Презентация на тему "ЛФК при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии"

Презентация: ЛФК при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии
Включить эффекты
1 из 47
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.7
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "ЛФК при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии" по медицине, включающую в себя 47 слайдов. Скачать файл презентации 6.1 Мб. Средняя оценка: 3.7 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по медицине

Содержание

  • Презентация: ЛФК при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии
    Слайд 1

    ЛФК ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ, СКОЛИОЗАХ И ПЛОСКОСТОПИИ

  • Слайд 2

    Осанка – это привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Осанка зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона таза, положения и формы позвоночника (физиологические изгибы). Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном – у 2,1%; в 4 года – у 15-17% детей; в 7 лет – у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте нарушения осанки имеются у 67% школьников.

  • Слайд 3

    Шейные позвонки 7 шт - С Грудныепозвонки 12 шт - Th Поясничные позвонки 5шт - L Крестец и Копчик 9шт - S

  • Слайд 4

    У новорожденного ребенка имеется лишь крестцово-копчиковый кифоз К 3 месяцам жизни у ребенка формируется шейный лордоз К 6 месяцам начинает формироваться грудной кифоз К 9-10 месяцам начинает формироваться поясничный лордоз Позвоночник состоит из 32-34 позвонков. Разница в два позвонка вызвана различием количества позвонков в копчике у разных людей. Благодаря физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функции спинного и головного мозга, внутренних органов, увеличивает устойчивость и подвижность позвоночника.

  • Слайд 5

    Правильная осанка характеризуется вертикальным расположением головы; горизонтальным уровнем надплечий; симметричным расположением углов лопаток; плоским животом, втянутым по отношению к грудной клетке; умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника; равными, симметричными и хорошо выраженными треугольниками талии; симметричными ягодичными складками; одинаковой длиной нижних конечностей и правильной постановкой стоп.

  • Слайд 6

    Нарушения осанки Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами, осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Нарушения осанки в сагитальной плоскости бывают с увеличением или уменьшением физиологических кривизн а) нормальные изгибы позвоночника; б) «круглая спина»; в) «вогнутая спина»; г) «кругловогнутая спина»; д) «плосковогнутая спина»; е) «плоская спина». а) б) в) г) д) е)

  • Слайд 7

    Во фронтальной плоскостиразличают два вида нарушений осанки. Вялая осанка характеризуется общей слабостью мышечно-связочного аппарата, невозможностью длительно удерживать туловище в правильном положении, частой сменой положения тела в пространстве. Асимметричная осанка. При асимметричной осанке нарушено: - симметрия между правой и левой половинами туловища; - позвоночный столб представляет собой дугу; - плечо и лопатка с одной стороны опущены: разные треугольники талии. В отличие от сколиоза, не возникает торсияпозвонков, и при разгрузке позвоночника все виды асимметрии устраняются.

  • Слайд 8

    Показания и противопоказания к назначению ЛФК. Занятия лечебной гимнастикой показаны всем детям с нарушениями осанки. Вначале на занятиях ЛФК временно не следует использовать: бег, прыжки, подскоки на жесткой поверхности; выполнение упражнений в исходном положении сидя. Чистые висы не рекомендуется использовать в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку кратковременное вытяжение позвоночника влечет за собой еще более сильное сокращение мышц. Кроме того, вытяжение должно всегда сопровождаться длительной разгрузкой позвоночника в и.п. лежа.

  • Слайд 9

    Задачи ЛФК при нарушениях осанки: - обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка; - укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса); - нормализация трофических процессов в мышцах туловища; - осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки. Курс ЛФК длится 1,5-2 месяца; перерыв между курсами – не менее месяца. В течение года – необходимо 2-3 курса ЛФК. Занятия ЛГ проводятся 3-4 раза в неделю. Специальные занятия следует подкреплять самостоятельными занятиями в домашних условиях (в остальные дни).

  • Слайд 10

    Особенности методики ЛФК.

    Ведущая роль отводится выработке представления о правильной осанке и созданию физиологических предпосылок для ее закрепления. Навык правильной осанкисоздается на базе мышечно-суставного чувства, позволяющего ощущать положение определенных частей тела: 1. Тренировки перед зеркалом (зрительный самоконтроль); 2. Упражнения с предметом на голове; 3. Стоя плотно спиной к стене, 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; 4 Упражнения в равновесии.

  • Слайд 11

    ОРУ выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп – с предметами и без них, с использованием тренажеров.

  • Слайд 12

    Упражнения для укрепления мышечного корсетавыполняются для мышц спины, живота, боковой поверхности туловища. Наиболее выгодным исходным положением являются такие, при которых возможна максимальная разгрузка позвоночного столба по оси и исключается влияние мышц на угол наклона таза: - лежа на спине; - лежа на животе; - в упоре стоя на коленях. Динамические упражнения следует чередовать с упражнениями в статическом напряжении. Сами исходные положения также необходимо чередовать. Упражнения, направленные па создание и укрепление мышечного корсета, во время занятий нужно сочетать с дыхательными упражнениями и упражнениями в расслаблении.

  • Слайд 13

    Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных (корригирующих) упражнений. Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При асимметричной осанке основную роль играют симметричные упражнения, поскольку они обеспечивают выравнивание силы мышц спины и этим самым ликвидируют асимметрию мышечного тонуса. Во время выполнения упражнения более ослабленные мышцы на стороне выпуклости позвоночного столба работают с большей нагрузкой, чем более сильные мышцы на противоположной стороне.

  • Слайд 14

    Лечение положением применяется во время пауз отдыха и при выполнении специальных упражнений. С этой целью используется упругий валик (высотой 2-3 см) или подушка. При круглой спине валик подкладывается под лопатки – при выполнении упражнений в и.п. лежа на спине; при плосковогнутой спине валик кладется под живот – при выполнении упражнений в и.п. лежа на животе или под голову – в и. п. лежа на спине. Таким образом, позвоночник принимает правильное коррекционное положение в течение 5-8 мин.

  • Слайд 15

    Рекомендации по корригирующей гимнастике для детей с нарушениями осанки (по И.А. Котешевой). Для исправления плоской спины гимнастика должна быть направлена на: а) укрепление глубоких мышц спины; б) укрепление мышц, увеличивающих наклон таза (т. е. мышц-сгибателей тазобедренных суставов); в) укрепление мышц, удерживающих лопатки в правильном положении, и растяжение мышц грудной клетки. Для исправления круглой и сутулой спины необходимо уменьшить грудной изгиб позвоночника, придать лопаткам правильное положение и, кроме того, при круглой спине увеличить поясничный лордоз. Для этого необходимо: а) укрепить глубокие мышцы спины; б) растянуть передние связки грудного отдела позвоночника; в) увеличить подвижность в грудном отделе позвоночника; г) укрепить мышцы, удерживающие лопатки в правильном положении; д) при круглой спине укрепить мышцы, увеличивающие наклон таза вперед (сгибатели тазобедренных суставов).

  • Слайд 16

    Для исправления плоско-вогнутой спины необходимо уменьшить угол наклона таза. Для этого нужно: а) укрепить мышцы брюшного пресса; б) растянуть мышцы-сгибатели и укрепить мышцы-разгибатели тазобедренных суставов; в) растянуть задние связки нижнегрудного отдела позвоночника и мышцы поясничной области. Для исправления кругло-вогнутой спины необходимо решить те же задачи, что и для коррекции круглой, сутулой спины: а) укрепить мышцы брюшного пресса; б) растянуть мышцы-сгибатели и укрепить мышцы-разгибатели тазобедренных суставов; задние связки поясничного отдела позвоночника и мышц поясничной области; в) растянуть передние связки и увеличить подвижность грудного отдела позвоночника; е) укрепить глубокие мышцы спины и мышцы, удерживающие лопатки в правильном положении. Для нормализации положения лопаток необходимо: а) добиться восстановления нормальных изгибов позвоночника; б) укрепить глубокие мышцы спины; в) укрепить и повысить тонус поверхностно расположенных мышц спины, фиксирующих лопатки и плечи в правильном положении.

  • Слайд 17

    Сколиоз (от греческого слова sсoliоs – кривой, согнутый) – тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночного столба, характеризующееся дугообразным искривлением во фронтальной плоскости и скручиванием (торсией) позвонков вокруг вертикальной оси. Такая сложная многоосевая деформация позвоночника неизбежно приводит к изменению формы ребер и грудной клетки в целом (реберный горб) и нарушению нормального взаиморасположения органов грудной клетки. Форма позвоночного столба (А), позвонка (Б), грудной клетки (В), ребер (Г) при сколиозе

  • Слайд 18

    В результате прогрессирования бокового искривления у больного может сформироваться вначале реберное выпячивание, а в дальнейшем реберный горб - гибус.

  • Слайд 19

    Изменение положения позвонков - поворот вокруг продольной оси позвоночника называют ротацией (вращением). Изменение формы и внутренней структуры позвонков называют торсией (скручиванием). Сколиотическая болезнь — боковое искривление позвоночника с обязательной ротацией тел позвонков (торсией), характерной особенностью которого является прогрессирование деформации, связанное с возрастом и ростом ребенка. За рубежом сколиотическую болезнь называют идиопатическим сколиозом или быстропрогрессирующим сколиозом. Идиопатическим называются все виды сколиозов, происхождение которых не выявлено. В медицинской клинической литературе термины ротация (rotatio) и торсия (torsio) рассматриваются как синонимы.

  • Слайд 20

    Наиболее быстрое прогрессирование искривления при сколиозе отмечается в период интенсивного роста позвоночника в длину, т. е. в периоде, предшествующем началу полового созревания, и в начале полового созревания (75 %): у девочек в возрасте 7–8 и 11–13 лет; у мальчиков в 8–10 и 13–15 лет.

  • Слайд 21

    В зависимости от тяжести заболевания выделяют четыре степени сколиозов. Критериями такого деления являются: 1 .Форма дуги сколиоза. 2.Угол отклонения первичной дуги oт вертикальной линии. 3.Степень выраженности торсионных изменений. 4.Стойкость имеющихся деформаций.

  • Слайд 22

    Степени сколиоза

    Первая степень 1) простая дуга искривления, позвоночный столб напоминает букву С; 2) угол отклонения не превышает 10°; 3) торсионные изменения при осмотре выражены слабо и рентгенологически проявляются в виде асимметрии корней дужек, небольшого отклонения остистых отростков позвонков от средней линии; 4) проявления сколиоза отчетливее выражены в положении стоя, при разгрузке (в горизонтальном положении) они уменьшаются. Вторая степень 1) компенсаторная дуга искривления, позвоночник в форме буквы S; 2) угол отклонения основной дуги сколиоза 11–30° (11–25°); 3) торсионные изменения выражены не только рентгенологически, но и при осмотре: выявляются реберное выпячивание, мышечный валик; 4) деформация позвоночного столба приобретает более стойкий характер: в горизонтальном положении искривление сглаживается очень незначительно по сравнению с вертикальным.

  • Слайд 23

    Третья степень 1) позвоночный столб имеет не менее двух дуг; 2) угол отклонения основной дуги колеблется в пределах 31–60° (26–40°); 3) торсионные изменения резко выражены и проявляются в значительной деформации грудной клетки и наличии реберного горба; 4) все изменения носят стойкий характер; особое место занимают нарушения со стороны внутренних органов и неврологические расстройства. Четвертая степень 1) прогрессирующее боковое отклонение позвоночного столба и скручивание его по оси, что приводит к образованию кифосколиоза с деформацией как в боковом, так и в переднезаднем направлении; 2) угол отклонения от вертикальной оси более 60° (41° и более); 3) отчетливо выражены передний и задний реберные горбы, деформация таза и грудной клетки; 4) все изменения носят стойкий характер; резко выражены нарушения функций органов грудной клетки и нервной системы.

  • Слайд 24

    Визуальная диагностика Клинические (внешние) признаки сколиоза 1 – асимметрия надплечий; 2 – отклонение линии остистых отростков от средней линии; 3 – асимметрия высоты стояния лопаток; 4 – асимметрия расстояний между углом лопаток и линией остистых отростков; 5 – асимметрия «поясничных» треугольников (талии); 6 – мышечный «валик»; 7 – асимметрия расположения крыльев подвздошных костей Диагностика сколиоза

  • Слайд 25

    тест Адамса: в положении стоя на выпрямленных ногах и наклоне вперед оценивают паравертебральную ассиметрию С применением отвеса

  • Слайд 26

    Рентгенологическое исследование Сколиоз - это диагноз, который ставится только на основании рентгена. 

  • Слайд 27

    Лечение и реабилитация детей, страдающих сколиотической болезнью, носят комплексный характер. Комплексная программа консервативного лечения сколиоза включает: корригирующую гимнастику, лечебный массаж, лечебно-оздоровительное плавание, методы ортопедической коррекции (корсетирование, гипсовые кроватки и др.), электростимуляцию, щадящий двигательный режим, обеспечивающий ограничение нагрузок на позвоночник, мануальную терапию (по показаниям).

  • Слайд 28

    При сколиозах I-III степеней проводят консервативное лечение; при сколиозе IV степени – оперативное. Если консервативное лечение не дает эффекта и сколиоз бурно прогрессирует, то прибегают к хирургическим методам лечения с использованием металлических фиксаторов.

  • Слайд 29

    ЛФК является основным методом консервативного лечения Основные задачи ЛФК: - мобилизация дуги искривленного отдела позвоночника; - коррекция деформации и стабилизация позвоночника в положении достигнутой коррекции. Занятия ЛФК направлены в первую очередь на формирование рационального мышечного корсета, препятствующего прогрессированию сколиотической болезни. ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза; наиболее эффективно ее использование в начальных стадиях болезни.

  • Слайд 30

    Занятия ЛФК проводятся групповым и индивидуальным (преимущественно при тяжелых формах) методами, а также в форме индивидуальных заданий, выполняемых детьми самостоятельно.

  • Слайд 31

    Методика занятий ЛФК Методика занятий определяется течением сколиоза. Необходимо проведение не менее двух курсов в год, включающих 20-25 процедур, с постепенным увеличением продолжительности (от 15-20 мин вначале до 40-60 мин к 8-10-й процедуре). ЛГ сочетают с массажем. Корригирующаягимнастика: симметричные и ассиметричные упражнения. Задача: - растянутые и ослабленные мышцы, расположенные на стороне выпуклости, необходимо укреплять, тонизировать, способствуя их укорочению; - укороченные мышцы и связки в области вогнутости необходимо расслаблять и растягивать. Асимметричные корригирующие упражнения носят локальный характер и направлены непосредственно на коррекцию вершины искривления позвоночника. Применяются избирательно

  • Слайд 32

    деторсионные упражнения (являются ассиметричными). Задача: способствовать вращению позвонков вокруг вертикальной оси в сторону, противоположную торсии (ротации). Коррекция торсии (ротации) достигается разворотом и поворотом туловища, таза, верхних и нижних конечностей. Основное правило: - при правостороннем сколиозе любой локализации позвонки скручиваются по часовой стрелке; - при левостороннем – против часовой стрелки.

  • Слайд 33

    Занятие ЛГ состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. В подготовительной части применяемые упражнения направлены на улучшение работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, на воспитание правильной осанки, концентрацию внимания. В этой части занятия - построение группы; - Различные виды ходьбы с движениями рук (обычная; с подниманием прямых или согнутых ног; в приседе; на пятках; на носках; на наружных краях стоп (ходьбу на внутренних краях стопы исключить, так как она провоцирует развитие плоскостопия); перекаты с пятки на носок и т.п.) и бега в различном темпе и различных направлениях («змейкой», спиной вперед и т.п.). - дыхательные упражнения - упражнения в и.п. стоя перед зеркалом для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

  • Слайд 34

    В основной части используются ОРУ, деторсионные упражнения, а также симметричные и асимметричные упражнения в и.п. лежа и упоре стоя на коленях, направленные на исправление дуги искривления позвоночного столба и патологически измененных мышечных групп.

  • Слайд 35

    Во второй половине основной части занятия выполняются упражнения на снарядах, направленные на специальную коррекцию, деторсию и равновесие: на гимнастической стенке (-проверка осанки, - симметричное и асимметричное поднимание и спуск по гимнастической стенке, - смешанный симметричный вис, - упражнения с сопротивлением с использованием резинового бинта, - упражнения на равновесие);

  • Слайд 36

    на гимнастической скамейке (ходьба простая, с мешочком на голове, полуласточка, подтягивание из и.п. лежа на животе); на наклонной плоскости (сгибание и разгибание ног; подтягивание туловища, пассивная коррекция, деторсионные упражнения). В конце основной части занятия используются подвижные и некоторые спортивные игры.

  • Слайд 37

    В заключительной части занятия решается задача снижения нагрузки на все органы и системы организма. Применяются упражнения в расслаблении мышц, медленная ходьба с сохранением правильной осанки; индивидуально используется лечение положением. При сколиотической болезни противопоказаны упражнения, увеличивающие гибкость и ротацию позвоночника (повороты, наклоны, скручивания); упражнения, приводящие к перерастягиванию позвоночника (чистые висы) и увеличивающие компрессию позвонков (прыжки с высоты, работа с грузами в и. п. стоя).

  • Слайд 38

    ЛФК при плоскостопии

    Стопа состоит из 26 костей и включает три отдела: Предплюсна, заплюсна – 7 костей стопы. Плюсна – 5 трубчатых костей. Фаланги – 14 коротких трубчатых костей. Фаланги образуют пальцы стопы. Четыре пальца - из 3 фаланг, и лишь большой палец стопы - из 2 фаланг. Выделяют две поверхности: подошвенную и тыльную.

  • Слайд 39

    Плоскостопие — деформация стопы, заключающаяся в уплощении ее сводов в сочетании с пронацией пятки. Иногда плоскостопие сочетается с вальгусным положением стопы, которое характеризуется отклонением пятки кнаружи. Такое сочетание называется плосковальгусной стопой.

  • Слайд 40

    У детей плоско-вальгусная деформация стопы проявляется снижением высоты сводов стопы и искривлением её оси: пальцы и пятка смотрят кнаружи, средний отдел «завален» внутрь. Таким образом, стопа занимает Х-образное положение. У взрослых вальгусная постановка стоп - деформация стопы при которой происходит искривление плюснефалангового сустава первого пальца, и последующая деформация остальных пальцев ног. Вальгус часто характеризуется образовавшейся «шишкой» у основания большого пальца и сопровождается болью в этой области.

  • Слайд 41

    В зависимости от этиологии различают 5 видов плоской стопы: врожденную; рахитическую; паралитическую; травматическую; статическую. Статическое плоскостопие встречается у спортсменов, занимающимся такими видами спорта, как тяжелая атлетика, художественная и спортивная гимнастика, акробатика, фигурное катание, – вследствие большой вертикальной нагрузки на стопу и раннего начала занятий этими видами спорта.

  • Слайд 42

    Диагностика плоскостопия Продольное плоскостопие Определяют: продольный угол высоту свода В норме угол свода равен 125-130 градусам, высота свода - 39 мм 1 степень – высота свода составляет 25-35 мм. 2 степень: высота свода от 17 до 25 мм. 3 степень - высота свода меньше 17 мм.

  • Слайд 43

    1 степень - угол деформации 1 пальца составляет менее 20 градусов. 2 степень – угол деформации находится 20 - 35 градусов. 3 степень – угол деформации больше 35 градусов.

  • Слайд 44

    Методика ЛФК.

    Основные задачи ЛФК: исправление деформации стоп; укрепление мышц стопы и голени. В подготовительном периоде (в начале лечебного курса) специальные упражнения для мышц голени и стопы рекомендуется выполнять в и.п. лежа и сидя. Исключается нерациональное и. п. стоя – особенно с развернутыми стопами, когда сила тяжести приходится на внутренний свод стопы. Специальные упражнения следует чередовать с ОРУ для всех мышечных групп и с упражнениями на расслабление

  • Слайд 45

    В основном периоде лечебного курса основная задача - достижение коррекции положения стопы и закрепление этого положения. Используют: - упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с постепенно увеличивающейся нагрузкой, с предметами - захват пальцами камешков, шариков, карандашей, перекладывание их, катание подошвами ног палки и т.д. Для усиления их корригирующего эффекта применяют специальные приспособления (ребристые доски, скошенные и неровные поверхности и т.п.).

  • Слайд 46

    Все специальные упражнения следует проводить в сочетании с упражнениями, направленными па воспитание правильной осанки. Следует ограничить упражнения с отягощениями в и.п. стоя, а также прыжковые упражнения и соскоки.

  • Слайд 47
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке