Презентация на тему "Жанр молитвы у Лермонтова"

Презентация: Жанр молитвы у Лермонтова
Включить эффекты
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.1
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему «Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова» предназначена для использования на уроках русской литературы. Презентация состоит из 29 слайдов и включает в себя пояснение термина молитва, пример христианской молитвы (что в данной теме смотрится не совсем корректно), а также несколько стихов Лермонтов, которые написаны в стили обращения к Богу и задания к некоторым из них. Положительным моментом является то, что в начале презентации поставлен проблемный вопрос, который также повторяется в конце. Это дает возможность ученикам высказать свое мнение более полно, а иногда и изменить его в связи с расширением багажа знаний. Однако презентация имеет ряд недостатков, к которым можно отнести: неудачное художественное оформление, а именно – светлый текст на светлом фоне, большие объемы текста на отдельных слайдах, разорванные на несколько слайдов стихи, большое количество стихов при почти полном отсутствии их анализа. Также минусом является присутствия только двух пунктов ресурсов, из которых были взяты материалы, а также – отсутствие ссылок на книги, что явно не является воспитанием книжной культуры учеников.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    29
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Жанр молитвы у Лермонтова
    Слайд 1

    "Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв...»

    Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова

  • Слайд 2

    МОЛИТВА -

    1. В религии: установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым. 2. Моление, обращенное к Богу, к святым. (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова - Толковый словарь русского языка)

  • Слайд 3

    Молитва «Отче наш»

    Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

  • Слайд 4

    У воспитанного в православии М.Ю.Лермонтова есть несколько стихотворений с названием "Молитва". Однако его отношение к Богу противоречиво.

    Ознакомьтесь со стихотворениями М.Ю.Лермонтова. Определите, в чём заключается противоречие в отношении поэта к Богу?

  • Слайд 5

    "Молитва" ("Не обвиняй меня, Всесильный...") (1829)Покаяние или несогласие?

    Не обвиняй меня, всесильный, И не карай меня, молю, За то, что мрак земли могильной С её страстями я люблю; За то, что в душу редко входит Живых речей твоих струя; За то, что в заблужденье бродит Мой ум далеко от тебя;

  • Слайд 6

    За то, что лава вдохновенья Клокочет на груди моей; За то, что дикие волненья Мрачат стекло моих очей; За то, что мир земной мне тесен, К тебе ж проникнуть я боюсь, И часто звуком грешных песен Я, Боже, не тебе молюсь.

  • Слайд 7

    Но угаси сей чудный пламень, Всесожигающий костер, Преобрати мне сердце в камень, Останови голодный взор; От страшной жажды песнопенья Пускай, творец, освобожусь, Тогда на тесный путь спасенья К тебе я снова обращусь.

  • Слайд 8

    Стихотворение звучит богоборчески. Вопреки структурным канонам молитвы, поэт не восхваляет Бога, прежде чем обратиться к нему с просьбой. Он пытается объяснить Всевышнему образ своей жизни в тесном для поэтических звуков "земном мире". Он просит Творца освободить его от данного ему поэтического таланта, то есть отказывается от божьего дара. А так как отнять песенный дар у поэта значит лишить его жизни, то путь спасенья может обрести только простой смертный, а не поэт. Глубина переживаний, сложность жизненных коллизий в этом стихотворении доказывают, что Лермонтов уже в раннем возрасте показал себя поэтом-философом, поэтом-провидцем.

  • Слайд 9

    Ангел (1831)

    По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел; И месяц, и звёзды, и тучи толпой Внимали той песне святой.

    Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О боге великом он пел, и хвала Его непритворна была.

  • Слайд 10

    Он душу младую в объятиях нёс Для мира печали и слёз. И звук его песни в душе молодой Остался — без слов, но живой.

    И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна, И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли.

  • Слайд 11

    М.Врубель “Ангел с кадилом и свечой” Леонардо да Винчи «Благовещение» Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению “Ангел”?

  • Слайд 12

    «Юнкерская молитва»(1833-1834)

    Царю небесный! Спаси меня От куртки тесной, Как от огня.

    От маршировки Меня избавь, В парадировки Меня не ставь. Пускай в манеже Какой характер носит стихотворение? Чем это можно доказать?

  • Слайд 13

    Алёхин глас Как можно реже Тревожит нас. Ещё моленье Прошу принять —

    В то воскресенье Дай разрешенье Мне опоздать. Я, царь всевышний, Хорош уж тем,

    Что просьбой лишней Не надоем.

  • Слайд 14

    Комический пафос стихотворения создается несоответствием канонической трехчастной композиции молитвы и его содержания. Все просьбы лирического "я" к Богу связаны с облегчением участи человека, обучающегося воинской службе. Тяготы юнкерской подготовки выражены в тексте предметно. Поэтому в стихотворении содержится просьба не спасти душу, а избавить от совершенно конкретных вещей: "от куртки тесной", "маршировки" "парадировки", упражнений "в манеже", необходимости рано вставать даже в воскресенье. Иронический эффект создается и стоящими рядом словами торжественного и разговорного стилей. Например, с одной стороны, высокая лексика: "царю небесный" (с архаической формой звательного падежа), "спаси", "глас", "моленье", "царь Всевышний", -- а с другой стороны, разговорные слова и обороты "тесной", "как от огня", "Алёхин глас", "опоздать", "не надоем". Комичен и финал стихотворения, когда после пяти просьб к Богу, лирический герой остается совершенно уверенным в том, что он "хорош уж тем", что никогда не надоест Богу "просьбой лишней". Вместе с тем, наряду с иронией в стихотворении нагнетается и драматический пафос, который связан с отношением лирического "я" к тяготам своей жизни, которые так сильны, что не могут быть преодолены без божьей помощи.

  • Слайд 15

    "Молитва" ("Я, матерь божия, ныне с молитвою...") (1837)

    Я, матерь божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием,

    Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного; Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного.

  • Слайд 16

    Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования.

    Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную. Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную.

  • Слайд 17

    Варва́раАлекса́ндровнаБахме́тева, урождённая Лопухина (1815 — 9 сентября 1851) — русская дворянка, возлюбленная поэта Михаила Лермонтова. Эмилия, героиня драмы «Испанцы» - предположительно В. А. Лопухина. Работа Михаила Лермонтова Миниатюра Э.Мартена,1833 год. Какая картина изображает героиню стихотворения?

  • Слайд 18

    Вопросы и задания к стихотворению "Молитва" ("Я, матерь Божия, ныне с молитвою..."

    1. Какой смысл выявляется в том, что лирический герой обращается с просьбой уже не к Богу, а к "матери Божьей", к Богородице?

    2. Почему лирический герой молится перед Богоматерью не о своей душе, а о душе "девы невинной"?

    3. На каких противопоставлениях основана композиция стихотворения?

    4. Как в стихотворении отражаются изменения души лирического "я"?

    5. Что, по мнению поэта, может сделать человека счастливым?

    6. Какой смысл выявляется в том, что все эпитеты в стихотворении употреблены в своих прямых значениях или в составе устойчивых выражений?

  • Слайд 19

    Ветка Палестины (1837)

    Скажи мне, ветка Палестины: Где ты росла, где ты цвела, Каких холмов, какой долины Ты украшением была?

    У вод ли чистых Иордана Востока луч тебя ласкал, Ночной ли ветр в горах Ливана Тебя сердито колыхал?

    Молитву ль тихую читали, Иль пели песни старины, Когда листы твои сплетали Солима бедные сыны?

  • Слайд 20

    И пальма та жива ль поныне? Все так же ль манит в летний зной Она прохожего в пустыне Широколиственной главой?

    Или в разлуке безотрадной Она увяла, как и ты, И дольний прах ложится жадно На пожелтевшие листы?..

    Поведай: набожной рукою Кто в этот край тебя занёс? Грустил он часто над тобою? Хранишь ты след горючих слёз?

  • Слайд 21

    Иль, божьей рати лучший воин, Он был с безоблачным челом, Как ты, всегда небес достоин Перед людьми и божеством?..

    Заботой тайною хранима Перед иконой золотой, Стоишь ты, ветвь Ерусалима, Святыни верный часовой!

    Прозрачный сумрак, луч лампады, Кивот и крест, символ святой... Всё полно мира и отрады Вокруг тебя и над тобой. http://www.playcast.ru/view/595155/e139b479847713b3d0b5045f8139eccc1b220c13pl

  • Слайд 22

    * * *(февраль 1837)

    Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка;

    Когда, росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой; Когда студеный ключ играет по оврагу

    И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, — Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, —

    И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога...

  • Слайд 23

    "Молитва" ("В минуту жизни трудную..." (1839)

    В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

    Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится,

    Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко...

  • Слайд 24

    “Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи”. Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии. - Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?

    - В каком случае человек обращается к молитве?

    - Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?

    - Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает “я” лирического героя?

  • Слайд 25

    "Благодарность" (1840)

    За всё, за всё тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слез, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души, растраченный в пустыне, За всё, чем я обманут в жизни был... Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я еще благодарил.

  • Слайд 26

    Вопросы и задания к стихотворению "Благодарность"

    1. В первой редакции стихотворения слово "тебя" писалось с заглавной буквы? Истолкуйте идейно-эстетический смысл обоих написаний.

    2. Какие переживания опустошили душу лирического "я"?

    3. Каков общий пафос стихотворения? Какими способами он выражается? Какой смысл придают стихотворению иронические тона и многочисленные оксюмороны?

    4. В чем "богоборческий" смысл финала стихотворения?

  • Слайд 27

    Рождён ли для молитвы лирический герой М.Ю.Лермонтова?

    В чём заключается противоречие в отношении поэта к Богу?

  • Слайд 28

    http://vkontakte.ru/audio?q=%D0%92%D1%8B%D1%85%D0%BE%D0%B6%D1%83%20%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%20%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%83

  • Слайд 29

    Ресурсы: http://www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola_new/urok32-45.html http://festival.1september.ru/articles/518721/

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке