Презентация на тему "Софизмы и парадоксы"

Презентация: Софизмы и парадоксы
1 из 33
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Софизмы и парадоксы" по математике, включающую в себя 33 слайда. Скачать файл презентации 0.18 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по математике

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    33
  • Слова
    математика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Софизмы и парадоксы
    Слайд 1

    Авторы: Веялко Анастасия Водопьянова Светлана софизмы и парадоксы

  • Слайд 2

    Содержание

    Предисловие Парадоксы Софизмы Немногоистории Задачи Информационные ресурсы

  • Слайд 3

    Предисловие

    История математики полна неожиданных и интересных софизмов и парадоксов. И зачастую именно их разрешение служило толчком к новым открытиям, из которых, в свою очередь, вырастали новые софизмы и парадоксы.

  • Слайд 4

    Парадоксы

    Парадокс (от греческого para – против и doxa – мнение) – противоречивое высказывание. В математике парадокс – ситуация, когда в данной теории доказываются два взаимоисключающих суждения, причем каждое из этих суждений выведено убедительными с точки зрения данной теории средствами, т.е. парадокс – высказывание, которое в данной теории равным образом может быть доказано и как истина, и как ложь.

  • Слайд 5

    Софизмы

    Математический софизм – Удивительное утверждение, В доказательстве которого Кроются незаметные, а подчас И довольно тонкие ошибки. Gardner M. Mathematical Puzzles and Diversions Софизм ( от греческого sofions – хитрая уловка, измышление) -логически неправильное рассуждение (вывод, доказательство), выдаваемое за правильное.

  • Слайд 6

    А теперь немного истории…

    В Древней Греции «софисты» (от греческого слова sofos, означающего мудрость и являвшегося в то время синонимом слова sofions) – мыслители, люди, авторитетные в различных вопросах, в дальнейшем так стали называть преподавателей красноречия и всевозможных знаний, считавшихся необходимыми. Их задачей обычно было научить убедительно защитить любую точку зрения, какая только могла понадобиться ученику, при этом вполне допускались логические передержки, применение противоречивых норм, бытовавших у разных народов.

  • Слайд 7

    Задачи

    Парадоксы Софизмы

  • Слайд 8

    Парадоксы

    Задача№1 Задача №2 Задача №3 Задача №4

  • Слайд 9

    Софизмы

    Софизмы Числовые софизмы Алгебраические софизмы

  • Слайд 10

    Дилемма крокодила

    Крокодил украл ребенка; он обещал отцу вернуть ребенка, если отец угадает – вернет ему крокодил ребенка или нет. Что должен сделать крокодил, если отец скажет, что крокодил не вернет ему ребенка? Ответ

  • Слайд 11

    Ответ

    Этот парадокс носит название «парадокс кучи». В приведенном рассуждении второй приятель воспользовался методом полной математической индукции. Однако этот метод нельзя применять в подобных рассуждениях, ибо в них не определенно само понятие «куча песчинок».

  • Слайд 12

    Куча песка

    Два приятеля однажды вели такой разговор. Видишь кучу песка? – спросил первый. Я то ее вижу, - ответил второй, - но ее нет на самом деле. Почему? – удивился первый. Очень просто, - ответил второй. – Давай рассудим: одна песчинка, очевидно, не образует кучи песка. Если n песчинок не куча, то n+1 тоже не куча. Следовательно, никакое число песчинок не образует кучи, т.е. кучи песка нет. Ответ

  • Слайд 13

    Деревенский парикмахер

    В деревне только один парикмахер, но он бреет тех жителей деревни, которые не бреются сами. Должен ли он брить самого себя? – задали вопрос мудрецу. Если он себя не бреет, то он относится к тем жителям, которых он должен брить. Значит он не должен себя брить. Вот и весь ответ на ваш вопрос, - ответил мудрец. Как же так, - продолжили спрашивать мудреца. – Если парикмахер себя не бреет, то должен брить, а если он себя не бреет, то не должен брить. Что ответил мудрец история умалчивает. Ответ

  • Слайд 14

    Ответ

    Этот парадокс носит название «парадокс брадобрея». Парадокс свидетельствует о том, что такой парикмахер не может существовать; условие, которому должен удовлетворять деревенский парикмахер, является внутренне противоречивым и, следовательно, невыполнимым.

  • Слайд 15

    Земля и апельсин

    Вообразим, что земной шар обтянут по экватору обручем и что подобным образом обтянут апельсин по его большому кругу. Далее вообразим, что окружность каждого обруча удлинилась на 1 метр. Тогда, разумеется, обручи от поверхности тел, которые они раньше стягивали, и образуют некоторый зазор. Спрашивается, в каком случае этот зазор будет больше – земного шара или апельсина? Ответ

  • Слайд 16

    Ответ

    Итак, у Земли и апельсина получится один и тот же зазор в ½ метра, т.е. примерно 16 см. Столь «поразительный» результат есть следствие постоянства отношения длины любой окружности к ее радиусу.

  • Слайд 17

    Софизмы

    №1 Древний софизм «Рогатый». То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь. Ответ №2 Равен ли полный стакан пустому Оказывается, что да. Действительно, проведем следующее рассуждение. Пусть имеется стакан, наполненный водой до половины. Тогда можно сказать, что стакан, наполовину полный равен стакану наполовину пустому. Увеличивая обе части равенства вдвое, получим, что стакан полный равен стакану пустому. Верно ли приведенное суждение? Ответ

  • Слайд 18

    Ответ

    Ясно, что приведенное рассуждение неверно, так как в нем применяется неправомерное действие: увеличение вдвое. В данной ситуации его применение бессмысленно.

  • Слайд 19

    Числовые софизмы

    №1 Дважды два – пять. Напишем тождество 4:4=5:5. Вынеся из каждой части тождества общие множители за скобки, получаем: 4*(1:1)=5*(1:1) или (2*2)*(1*1)=5*(1:1). Так как 1:1=1,то 2*2=5. Где ошибка? Ответ

  • Слайд 20

    №2 Четыре больше двенадцати Прибавляя к обеим частям очевидного неравенства 7>5 число -8, имеем, 7-8>5-8, т.е. -1>-3. умножая теперь это неравенство на -4, получаем (-1)*(-4)>(-3),т.е. 4>12. Где ошибка? Ответ

  • Слайд 21

    Ответ

    При умножении верного равенства -1>-3 на отрицательное число (-4) получен неверный результат. Если мы умножаем обе части неравенства на одно и тоже отрицательное число, то знак неравенства надо изменить на противоположный, и тогда из неравенства -1>-3 следует верное неравенство 4

  • Слайд 22

    №3 Пять равно шести

    Возьмем тождество 35+10-45=42+12-54. В каждой части этого тождества вынес за скобки общий множитель: 5*(7+2-9)=6*(7+2-9). Теперь, получим, что 5=6. Где ошибка? Ответ

  • Слайд 23

    Ответ

    Ошибка допущена при делении верного равенства 5(7+2-9)=6(7+2-9) на число 7+2-9, равное 0. Этого нельзя делать. Любое равенство можно делить только на число, отличное от 0.

  • Слайд 24

    Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из левой части и 5 из правой. Действительно, 4:4=1:1, но 4:4≠4(1:1).

  • Слайд 25

    Алгебраические софизмы

    Задача №1 Задача №2

  • Слайд 26

    Любое число равно 0

    Пусть a – любое число. Рассмотрим уравнение . Перепишем его таким образом: . Умножая обе его части на –a, получим уравнение . Прибавляя к обеим частям этого уравнения , получаем уравнение или , откуда x-a=x, т.е. a=0. Где ошибка? Ответ

  • Слайд 27

    Ответ

    Все написанное можно интерпретироватьтак: если x – корень уравнения то проведенные выкладки показывают,что уравнение имеет решение лишь при a=0.

  • Слайд 28

    Уравнение x-a=0 не имеет корней

    Дано уравнение x-a=0. Разделив обе части этого уравнения на x-a, получим, что 1=0. Поскольку это равенство неверное, то это означает, что исходное уравнение не имеет корней. Где ошибка? Ответ

  • Слайд 29

    Ответ

    Поскольку x=a – корень уравнения, то, разделив на выражение x-a обе его части, мы потеряли этот корень и поэтому получили неверное равенство 1=0.

  • Слайд 30

    Ответ

    Крокодил попал в парадоксальную ситуацию. Действительно, если он не вернет ребенка, то отец угадал, а значит крокодил должен вернуть ребенка. Но если он вернет ребенка, то отец не угадал, а значит крокодил не должен возвращать ребенка. Итак, парадокс налицо: формально рассуждая, крокодил не может ни вернуть, ни оставить его у себя.

  • Слайд 31

    №1. Ошибка здесь состоит в неправомерном переходе от общего правила к частному случаю, который этим правилом на предусмотрен. Действительно, начало первой фразы: «то, что ты не потерял…» подразумевает под словом «то» - все, что ты имеешь, и ясно, что в него не включены «рога». Поэтому заключение «ты имеешь рога» неправомерно.

  • Слайд 32

    №2. Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из левой части и 5 из правой части. Действительно, 4:4=1:1, но 4:4=4(1:1).

  • Слайд 33

    Информационные ресурсы:

    А.Г. Мадера, Д.А. Мадера Математические софизмы.- Москва, 2003. Ю.В. Нестеренко, С.Н. Олехник, М.К. Потапов Задачи на смекалку.- Москва, 2003. Е.И. Игнатьев Математическая смекалка.- Москва, 1994.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке