Содержание
-
Молитва как жанр поэзииМихаила Юрьевича Лермонтова.
Молитва как духовное делание, как беседа с Богом для верующего человека. Интегрированный урок в 7 классе : литература, основы Православной культуры Учитель: Дашевская Светлана Владиславовна, ГБОУ СОШ№1 «ОЦ» с.Большая Глушица Самарской области
-
Цели урока.
Литература. 1.Отработка навыка анализа лирического произведения. 2.Повторение понятий теории литературы: роды литературы, жанры лирики, художественные средства лирических произведений (эпитет, метафора, олицетворение, антитеза, сравнение, оксюморон). 3.Знакомство с жанром молитвы в творчестве М.Ю. Лермонтова, ее художественными особенностями. Основы православной культуры. 1.Уяснение смысла и цели молитвы как духовного делания по очищению души, установлению Богообщения. 2.Знакомство с православными молитвами.
-
Целью нашего урока является обсуждение художественных особенностей молитвы как жанра поэзии М. Ю. Лермонтова, а также уяснение православного понимания молитвы. Что же такое молитва в вашем понимании?
-
Молитва – это наша беседа с Богом. У нас все от Бога. Поэтому в радости, и в печали, и в нужде мы должны обращаться к Богу с молитвой. Что кровь для тела, то молитва для души. Молитву называют «крыльями души», так как искренняя молитва возносит сердце человека выше небес.
-
Молитва – это духовное делание.
Христианин, молясь, должен все свои душевные силы собрать воедино, глубоко сосредоточившись в себе и вдумываясь в слова молитвы. Нужно принуждать себя молиться, ободряя свой унылый и ленивый дух тем, что молитва тем ценнее в очах Божиих, чем труднее она дается. Во время молитвы нужно иметь, прежде всего, смирение и сердечное сокрушение о своих грехах.
-
Молитвы- крепость телу, благоденствие дому, благоустройство городу, могущество царству… Во всей жизни человека нет иного достояния драгоценнее молитвы. Святой Ефрем Сирин Храм Святого Архистратига Божия Михаила села Большая Глушица
-
Какие бывают молитвы? Чем они различаются? К кому обычно обращены молитвы? Сейчас мы послушаем молитву « Отче наш» (музыка П.Чеснокова) в исполнении мужского хора Самарской Православной Духовной Семинарии и подумаем, в чем ее смысл? Спас Вседержитель
-
Михаил Юрьевич Лермонтов1814 - 1841
Заболотский П.Е. Портрет поэта М. Ю. Лермонтова. 1837. Из коллекции Третьяковской галереи.
-
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва» 1837г
Посвящено, по-видимому, Варваре Алексеевне Лопухиной, давней знакомой М.Ю.Лермонтова, женщине духовно близкой поэту, которую, по мнению исследователей, он искренне любил. Варвара Александровна Лопухина Акварель М.Ю.Лермонтова. 1835-1838
-
Каким чувством проникнуто стихотворение? К кому оно обращено? Как называет лирический герой Матерь Божию? Какой художественный прием употреблен поэтом и почему? Леушинская иконаБожиейМатери "Аз есмь с вами и никтоже на вы"
-
Антитеза
(от греческого: противопоставление) –одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
-
Что же такое, на ваш взгляд, «мир упования», который нужен сердцу лирической героини? Верит ли лирический герой стихотворения в вечную жизнь? Как вы это поняли? Давайте послушаем Молитву «Царице моя Преблагая»
-
Царице моя Преблагая
Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна. Обиду мою веси разреши ту, яко волиши; яко не имам иные помощи разве Тебе, ни иные Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
-
Анализ стихотворения
Как вы думаете, чем отличается молитва лирического героя от молитвы, услышанной нами? Почему лирический герой не просит о собственной защите? Как говорит он о своей душе? Как эпитеты раскрывают образ лирического героя?
-
«Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного».) Эпитеты помогают понять душевное состояние лирического героя, его вселенское одиночество. Душа без Бога теряет родство со всем живым.
-
Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» 1839г.
Как изменилось настроение лирического героя второго стихотворения? Какие художественные приемы помогают создать светлое настроение, которым проникнуто стихотворение? Как вы понимаете слово прелесть? Владимирская ИконаБожьейМатери.
-
Прелесть
Для светского человека « прелесть – это очарование, обаяние, привлекательность; приятные, пленяющие явления», так объясняется это слово в «Словаре русского языке» С.И. Ожегова. Для православного же христианина прелесть- это обольщение, хитрость, обман, ложь; состояние ложного духовного самосознания. Поэтому к слову прелесть никак не может быть применим эпитет «святая». Это взаимопротиворечащие понятия, так называемый оксюморон.
-
Лирический герой этого стихотворения не кажется одиноким странником. Он обрел веру, и душа его не «пустынна», она заполнена Благодатью Божией при обращении к молитве. Икона Божией Матери «Умиление »
-
Мария Алексеевна Щербатова
Стихотворение написано для Марии Алексеевны Щербатовой. Вот как пишет об этом А.О. Смирнова: « Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи».
-
Люблю я молиться в храме Божием, в молитве покаяния и умиления спадают с души моей терния узы страстей, и мне становится так легко; и как бы умираю для мира, и мир для меня со всеми своими благами; я оживаю в Боге и для Бога, для единого Бога. Святой Праведный Иоанн Крондштадтский
-
Выводы
Особенностимолитвы как жанра лирики. Молитва- это стихотворение, в котором лирический герой обращается к Богу, Божией Матери, ставит важнейшие вопросы бытия и находит ответы на них в Богообщении. Молитва для верующего человека- это беседа с Богом, посредством которой человек очищается от греха, страстей земных. Это упование на благое разрешение всех нестроений. Это стремление приблизиться к Отцу Небесному. Ибо цель жизни человека – обожение, достижение святости.
-
Домашнее задание
Литература.Написать сочинение – миниатюру на тему «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова». Основы православной культуры. Написать сочинение на тему «Что такое молитва для меня?»
-
Использованная литература
1. Будур Н.В. Православные иконы.- М., ОЛМА-ПРЕСС, 2006 2.Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах.- М. , Правда, 1988. 3.Красовский В.Е., Леденев А.В., Ситников В.П., Быков Н.Г. Большая литературная энциклопедия. - М.,ОЛМА-ПРЕСС,2003 4.Молотков С.Е. Практическая энциклопедия православного христианина.- Санкт-Петербург, Сатисъ, 2001 5. Глаголева О.В., Щеголева Е.В. Православие: полная энциклопедия для новоначальных. - М., Эксмо, 2010.
-
Интернет-ресурсы
http://kp.md/daily/24252.5/450658/ - слайд 5 http://for3d.ru/images/product_images/popup_images/0373_13_Gospod_Vsederzhitel.jpg – слайд 7 http://penzanews.ru/images/stories/photofiles/lermontov21102011.jpg – слайд 8 http://samlib.ru/img/m/matweewa_n_w/vtvoih/ - слайд 9 http://ru-icons.ru/part3/part32/1_1_31-7.htm - слайд 10 http://www.myhealth.kz/node/39 - слайд 12 http://www.vidania.ru/moscowtemple4.html – слайд 16 http://vedikz.narod.ru/seibatalov/gallery/025.jpg – слайд 18 http://www.proshkolu.ru/club/literature9/blog/73537/ - слайд 19 http://yandex.ru/yandsearch?text==икона+Иоанн+Кронштадтский&from=fx3&clid=46510&lr=47 – слайд 20
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.