 11 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 24 слайда. Самый большой каталог качественных презентаций по литературе в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    24
  • Аудитория
    11 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Записки юного врача
    Слайд 1

    Петрова В.Е. –учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №2010 Г.Москва

  • Слайд 2

    Цели урока:

    1. Познакомить учащихся с произведением М.А.Булгакова. 2.Медицинская тема в рассказах «Полотенце с петухом», «Стальное горло», «Пропавший глаз». 3.Развивать умение учащихся исследовать личность героя произведения. 4.Воспитывать положительные эмоции. 5.Прививать вкус к художественному слову.

  • Слайд 3

    Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 – 1940)

    Русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор романов, повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто. Известные произведения Булгакова: «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Театральный роман», «Белая гвардия», «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Иван Васильевич» и роман, принесший писателю мировую известность, - «Мастер и Маргарита», который был несколько раз экранизирован как в России, так и в других странах.

  • Слайд 4

    В 1916 году Булгаков окончил медицинский факультет Киевского университета, получив степень лекаря с отличием.После этого он 4 года проработал врачом. Медицинская практика писателя и была положена в основу цикла `Записки юного врача`. Цикл рассказов «Записки юного врача» - по-настоящему увлекательные, художественно яркие рассказы о становлении личности молодого врача, одаренного человека, который ведет постоянную борьбу, отстаивая человеческую жизнь.

  • Слайд 5

    «Записки юного врача» - цикл, состоящий из рассказов : «Полотенце с петухом», «Крещение поворотом», «Стальное горло», «Вьюга» «Тьма египетская», «Пропавший глаз» и «Звездная сыпь».

  • Слайд 6

    «Направляясь в Мурьинскую глушь, я, помнится, еще в Москве давал себе слово держать себя солидно. Мой юный вид отравлял мне существование на первых шагах. Каждому приходилось представляться: - Доктор такой-то. И каждый обязательно поднимал брови и спрашивал: - Неужели? А я-то думал, что вы еще студент. - Нет, я кончил, - хмуро отвечал я и думал: «Очки мне нужно завести, вот что»  (Булгаков, М.А. Указ.соч. - с. 9.)

  • Слайд 7

    «В выданном Булгакову 18 сентября 1917 года по случаю откомандирования в Вязьму удостоверении отмечалось, что за время службы в Никольском он «зарекомендовал себя энергичным и неутомимым работником на земском поприще». За период с 29 сентября 1916 года по 18 сентября 1917 года Михаил Афанасьевич принял 15361 амбулаторного больного, а на стационарном лечении пользовал 211 человек». Нагрузка колоссальная. В рассказе «Вьюга» Булгаков пишет даже о сотне больных в день, и, возможно, это не поэтическое преувеличение, а отражение реальности наиболее сложных для него дней. 

  • Слайд 8

    Молодой, двадцатитрехлетний доктор, только что окончивший курс в университете, после долгого и изнурительного пути по сентябрьскому сельскому бездорожью приезжает в Мурьино, в земскую больницу, где предстоит ему проходить врачебную практику. Полотенце с петухом

  • Слайд 9

    В первую же ночь ему привозят девушку необыкновенной красоты с ужасными травмами ног и в критическом состоянии. Это слабо сказано - она умирала от шока и огромной потери крови. Доктор, сломав сопротивление фельдшера и акушерок, впервые в жизни производит ампутацию.

  • Слайд 10

    После безнадежной, как кажется врачу, ампутации он просит: «Когда умрет, обязательно пришлите за мной». И вот врач один. «Сейчас постучат… скажут: «Умерла…» Да, пойду и погляжу в последний раз» Так думают люди о своих родных, но у Булгакова так думает врач. Но вот неожиданный поворот в рассказе, и камень падает с души читателя. К врачу, действительно, стучат, однако прошло немало времени - в дверях выздоровевшая девушка. Она дарит доктору льняное белое полотенце с вышитым петухом.

  • Слайд 11

    СТАЛЬНОЕ ГОРЛО

    В рассказе «Стальное горло» продолжается профессиональное становление доктора. Ноябрьской вьюжной ночью его будят. Привезли девочку, умирающую от дифтерийного крупа. Врач никогда не делал трахеотомию, но он понимает, что ребенок обречен, операция - единственный шанс на спасение. И он идет на риск. Девочка спасена. По деревням идет слух, что Лидке вставили «стальное горло» и она прекрасно живет с ним. Популярность врача вырастает до «трагических» размеров: в день он принимает более ста человек. 

  • Слайд 12
  • Слайд 13

    Согласно «Полотенцу с петухом» и «Стальному горлу», герой-рассказчик впервые приезжает на место своей службы 17 сентября 1917 года 23-летним, будучи только что, меньше двух месяцев назад, выпущен врачом из университета. А в рассказе «Тьма египетская» он празднует, уже в декабре, свой 24 день рождения. На самом деле Булгаков уже проработал, к моменту приезда в Смоленскую губернию, весь 1916 год в прифронтовых госпиталях, оказавшись в Вязьме будучи и старше и опытнее, в мае 1916 ему исполнилось 25 лет. 

  • Слайд 14

    Молодой врач, тоскующий по свету электрических лампочек, мечтающий о совете опытных коллег, не уверенный в своих силах, и, тем не менее, отважно идущий на операцию, - вот каким предстает перед нами главный герой. Он понимает, что ожидает его в случае неудачи. Никто не простит его: ни мать, ни пациенты-крестьяне. Но долг врача для него превыше всего. По-своему впечатляют плаксивая бабка, виновница запущенной болезни, олицетворение темноты и невежества деревни; мать Лидки, с ее «черной яростью» и «нехорошим голосом» перед операцией и «сияющими глазами» после выздоровления дочки, и, наконец, молодой фельдшер, очень способный человек, упавший в обморок во время операции.

  • Слайд 15

    Крещение поворотом

  • Слайд 16

    ВЬЮГА

    «Я взял безжизненную руку, привычным уже жестом наложил пальцы и вздрогнул. Под пальцами задрожало мелко, часто, потом стало срываться, тянуться в нитку. У меня похолодело привычно под ложечкой, как всегда, когда я в упор видел смерть. Я ее ненавижу» (Булгаков, М.А. Указ.соч. - с. 41. )Эти строки - из рассказа «Вьюга»(1926). Рассказ о том, как не удалось отстоять жизнь, только что расцветшую. Конторщик, пламенно влюбленный в юную красавицу - дочку лесника, после долгожданной помолвки повез невесту кататься на санках, а рысак «с места как взял, невесту-то мотнуло - да лбом об косяк».

  • Слайд 17

    Тьма египетская

     Здесь говорится о том, что поздним вечером, когда кругом тьма египетская, в Мурьевской больнице отмечали день рождения юного врача и делились воспоминаниями из врачебной практикой, как румяная баба лет тридцати выпила за один раз целый флакон белладонны, которую приказано было принимать по пять капель в день, или раздала его всем в деревне. Рассказы прерываются приездом больного малярией «интеллигентного мельника», который ухитрился за один раз в больнице съесть десять порошков хинину, стал помирать, отравившись, его едва спасли промыванием желудка. В глазах у него тьма египетская.

  • Слайд 18

    Пропавший глаз

    Молодой врач подводит итоги первого года своей работы в сельской больнице. Он вспоминает былую неуверенность в своем профессионализме, а затем, подсчитывая колоссальное количество принятых пациентов, оценивает приобретенный опыт. Слегка повзрослевший доктор полагает, что не встретит уже в своей практике более удивительных случаев, чем в прошедшем году. И на следующий же день видит младенца с непонятной опухолью вместо глаза. Поставить диагноз не удается, эскулап в растерянности. Болезнь в итоге излечивается сама собой: это был просто гнойник, который сам лопнул. «Нет. Никогда, даже засыпая, не буду горделиво бормотать о том, что меня ничем не удивишь. Нет. И год прошел, пройдет другой год и будет столь же богат сюрпризами, как и первый… Значит, нужно покорно учиться.»

  • Слайд 19

    Звездная пыль

    В этом рассказе врач сталкивается с очагом заболеваемости сифилисом и ясно понимает, что эта страшная болезнь имеет социальный характер, из-за чего с ней справиться становится труднее, чем с любым другим недугом. Бомгард начинает упорную и долгую борьбу с сифилисом, но в конце концов должен признать, что для успешного лечения требуется система, которая была бы способна переломить страх перед этой болезнью у крестьян.

  • Слайд 20

    И, что удивительно, при таком, казалось бы, невеселом сюжете, рассказы оптимистичны, проникнуты любовью к жизни. Секрет этой жизнерадостности - в характере героя-рассказчика, обладающего неиссякаемым чувством юмора и тонкой иронии, чаще всего, обращенной на себя, в чем выражается незаурядность личности героя.

  • Слайд 21

    Герой рассказов не отличается ни титанической волей, ни железным характером. Но он ведет постоянный упорный бой. Прежде всего с болезнью: «… я смотрел в зрачки, постукивал по ребрам, слушал, как таинственно бьется в глубине сердце, и нес в себе одну мысль - как его спасти? И этого - спасти. И этого! Всех!». Но не только с болезнью идет борьба, врачу приходится превозмогать еще собственное малодушие, незнание. И в этом ему помогает неистребимая, любовь к людям.

  • Слайд 22

    Мысль о необходимости «покорно учиться» никогда не оставляет молодого врача. Убеждение писателя в том, что учебные заведения не в состоянии выпускать вполне подготовленных к самостоятельной работе людей, оформится позже в «Жизни господина де Мольера»: «Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать сам себя

  • Слайд 23

    «Рассказы юного врача», как их называл сам автор, действительно написаны молодым человеком; они светлы, улыбчивы, хорошо передают волнения и радости начинающего деревенскую практику выпускника медицинского факультета, который мало похож на автора. Конфликты и трудные ситуации разрешаются в них легко и успешно.

  • Слайд 24

    Ссылки:

    1.https://pptcloud.ru/shkola/literatura/library/2015/09/09/konspekt-uroka-literatury-v-11-klasse-po-teme-vrach-i-patsienty 2. http://fb.ru/article/169154/mihail-bulgakov-zapiski-yunogo-vracha-kratkoe-soderjanie-i-analiz 3. https://ru.wikipedia.org/

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке