Содержание
-
"Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв...»
Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова
-
МОЛИТВА -
1. В религии: установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым. 2. Моление, обращенное к Богу, к святым. (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова - Толковый словарь русского языка)
-
Молитва «Отче наш»
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
-
У воспитанного в православии М.Ю.Лермонтова есть несколько стихотворений с названием "Молитва". Однако его отношение к Богу противоречиво.
Ознакомьтесь со стихотворениями М.Ю.Лермонтова. Определите, в чём заключается противоречие в отношении поэта к Богу?
-
"Молитва" ("Не обвиняй меня, Всесильный...") (1829)Покаяние или несогласие?
Не обвиняй меня, всесильный, И не карай меня, молю, За то, что мрак земли могильной С её страстями я люблю; За то, что в душу редко входит Живых речей твоих струя; За то, что в заблужденье бродит Мой ум далеко от тебя;
-
За то, что лава вдохновенья Клокочет на груди моей; За то, что дикие волненья Мрачат стекло моих очей; За то, что мир земной мне тесен, К тебе ж проникнуть я боюсь, И часто звуком грешных песен Я, Боже, не тебе молюсь.
-
Но угаси сей чудный пламень, Всесожигающий костер, Преобрати мне сердце в камень, Останови голодный взор; От страшной жажды песнопенья Пускай, творец, освобожусь, Тогда на тесный путь спасенья К тебе я снова обращусь.
-
Стихотворение звучит богоборчески. Вопреки структурным канонам молитвы, поэт не восхваляет Бога, прежде чем обратиться к нему с просьбой. Он пытается объяснить Всевышнему образ своей жизни в тесном для поэтических звуков "земном мире". Он просит Творца освободить его от данного ему поэтического таланта, то есть отказывается от божьего дара. А так как отнять песенный дар у поэта значит лишить его жизни, то путь спасенья может обрести только простой смертный, а не поэт. Глубина переживаний, сложность жизненных коллизий в этом стихотворении доказывают, что Лермонтов уже в раннем возрасте показал себя поэтом-философом, поэтом-провидцем.
-
Ангел (1831)
По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел; И месяц, и звёзды, и тучи толпой Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О боге великом он пел, и хвала Его непритворна была.
-
Он душу младую в объятиях нёс Для мира печали и слёз. И звук его песни в душе молодой Остался — без слов, но живой.
И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна, И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли.
-
М.Врубель “Ангел с кадилом и свечой” Леонардо да Винчи «Благовещение» Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению “Ангел”?
-
«Юнкерская молитва»(1833-1834)
Царю небесный! Спаси меня От куртки тесной, Как от огня.
От маршировки Меня избавь, В парадировки Меня не ставь. Пускай в манеже Какой характер носит стихотворение? Чем это можно доказать?
-
Алёхин глас Как можно реже Тревожит нас. Ещё моленье Прошу принять —
В то воскресенье Дай разрешенье Мне опоздать. Я, царь всевышний, Хорош уж тем,
Что просьбой лишней Не надоем.
-
Комический пафос стихотворения создается несоответствием канонической трехчастной композиции молитвы и его содержания. Все просьбы лирического "я" к Богу связаны с облегчением участи человека, обучающегося воинской службе. Тяготы юнкерской подготовки выражены в тексте предметно. Поэтому в стихотворении содержится просьба не спасти душу, а избавить от совершенно конкретных вещей: "от куртки тесной", "маршировки" "парадировки", упражнений "в манеже", необходимости рано вставать даже в воскресенье. Иронический эффект создается и стоящими рядом словами торжественного и разговорного стилей. Например, с одной стороны, высокая лексика: "царю небесный" (с архаической формой звательного падежа), "спаси", "глас", "моленье", "царь Всевышний", -- а с другой стороны, разговорные слова и обороты "тесной", "как от огня", "Алёхин глас", "опоздать", "не надоем". Комичен и финал стихотворения, когда после пяти просьб к Богу, лирический герой остается совершенно уверенным в том, что он "хорош уж тем", что никогда не надоест Богу "просьбой лишней". Вместе с тем, наряду с иронией в стихотворении нагнетается и драматический пафос, который связан с отношением лирического "я" к тяготам своей жизни, которые так сильны, что не могут быть преодолены без божьей помощи.
-
"Молитва" ("Я, матерь божия, ныне с молитвою...") (1837)
Я, матерь божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного; Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного.
-
Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную. Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную.
-
Варва́раАлекса́ндровнаБахме́тева, урождённая Лопухина (1815 — 9 сентября 1851) — русская дворянка, возлюбленная поэта Михаила Лермонтова. Эмилия, героиня драмы «Испанцы» - предположительно В. А. Лопухина. Работа Михаила Лермонтова Миниатюра Э.Мартена,1833 год. Какая картина изображает героиню стихотворения?
-
Вопросы и задания к стихотворению "Молитва" ("Я, матерь Божия, ныне с молитвою..."
1. Какой смысл выявляется в том, что лирический герой обращается с просьбой уже не к Богу, а к "матери Божьей", к Богородице?
2. Почему лирический герой молится перед Богоматерью не о своей душе, а о душе "девы невинной"?
3. На каких противопоставлениях основана композиция стихотворения?
4. Как в стихотворении отражаются изменения души лирического "я"?
5. Что, по мнению поэта, может сделать человека счастливым?
6. Какой смысл выявляется в том, что все эпитеты в стихотворении употреблены в своих прямых значениях или в составе устойчивых выражений?
-
Ветка Палестины (1837)
Скажи мне, ветка Палестины: Где ты росла, где ты цвела, Каких холмов, какой долины Ты украшением была?
У вод ли чистых Иордана Востока луч тебя ласкал, Ночной ли ветр в горах Ливана Тебя сердито колыхал?
Молитву ль тихую читали, Иль пели песни старины, Когда листы твои сплетали Солима бедные сыны?
-
И пальма та жива ль поныне? Все так же ль манит в летний зной Она прохожего в пустыне Широколиственной главой?
Или в разлуке безотрадной Она увяла, как и ты, И дольний прах ложится жадно На пожелтевшие листы?..
Поведай: набожной рукою Кто в этот край тебя занёс? Грустил он часто над тобою? Хранишь ты след горючих слёз?
-
Иль, божьей рати лучший воин, Он был с безоблачным челом, Как ты, всегда небес достоин Перед людьми и божеством?..
Заботой тайною хранима Перед иконой золотой, Стоишь ты, ветвь Ерусалима, Святыни верный часовой!
Прозрачный сумрак, луч лампады, Кивот и крест, символ святой... Всё полно мира и отрады Вокруг тебя и над тобой. http://www.playcast.ru/view/595155/e139b479847713b3d0b5045f8139eccc1b220c13pl
-
* * *(февраль 1837)
Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда, росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой; Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, — Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога...
-
"Молитва" ("В минуту жизни трудную..." (1839)
В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится,
Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко...
-
“Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи”. Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии. - Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?
- В каком случае человек обращается к молитве?
- Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?
- Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает “я” лирического героя?
-
"Благодарность" (1840)
За всё, за всё тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слез, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души, растраченный в пустыне, За всё, чем я обманут в жизни был... Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я еще благодарил.
-
Вопросы и задания к стихотворению "Благодарность"
1. В первой редакции стихотворения слово "тебя" писалось с заглавной буквы? Истолкуйте идейно-эстетический смысл обоих написаний.
2. Какие переживания опустошили душу лирического "я"?
3. Каков общий пафос стихотворения? Какими способами он выражается? Какой смысл придают стихотворению иронические тона и многочисленные оксюмороны?
4. В чем "богоборческий" смысл финала стихотворения?
-
Рождён ли для молитвы лирический герой М.Ю.Лермонтова?
В чём заключается противоречие в отношении поэта к Богу?
-
http://vkontakte.ru/audio?q=%D0%92%D1%8B%D1%85%D0%BE%D0%B6%D1%83%20%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%20%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%83
-
Ресурсы: http://www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola_new/urok32-45.html http://festival.1september.ru/articles/518721/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.