Презентация на тему "ДЦП"

Презентация: ДЦП
Включить эффекты
1 из 35
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "ДЦП" содержит общую характеристику заболевания, фотографии больных детей, классификацию ДЦП по Семеновой, описание особенностей развития двигательной и мыслительной систем детей с церебральным параличом. В конце перечислены ошибки в воспитании больных ДЦП детей.

Краткое содержание

  • Краткая характеристика ДЦП;
  • Классификация ДЦП по Семеновой;
  • Особенности развития двигательной сферы;
  • Возможные варианты нарушенного развития при ДЦП;
  • Дефекты мыслительной деятельности;
  • Ошибки воспитания детей с церебральным параличом.

Содержание

  • Презентация: ДЦП
    Слайд 1

    ДЦП (детский церебральный паралич)

    Клинико-психолого-педагогическая картина.

  • Слайд 2

    Краткая характеристика ДЦП

    ДЦП – обусловлено органическим поражением мозга, которое возникает во внутриутробном развитии плода, во время родов или в период новорожденности и сопровождается различными двигательными расстройствами, парезами, параличами, насильственными движениями, нарушениями координации.

  • Слайд 3

    Кроме того, у 60–80% детей, страдающих этими расстройствами, наблюдаются изменения психики и речи.

  • Слайд 4

    Степень выраженности психофизических дефектов может варьироваться от очень лёгких до крайне тяжёлых форм, что негативно сказывается на всем процессе адаптации этих детей к изменяющимся условиям жизнедеятельности.

  • Слайд 5
  • Слайд 6

    Классификация ДЦП по Семеновой (1978)

    • Гемипаретическая;
    • Гиперкинетическая;
    • Спастическая диплегия;
    • Двойная гемиплегия;
    • Атонически-астатическая форма.
  • Слайд 7
    • При спастической диплегии поражаются преимущественно ноги. Руки поражаются в меньшей степени. Большинство детей с этой формой заболевания при своевременном комплексном лечении и психолого-педагогической работе осваивают ходьбу, у них развиваются речь, познавательные функции, многие из них способны к обучению по программе общеобразовательной школы.
    • У некоторых детей наблюдаются односторонние двигательные нарушения — гемипарезы. При этом отмечается более тяжелое поражение одноименных руки и ноги.
  • Слайд 8

    У многих детей наблюдается смешанный характер заболевания с сочетанием различных двигательных и речедвигательных рас­стройств.

  • Слайд 9

    Особенности развития двигательной сферы

    Известно, что ходьба детей со спастической диплегией ха­рактеризуется тем, что они даже после длительно проводимых реабилитационных мероприятий не могут автоматически, как это делает здоровый ребенок, переносить вес тела с одной ноги на другую. Вес тела сосредоточивается в основном на внутренней сто­роне стопы.

  • Слайд 10

    Ребенку как бы не хватает равновесия и наружной ротации стопы, поэтому при ходьбе он «падает» с одной ноги на другую. Для сохранения равновесия в вертикальном положении он использует движения рук, компенсаторные движения головы, верхней части туловища, что формирует своеобразный порочный вариант ходьбы. Этот пример демонстрирует сложный механизм формирования двигательного акта при церебральном параличе.

  • Слайд 11
  • Слайд 12

    У детей с церебральным параличом имеет место не только замедленный, но и часто неравномерный темп пси­хического развития с диспропорциональностью в формировании отдельных психических функций.

  • Слайд 13

    Возможные варианты нарушенного развития при ДЦП

    • локальный дизонтогенез отдельных высших психических функ­ций (речи, пространственных представлений, различных видов гнозиса, праксиса, внимания, памяти и др.);
    • нарушения умственной работоспособности;
    • нарушения произвольной регуляции психической деятель­ности;
    • специфическую задержку психического развития, при кото­рой имеет место сочетание представленных выше нарушений со стойко ограниченным запасом знаний и представлений об окружа­ющем и специфическими особенностями мыслительной деятель­ности, обуславливающими замедленное усвоение нового материала.
  • Слайд 14

    Дефекты мыслительной деятельности

    Эти дети избегают интеллектуального напряжения и при малейшем утомлении отказываются от выполнения заданий. У них обычно церебрастенический синдром соче­тается с астеноадинамическим. Такой ребенок малоактивен при выполнении любых заданий, он медленно включается в выполнение задания и требует постоянной стимуляции для его заверше­ния. Все мыслительные процессы у него резко замедлены.

  • Слайд 15

    Дефекты мыслительной деятельности проявляются в недостаточной сформированности понятийного, абстрактного мышления. Это в известной степени может быть обусловлено недостаточно­стью семантической стороны речи. Несмотря на то что у многих детей, с которыми проводились занятия в дошкольном возрасте,

  • Слайд 16
    • К началу обучения в школе формально достаточный сло­варный запас, при специальном обследовании выявлялась нед­статочность семантической стороны речи и формирования слов как понятий.
    • Как правило, отмечается ограниченное, часто сугубо индивидуальное, конкретное, а иногда и искаженное понима­ние значения отдельных слов. Это может быть связано в первую очередь с ограниченным практическим опытом ребенка.
  • Слайд 17

    Особенности мышления у детей с церебральным параличом обнаруживаются наиболее явно при выполнении заданий, требующих интеллектуальных процессов симультанного характера, т.е. целостной интеллектуальной деятельности, основанной на взаимодействии анализаторных систем и симультанном синтезе.

  • Слайд 18

    У этих детей отмечается не только ограниченный запас знаний и представлений об окружающей действительности за счет бедности их практического опыта, но и имеют место специфические трудности переработки информации, получаемой как в процессе коммуникативной, так и предметно-практической деятельности

  • Слайд 19

    Характерной особенностью мышления является также нару­шенная динамика мыслительных процессов. Наиболее часто наблюдается замедленность мышления, а в ряде случаев и более выраженная инертность.

  • Слайд 20

    Отличительной особенностью мыслительных процессов детей с церебральным, параличом является взаимосвязь недостаточно­ти как содержательной, так и организационной сторон мышления. Известно, что для развития организационной стороны мышления необходима сформированность операций планирования и самоконтроля, а также определенный запас знаний и умений. У детей с церебральным параличом без специального обучения эти предпосылки не развиваются.

  • Слайд 21

    Характерной особенностью психического развития детей с церебральным параличом является задержанное формирование регуляторной функции психических процессов, что в значительной степени связано с замедленным созреванием переднелобных от­делов коры головного мозга.

  • Слайд 22

    Кроме того, недостаточная сформированность наглядно-дей­ственного и образного мышления у детей в сочетании со стойки­ми речевыми расстройствами обуславливает отставание в развитии словесно-логического мышления

  • Слайд 23

    Следует отметить, что у детей с церебральным параличом уро­вень мыслительных операций в значительной степени зависит от степени знакомства их с объектами и явлениями окружающей действительности. В условиях необходимости осмысления малознако­мых ситуаций уровень мыслительных процессов значительно снижается. Обращает на себя внимание влияние предыдущего обуче­ния на уровень мыслительной деятельности детей.

  • Слайд 24

    Обобщенные способы мышления обычно применялись детьми младшего школьного возраста лишь в тех ситуациях, в которых они были сформи­рованы, или в очень похожих, т.е. способы действия были тесно связаны с конкретным содержанием заданий.

  • Слайд 25

    Недостатки операциональной стороны мыслительной деятельно­сти обычно более выражены на начальных этапах обучения. Обраща­ло на себя внимание отставание в формировании понятийного абстрактного мышления. Специфика этого отставания в значительной степени определялась недоразвитием семантической стороны речи

  • Слайд 26

    У учащихся с сохранными возможностями интеллектуального развития в начале обучения нередко выявляются определенные труд­ности в усвоении письма, чтения, счета. Нередко наблюдаются зеркальность письма, оптические замены букв, пропуски букв и сло­гов, акустические и другие ошибки. В процессе обучения в адекват­ных для ребенка условиях число этих ошибок уменьшается, что дает основание предполагать, что в основе указанных затруднений большое место занимает несформированность межсенсорных свя­зей акустического и двигательно-кинестетического анализаторов

  • Слайд 27
    • Для многих детей с церебральным параличом характерны специфические трудности в усвоении счетных операций и оценке отдельных цифр при их зрительном восприятии в процессе опо­знания и написания. Это часто сочетается со смешением арифме­тических знаков и специфическими трудностями формирования представлений о числе.
    • Обучение чтению в ряде случаев затруднено из-за оптико-гностических расстройств.
  • Слайд 28

    У детей с церебральным параличом наблюдается

    • Нарушения умственной работоспособности, синдромы локальных на­рушений отдельных высших психических функций, отставание в развитии эмоционально-волевой сферы, что проявляется прежде всего в отсутствии у большинства детей личностной готовности к обучению.
    • Задержка в развитии личностной саморегуляции и не­равномерность развития различных высших психических функций, а также крайне ограниченный запас знаний и представлений об окружающем, недостаточность ручной моторики и зрительно-мо­торной координации, несформированность пространственных представлений и слабость кинестетических ощущений в общей, ручной и речевой моторике
  • Слайд 29

    Ошибки воспитания детей с церебральным параличом

    Определенную роль в степени выраженности указанных нарушений играют ошибки воспитания детей с церебральным параличом в семье. Чаще всего родители воспитывают детей по типу гиперопеки, в результате чего у ребенка слабо формируется мо-тивационная основа психической деятельности, произвольность и адекватная самооценка

  • Слайд 30

    Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперэстезией, повышенной истощаемостью нервной систе­мы. У детей первых лет жизни часто наблюдаются стойкие нарушения сна (трудности засыпания, частые пробуждения, беспо­койство в ночное время).

  • Слайд 31

    Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.

  • Слайд 32

    Кроме повышенной эмоциональной возбудимости могут на­блюдаться состояния полного безразличия, равнодушия, безучастности (апатико-абулический синдром). Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория), отмечается при поражениях лобных долей мозга. Воз­можны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость во­левого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость, возникновение катастрофических реакций при так называемых фрустрационных ситуациях.

  • Слайд 33
    • Среди вариантов аномального развития личности при церебраль­ных параличах наиболее часто отмечается задержанное развитие по типу психического инфантилизма.
    • Основной признак инфантилизма — недоразвитие произвольной регуляции поведения и других форм произвольной деятельности (высших психических функций). В своих поступках дети руководствуются в основном эмоцией удовольствия, сиюминутными желаниями. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и подчиняться требованиям коллектива
  • Слайд 34

    В основе формирования личности по типу психического ин­фантилизма лежит нарушение созревания лобных отделов коры головного мозга. К дополнительным условиям развития этого типа личности относятся неправильное воспитание, ограничение дея­тельности и общения, обусловленное не только двигательной и речевой недостаточностью, но и гиперопекой.

  • Слайд 35

    Кроме того, для детей с церебральным параличом характерен так называемый невропатический вариант психического инфан­тилизма. Основные характеристики этих детей включают: несамо­стоятельность, повышенную внушаемость, пугливость, неуверен­ность в своих силах, чрезмерную зависимость от матери, трудно­сти адаптации к новым условиям.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке