Содержание
-
Старинная русская система мер.Выполнили: ученики 6 «В» класса МБОУ СОШ №210 г. НовосибирскаНовосельский Олег Речкина Мария. Руководитель: учитель математикиНовосельская О.А.
-
План 1.Вступление.2.Основная частьа) Как измеряли в древности.б) Старинные русские меры.в) Метрическая система мер.3.Исследовательский блок.4. Заключение.
-
1. Вступление.
Один средневековый философ Марсилио Сичино сказал: «Измерь самого себя – и ты станешь настоящим геометром!» Конечно, измерить самого себя и стать настоящим Геометром, настоящим Садовником, настоящим Поэтом и вообще Настоящим очень трудно. Но если говорить о чем-то более простом, то с уверенностью можно сказать, что каждому человеку, научившемуся считать и писать, неоднократно приходилось что-то измерять: высоту дерева, собственный вес, длину прыжка, время бега и многое другое.
-
Приступая к данной работе, мы поставили перед собой следующие задачи: Изучить различные меры длины. Установить связь между различными единицами длины. Измерить рост учащихся своего класса в сантиметрах. Найти средний рост учащихся нашего класса в различных единицах длины.
-
2.1. Как измеряли в древности.
Первые единицы для измерения величин были не слишком точными. Например, расстояния измерялись шагами. У разных людей величина шага различна, поэтому брали некоторую среднюю величину. Для измерения больших расстояний служила миля – путь в 1000 двойных (и правой, и левой ногой) шагов. А ещё большие расстояния измеряли переходами или днями передвижения.
-
Как измеряли в древности.
Однако шаги, мили, переходы – всё это было хорошо для измерения расстояний на земле. Ни рост человека, ни рулон ткани шагами не измеришь. Одной из самых распространённых единиц длины был локоть – расстояние от локтя до конца среднего пальца. Эти расстояния были различны.
-
Меры длины.
В Англии король Генрих I однажды много-много лет назад вытянул вперед правую руку и заявил: «Расстояние от кончика моего носа до большого пальца руки будет служить для всего моего народа мерой длины и называться Ярд. Его подданные тут же приготовили бронзовый прут «от королевского носа до пальца», и ярд надолго стал для всех англичан единицей измерения длины. Длина ярда 91,44 см.
-
В средние века в Европе придумали еще одну единицу измерения длины - Фут.Фут - это средняя длина ступни взрослого мужчины. По-английски это означает «ступня», «нога». Один фут равен 30,48 см. В Вавилоне, как и в других странах, меры были согласованы друг с другом. Начиналось всё с единиц для измерения длин. Основной из них был локоть. Локтями мерили ткани, но для измерения земельных участков применяли единицы длины в 12 локтей (примерно 6 м) Дороги измеряли даннами – 3600 локтей (примерно 1,8 км).
-
2.2.Старинные русские меры
Русский народ создал свою собственную систему мер. Древнейшими русскими мерами длины являются локоть и сажень. Точной первоначальной длины той и другой меры мы не знаем; некий англичанин, путешествующий по России в 1554 году, свидетельствует, что русский локоть равнялся половине английского ярда.
-
Меры длины.
ЛОКОТЬ равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим данным - "расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки"). Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см. С 16-го века постепенно вытесняется аршином и в 19 веке почти не употребляется.
-
Согласно «Торговой книге», составленной для русских купцов на рубеже XVI и XVII веков, три локтя были равны двум аршинам. Название «аршин» происходит от персидского слова «арш», что значит локоть. Первое упоминание сажени встречается в летописи XI века, составленной киевским монахом Нестором. В более поздние времена установилась мера расстояний верста, приравненная к 500 саженям. В древних памятниках верста называется поприщем и приравнивается к 750 саженям.
-
Измерение длины
ВЕРСТА - старорусская путевая мера (её раннее название - ''поприще''). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. САЖЕНЬ-значение сажени 151,4 см. "Маховая сажень" - 1,76м, расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины. "Косая сажень " - 2,48м , самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки
-
Для измерения меньших расстояний употреблялась ладонь – ширина кисти руки, и пядь – расстояние между раздвинутыми большим и указательным пальцами (17,8 см). Ещё меньшей единицей длины является дюйм – ширина большого пальца.
-
В XV и XVI веках происходит объединение русских земель вокруг Москвы. Мера аршин, возникшая при торговле с восточными народами, входит в употребление. В XVII веке меры уточнялись. Русская система мер длины стала иметь вид: Миля = 7 верстам = 7,47 км; Верста = 500 саженям = 1,07 км; Сажень = 3 аршинам = 7 футам = 2,13 м; Аршин = 16 вершкам = 28 дюймам = 71,12 см; Фут = 12 дюймам = 30,48 см; Дюйм = 10 линиям = 2,54 см; Линия = 10 точкам = 2,54 мм.
-
Меры длины в пословицах.
Старинные русские названия мер длины встречаются в пословицах и образных выражениях: ни пяди земли; мерить на свой аршин; косая сажень в плечах; ты от дела ни на пяденьку, а оно от тебя на саженьку.
-
2.3. Метрическая система мер.
Потребности практики заставили начать поиски единой системы мер. При этом было ясно, что надо отказаться от установления связей между единицами измерения и размерами человеческого тела. И шаг у людей бывает разный, и длина ступни у них неодинакова, и пальцы у них разной ширины. Поэтому надо было искать новые единицы измерения в окружающей природе. Метрическая система мер была введена впервые во Франции в 1795 году.
-
Метрическая система мер.
К 1875 году метрическую конвенцию подписали уже 17 государств, включая Россию, где применение новой системы было разрешено, но не стало законом. В России учёные с начала X1X века поняли значение метрической системы и пытались её широко внедрить в практику. Окончательное решение вопрос о метрической системе в России получил уже после Великой Октябрьской социалистической революции.
-
К 1972 году метрическую конвенцию подписало уже 41 государство. Творцы этой универсальной системы мер написали на талоне метра: «На все времена всем народам!».
-
3. Исследовательский блок.
В данной работе мы решили измерить рост учащихся нашего класса на данный момент времени. Выразить его в сантиметрах, саженях, аршинах, футах, ярдах. Найти средний рост учащихся в классе в различных единицах длины.
-
У нас получилось:
-
4. Заключение.
В данной работе мы изучили вопрос об измерениях в древности, старых русских мерах и метрической системе мер. Узнали рост учащихся нашего класса на данный момент времени. Выразили его в сантиметрах, саженях, аршинах, футах, ярдах. Нашли средний рост учащихся класса в различных единицах длины.
-
Заключение.
В результате мы пришли к следующим выводам: для измерения длин можно использовать различные единицы измерения длины; установлена связь между различными единицами длины; каждая из единиц длины может быть представлена через общепринятую метрическую систему мер, а следовательно становится понятной для любого человека.
-
Спасибоза внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.