Содержание
-
Нарушениеосанки и сколиозы.
-
Физиологические изгибы позвоночника
Шейный и поясничный лордоз - выпуклость кпереди; Грудной и пояснично-копчиковый кифоз – изгибы обращены кзади.
-
Изменения в позвоночнике
НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ – функциональные изменения, то есть мышечный дисбаланс; СКОЛИОЗ – структурные изменения в позвоночнике, межпозвоночных дисках, связочном аппарате.
-
Тестовая карта для выявления нарушений осанки
-
Оценка результатов тестирования
Нормальная осанка- все ответы отрицательные; Незначительные нарушения – (+) ответ на один или несколько вопросов № 3,5,6,7. Выраженные нарушения осанки - (+) ответ на один или несколько вопросов № 1,2, 4, 8,9,10. (необходима консультация ортопеда)
-
Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном — у 2,1 %; в 4 года — у 15 —17 % детей; в 7 лет — у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти.
-
Правильная осанка характеризуется:
вертикальным расположением головы и остистых отростков; горизонтальным уровнем надплечий; симметричным расположением углов лопаток, молочных желез у девушек и околососковых кружков у юношей; плоским животом, втянутым по отношению к грудной клетке; умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника; равными, симметричными и хорошо выраженными треугольниками талии; симметричными ягодичными складками; одинаковой длиной нижних конечностей и правильной постановкой стоп (ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах; ось тела проходит через ухо, плечевой и тазобедренный сустав и середину стопы).
-
Причины развития нарушений осанки:
слабость естественного мышечного корсета ребенка; несоответствие мебели весоростовым показателям ребенка; неправильные положения тела, которые ребенок принимаете течение дня, — при выполнении различных видов деятельности и во время сна.
-
Три степени нарушения осанки.
I степень — характеризуется небольшими изменениями осанки которые устраняются путем целенаправленной концентрации внимания ребенка. II степень — характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузочном положении позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины). III степень — характеризуется серьезными нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузочном положении позвоночника.
-
5 видов нарушений осанки
-
Круглая спина:
•кифоз равномерно увеличен на всем протяжении грудного отдела•поясничный лордоз несколько сглажен•голова наклонена вперед•плечи опущены и сведены вперед•лопатки не прилегают к спине•устойчивое положение тела сохраняется благодаря небольшому сгибанию ног в коленях•характерны (в большей степени, чем для сутуловатости) впалая грудная клетка и плоские ягодицы•ограничено разгибание в плечевых суставах (из-за укорочения грудных мышц) - ребенок не может полностью поднять руки вверх
-
Плоская спина характеризуется:
Сглаживанием всех физиологических изгибов (в большей степени — грудного кифоза). Грудная клетка смещена кпереди; появляются «крыловидные лопатки». Наклон таза уменьшен; нижняя часть живота выступает вперед. Снижен тонус мышц туловища. Грудная клетка узкая. Мышцы живота ослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом ягодицы отстают кзади; живот отвисает.
-
Кругловогнутая спина, или кифолордотическая осанка:
характеризуется увеличением всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза больше нормы; голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед; живот выступает вперед и свисает. Из-за недоразвития мышцбрюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов. Ноги максимально разогнуты в коленных суставах — нередко с переразгибанием. Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и источены.
-
Сколиотическая осанка:
дугообразное смещение линии остистых отростков позвонков в сторону от средней линии спины•нарушено симметричное расположение тела и конечностей относительно позвоночника: голова наклонена вправо или влево, плечи, лопатки, соски находятся на разной высоте, треугольники талии асимметричны•мышечный тонус на правой и левой половинах туловища неодинаков•сила и выносливость мышц снижены
-
Задачи ЛФК при нарушениях осанки:
обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка; укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса); нормализация трофических процессов в мышцах туловища; осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.
-
Организационно-методические требования к проведению занятий ЛГ при нарушениях осанки
Наличие гладкой стены (без плинтуса), желательно на противоположной от зеркала стороне. Это позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве В зале для занятий должны быть большие зеркала,чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки.
-
Оценка эффективности занятий ЛГпри нарушениях осанки
Функциональное состояние мышц-разгибателей туловища и, мышц брюшного пресса, которые непосредственно участвуют в создании мышечного корсета и поддержании правильной осанки определяется с помощью специальных двигательных тестов на определение их силовой выносливости (Н.А.Гукасова, 1999). Тесты: Удержание ног под углом 45° в положении лежа на спине. (Ребенок лежит на кушетке, руки вдоль туловища. Затем он свободно поднимает прямые ноги под углом 45° и, касаясь носками руки исследователя, удерживает их в таком положении. Время удержания определяется по секундомеру.) Удержание туловища на весу в положении лежа на животе. (Ребенок лежит на кушетке таким образом, что верхняя часть туловища (до гребней подвздошных костей) находится на весу; руки на поясе, ноги фиксируются исследователем. Время удержания туловища на весу определяется по секундомеру.) Исследование силовой выносливости мышц осуществляется 2 — 3 раза в год.
-
Формы сколиоза
Частичный; Тотальный; S-образный (двойной); Тройной; Односторонний. Для сколиоза характерны постоянные или периодические боли в спине, усиливающиеся при нагрузке.
-
Степени сколиоза:
I степень или начальная характеризуется величиной угла отклонения (в положении стоя) до 10°, отсутствием фиксации искривления (деформации) (исчезает при вытяжении) и слабой асимметрией в паравертебральной области
-
II степень имеет угол отклонения 11-30°, компенсаторное противоискривление, отчетливую асимметрию в паравертебральной области и частичную фиксацию искривления.
-
III степень устанавливается при угле отклонения 31 - 60°, выраженной асимметрии паравертебральной области, отчетливом реберном горбе, фиксированном искривлении.
-
-
Степени сколиоза:
IV степень отличается углом искривления более 60°, полной фиксацией первичного и вторичных искривлений, резко выраженной асимметрией паравертебральной области, большим реберным горбом.
-
-
Три режима двигательной активности :
•режим щадящий (РД-1)- назначается при прогрессирующих сколиозах I - II степени, некомпенсированном сколиозе, сколиозе IV степени, состояниях после хирургических вмешательств, а также кратковременно всем больным в периоде акклиматизации, реабилитационные мероприятия у пациентов с РД-I включают ношение функционального кольта. Для удобства дневного и ночного сна в корсете изготавливают гипсо-вую кроватку или полукроватку с учетом корсета. Корсет снимают время приема лечебных процедур.•режим щадяще-тренирующий (РД-II) назначают пациентам с непрогрессирующими, компенсированными II - III степенями сколиоза. Этот режим исключает нагрузки на позвоночник, связанные с длительным сидением, бегом, прыжками, физическими работами. В ношении корсета у детей с РД-II, как правило, необходимости нет.•режим тренирующий (РД-III) - применяют детям с I степенью непрогрессирующего сколиоза. Комплекс реабилитационных мероприятий у них включает дозированную нагрузку, элементы спортивных игр, ближний туризм и др.
-
Упражнения при сколиозе I степени
Общеразвивающие и дыхательные; Симметричные корригирующие; Асимметричные упражнения применяются индивидуально.
-
Упражнения при сколиозе II степени
Общеразвивающие и дыхательные; Симметричные корригирующие; Асимметричные и деторсионные упражнения применяются индивидуально.
-
Упражнения при сколиозе III - IV степени
Используется весь арсенал физических упражнений. При всех степенях сколиоза противопоказаны физические упражнения увеличивающие гибкость позвоночника: Наклоны; Скручивания; Повороты; Висы
-
Схема занятия ЛФК при нарушении осанки и сколиозе.
Подготовительная часть – Ходьба; Кратковременный бег; Дыхательные упражнения;
-
Основная часть – Специальные корригирующие упражнения; Дыхательные упр.; Упр. в равновесии; Упр. на мышцы брюшного пресса; Наиболее эффективные и.п. – лежа, стоя в упоре на коленях, коленнокистевое.
-
Заключительная часть – Упр. на расслабление; Медленная ходьба с сохранением правильной осанки; Дыхательные упражнения.
-
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.