Содержание
-
История управленческой мысли
Лекция 1.
-
План:
Основные этапы развития управленческой мысли Школы менеджмента
-
Основные этапы развития управленческой мысли
-
Хронология развития менеджмента
4
-
Период возникновения исторических предпосылок формирования основ управления
условно начинается с IX-VII тысячелетия до нашей эры и продолжается примерно до XVIII в.
-
Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытно-общинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.
-
Примерно 7-9 тысяч лет до н.э. в отдельных государствах Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящее хозяйство). Переход к производящему хозяйству и стал точкой отсчета в зарождении и накоплении определенных знаний в области управления.
-
О древнем возрасте практики управления свидетельствуют глиняные таблички, найденные на территории Шумер (третье тысячелетие до н.э.), содержащие сведения о коммерческих сделках и законах страны.
-
В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000-2800 гг. до н.э.) сформировались достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).
-
В Древнем Египте происходит:
Признание необходимости планирования, организации и контроля; Необходимость «честной игры»; Децентрализация в организации управления.
-
В 1799 – 1750 гг. до н.э. правитель Вавилона Хаммурапи первым осуществил децентрализацию управления. В законах Хаммурапи были определены такие важнейшие принципы управления, как: Неизменность и обязательность решений; Исполнение обязанностей; Регулирование вопросов иерархии власти; Организация труда работников на поле; Регулирование товарно-денежных отношений; Установление минимальной заработной платы.
-
В качестве элементов контроля Хаммурапи предложил использование свидетелей и письменных документов. В 1491 году до н.э. евреи сформировали концепцию организации, планирования, руководства и контроля. В 1100 году до н.э. в Китае признаются необходимыми организация, планирование, руководство и контроль в качестве важнейших функций управления.
-
В 600 году до н.э. Навуходоносор II царь Нововавилонского царства занимался вопросами контроля за производством и стимулированием работников через заработную плату. В 500 году до н.э. Менциус(китайский философ) занимался вопросами, связанными с системами и стандартами. В этот же период в Китае признаётся принцип специальности, а также необходимости такой функции управления, как организация. 13
-
Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.
-
Платон (428/7-348/7 гг. до н.э.) доказывал, что деятельность по управлению является важным элементом системы жизнеобеспечения общества. Платон дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.
-
Аристотель (384-322 до н.э.) заложил основы учения о домохозяйстве (прообраз современной политической экономии), в рамках которой указывал на необходимость разработки «господской науки», обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими.
-
Впрочем, замечает Аристотель, дело это довольно хлопотное, а «поэтому у тех, кто имеет возможность избежать таких хлопот, управляющий берет на себя эту обязанность, сами же они занимаются политикой или философией».
-
Период с 325-20 гг. до н.э. связан с такими именами, как Александр Великий, Като (японский полководец), Марк ТеренцийВаррон(римский ученый-энциклопедист, писатель) и Иисус Христос. Это было время, связанное с решением вопросов иерархии управления, организацией работ, единоначалия и человеческих отношений.
-
С 284 по 1100 года н.э. Деоклетиан, Альфараби, Газали рассматривали вопросы, связанные с практической частью менеджмента, а именно: делегирование полномочий, требования к руководителю и менеджеру. В период 1340-1436 гг. приоритетными вопросами управления стали: счетоводство, учёт издержек, обработка статистической отчётности, контроль материальных запасов. Завершающим хронологическим периодом первого этапа с 1500 по 1767 гг. стали исследования Сэра Томаса Мора (усиление специализации, анализ проблем руководства), Никколо Макиавелли (принцип массового согласия, целеустремлённость в организации, определение качеств руководителя) и Сэра Джеймса Стюарта (истоки теории власти, исследования влияния автоматизации). 19
-
Индустриальный период (1776-1890 гг.)
Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит шотландскому экономисту и философу А.Смиту.
-
Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
-
Большое влияние на формирование многих сложившихся к настоящему времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение английского социалиста-утописта Р.Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.
-
Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники.
-
В 1833 г. английский математик Ч.Беббидж разработал проект "аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.
-
Период систематизации научно-практических знаний (1856-1960)
Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение способов управления, действующих в их окружении. Одни из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.
-
Информационный период (1960-н.в.)
Представлен количественной школой управления. Информационный период связан с повсеместным внедрением компьютеров и применением математики в теории управления. В это время разрабатывается идея системной теории, заключающаяся в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Системный подход в решении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой. В 70-е гг. появилась идея открытой системы, согласно которой, организация имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Этот же период ознаменовался появлением ситуационного подхода, суть которого состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. 26
-
Школы менеджмента
-
Школы менеджмента:
1. Школа научного управления (1885-1920 гг.) 2. Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.) 3. Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) 4. Школа поведенческих наук - бихейвиоризм (1950 г. - по наст. вр.) 5. Школа науки управления (1950 г. - по наст. вр.)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.