Содержание
-
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр ребёнка – детский сад г. Покачи ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ДЕТСКОГО САДА Подготовила: педагог-психолог Е.М Козакова
-
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью.
-
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
-
Перечень основной документации по инклюзивному образованию в МАДОУ ЦРР-д/с 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.12 № 273-ФЗ ст.41. 2. Статья федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ. 3. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам дошкольного образования» от 30.08.2015 № 1014. 4. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального, общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.13 №1015. 5. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры « О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов на воспитание, обучение и образование, прав инвалидов на образование и о компенсации затрат муниципальным дошкольным образовательным организациям, реализующим образовательную программу дошкольного образования, за присмотр и уход за детьми-инвалидами в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 02.12.2005 № 115-оз. 6. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 01.07.2013 №68-оз. 7. Приказ «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по организации инклюзивного образования и созданию специальных условий для получения дошкольного и общего образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в городе Покачи на 2016-2018 годы» от 31.08.2016 №226-о.
-
Принципы инклюзивного образования:1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.2. Каждый человек способен чувствовать и думать.3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.4. Все люди нуждаются друг в друге.5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
-
Специальные образовательные условия
Создание индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы; Использование специальных методов и приемов, облегчающих усвоение учебного материала; Введение специальных коррекционных курсов, включение в процесс обучения коррекционно-развивающих упражнений; Обеспечение трудовой подготовки.
-
Охранительный режим
Охранительный режим – режим, щадящий нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающий его от излишнего перевозбуждения и утомления. Условия: четкий режим дня; предотвращение перегрузок; создание в детском коллективе атмосферы принятия ребенка с ОВЗ; профилактика и снятие конфликтных ситуаций.
-
Принципы работы с детьми с ОВЗ: Соблюдение интересов ребёнка (позиция педагогов работающих с детьми с ОВЗ). Системность (единство диагностики, коррекции и развития, всесторонний многоуровневый подход педагогов и специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка). Непрерывность (гарантия ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению). Вариативность (создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими недостатки в физическом или психическом развитии. Рекомендательный характер оказания помощи (соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения).
-
Цель: создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальная адаптация.Задачи: 1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.2. Определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.3. Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности.4. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.5. Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных или групповых занятий для детей. 6. Реализация мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ.7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям).
-
Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ: • Трудности взаимодействия с окружающей средой, прежде всего, с окружающими людьми; • Нарушения развития личности; • Маленькая скорость приема и переработки сенсорной информации; • Недостатки словесного опосредствования (например, затруднения в формировании словесных обобщений и в номинации объектов); • Недостатки развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации); • Замедленный темп психического развития в целом; . Повышенная утомляемость, высокая истощаемость.
-
Специфические особенности детей с нарушениями зрения • Ограничения зрительного восприятия, вызванные слепотой или слабовидением, неизбежно приводят к снижению его скорости, точности, полноты, возникновению трудностей в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, что обусловливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных и групповых объектов, замедленность и нечеткость их опознания; • Все это затрудняет формирование предметных и пространственных представлений, образных форм психического отражения - образной памяти, наглядно- образного мышления, воображения, нарушает соотношение образного и понятийного в мыслительной деятельности; • У детей с нарушениями зрения неодинаковы темпы и уровень сформированности различных видов восприятия (зрительное, слуховое, осязательное и др.) наблюдается диспропорциональность в их становлении.
-
Специфические особенности развития детей с нарушениями зрения • Специфические особенности общения (вербализм (абстрактное рассуждение), формализм, отсутствие эмоциональности и выразительности речи, преобладание монологической речи и др.); • Особенности психофизического развития (отставание в развитии, нарушение и своеобразие развития двигательной активности; нарушение осанки, походки, положения тела при ходьбе и др.); • Имеет место своеобразие эмоционально-волевой сферы, нарушение социальных отношений, ограничению поступающей извне информации и возникновению негативных социальных установок (избегание зрячих, иждивенческие настроения, неадекватное ситуативное поведение др.).
-
ООП детей с нарушениями зрения • Потребность в формировании адекватных зрительных образов; • Потребность в навыках различного рода пространственной ориентировки (на своем теле, рабочей поверхности, микро- и макропространстве и др.), выработке координации глаз-рука, мелкой и крупной моторики; • Специфическую потребность в формировании навыков письма и чтения, в том числе на основе шрифта Брайля и с применением соответствующих технических средств письма, в пользовании соответствующими компьютерными программами; • Потребность в специальном развитии познавательной, интеллектуальной деятельности с опорой на сохранные анализаторы; • Существует особая потребность обучающихся с нарушениями зрения в овладении широким спектром практических навыков; • Потребность в формировании целого ряда социальных и коммуникативных навыков, в развитии эмоциональной сферы в условиях ограничения зрительного восприятия. Специфические закономерности развития.
-
Специфические закономерности развития детей с нарушениями слуха • На уровне продуцирования - нарушения произношения; недостаточное усвоение звукового состава слова, которое проявляется в ошибках при произнесении и написании слов; • На лексическом уровне – ограниченный словарный запас, неточное понимание и неправильное употребление слов, зачастую связанное с неполным овладением контекстным значением; • На грамматическом уровне – недостатки грамматического строя речи, особенности в усвоении и воспроизведении речевых (грамматических) конструкций; • На синтаксическом уровне – трудности восприятия предложений с нетрадиционным/инвертным порядком слов/словосочетаний и ограниченном понимании читаемого текста. Нарушение слухового восприятия и возникающее в результате этого недоразвитие речи создают своеобразие в познавательном и личностном развитии такого ребенка.
-
Значимые для организации образовательного процесса особенности развития детей с нарушениями слуха • Сниженный объем внимания, низкий темп переключения, меньшая устойчивость, затруднения в его распределении; • Преобладание образной памяти над словесной, преобладание механического запоминания над осмысленным; • Превалирование наглядных форм мышления над понятийными, зависимость развития словесно-логического мышления от степени развития речи обучающегося; • Непонимание и трудности дифференциации эмоциональных проявлений окружающих, обедненность эмоциональных проявлений; • Наличие комплекса негативных состояний – неуверенность в себе, страх, гипертрофированная зависимость от близкого взрослого, завышенная самооценка, агрессия; • Приоритетное общение с учителем и ограничение взаимодействия с одноклассниками.
-
ООП детей с нарушениями слуха • Потребность в обучении слухо-зрительному восприятию речи, в использовании различных виды коммуникации; • Потребность в развитии и использовании слухового восприятия в различных коммуникативных ситуациях; • Потребность в развитии всех сторон и видов словесной речи (устная, письменная); • Потребность формирования социальной компетенции.
-
Закономерности развития детей с НОДА • У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций; • В структуре двигательного дефекта у детей с церебральным параличом особое место занимают нарушения функций рук; • Двигательные нарушения оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи; • Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей. К ним относятся: неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций; выраженность астенических проявлений (повышенная утомляемость, истощаемость всех нервно-психических процессов); сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире; • При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно- суставного чувства существенно сказываются на восприятии в целом, ограничивают объем информации, затрудняют интеллектуальную деятельность детей с церебральными параличами.
-
Особенности развития детей с НОДА • Выраженность психоорганических проявлений – замедленность, истощаемость психических процессов; • Трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти; • Низкая познавательная активность, проявляющейся в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов; • Расстройства эмоционально- волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций; • Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим. Нарушения поведения отмечаются не у всех детей с церебральным параличом; у детей с сохранным интеллектом – реже, чем у умственно отсталых; • Нарушения формирования личности: личностная незрелость; астенические проявления; псевдоаутические проявления.
-
ООП обучающихся с НОДА • Потребность в раннем выявлении нарушений и максимально раннем начале комплексного сопровождения развития ребенка; • Потребность в регламентации деятельности с учетом медицинских рекомендаций (соблюдение ортопедического режима); • Потребность в особой организации образовательной среды, характеризующейся доступностью образовательных и воспитательных мероприятий; • Потребность в использовании специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания (в том числе специализированных компьютерных технологий, н-р, «КИД/Малыш»), обеспечивающих реализацию «обходных путей» развития, воспитания и обучения; • Потребность в адресной помощи по коррекции двигательных, речевых и познавательных и социально-личностных нарушений; • Потребность в индивидуализации образовательного процесса с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений; • Потребность в максимальном расширении образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации с учетом психофизических особенностей детей указанной категории.
-
Закономерности психического развития детей с ЗПР • Для всех детей с ЗПР характерно запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения), эмоциональная незрелость, неравномерность развития отдельных психических функций, функциональный, обратимый характер нарушений; • Характерно наличие частичного (парциального) недоразвития интеллектуальных функций (преимущественно, так называемых, предпосылок интеллекта) и (или) личности (в первую очередь эмоционально-волевой сферы и иерархии мотиваций); • Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.
-
Особенности детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать в образовательном процессе • Незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов; • Преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов; • Низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности; • Ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире; • Снижение работоспособности; повышенная истощаемость; • Неустойчивость внимания; низкий уровень развития восприятия; • Ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью; • Расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля; • Отставание в развитие всех форм мышления; • Недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти над абстрактно-логической, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти.
-
ООП обучающихся с ЗПР • В побуждении познавательной активности; • В расширении кругозора, формирование представлений об окружающем мире; • В формировании общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов); • В совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.), • В формировании, развитии у детей целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности; • В развитии личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки; • В развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов; • В усилении регулирующей функции слова, формировании способности к речевому обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых действий; • в сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов. Закономерности развития детей.
-
Закономерности развития детей с умственной отсталостью • Нарушение высших психических функций − отражения и регуляции поведения и деятельности, что выражается в деформации познавательных процессов, при которой страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Все это приводит к нарушению социальной адаптации умственно отсталых людей в обществе; • В физическом развитии дети отстают от нормально развивающихся сверстников.
-
Особенности развития детей с умственной отсталостью Внимание умственно отсталых детей характеризуется рядом особенностей: трудностью привлечения, невозможностью длительной активной концентрации, неустойчивостью, быстрой и легкой отвлекаемостью, рассеянностью, низким объемом. На уроке такой ребенок может показаться внимательным, но при этом совершенно не слышать объяснений учителя; Нарушены все виды восприятия; Страдает как произвольное, так и непроизвольное запоминание; Недоразвитие речи; Недоразвитие мыслительной деятельности. Основным недостатком является слабость обобщений. Мышление характеризуется тугоподвижностью.
-
Закономерности развития детей с умственной отсталостью Эмоциональная сфера умственно отсталых детей характеризуется незрелостью и недоразвитием. Эмоции недостаточно дифференцированы: переживания примитивны, полюсны (дети испытывают удовольствие или неудовольствие, а дифференцированных, тонких оттенков переживаний почти не наблюдается). Реакции зачастую неадекватны, непропорциональны воздействиям окружающего мира по своей динамике. У некоторых детей наблюдаются чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам, стереотипность и инертность эмоциональных переживаний, у других – чрезмерная легкость, поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому.
-
Закономерности развития детей с умственной отсталостью У умственно отсталых детей нарушены волевые процессы; они безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинять ее определенной цели; Полоролевая идентификация формируется под влиянием психического недоразвития и зависит от уровня интеллекта: чем более грубыми являются поражения ЦНС, тем слабее выражен процесс самоотождествления.
-
ООП обучающихся с умственной отсталостью Доступности содержания учебного материала. Содержание обучения должно быть адаптировано с учетом их возможностей; Специфические методы и приемы, облегчающие усвоение учебного материала. Например, метод маленьких порций; Развитие мотивации к учению и познавательных интересов; Формирование социальной компетентности; Коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики; Формирование учебных умений; Необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого; Охранительный режим.
-
Потребность в обеспечении доступности учебного материала; Развитие мотивации к учению и познавательных интересов; Формирование социальной компетентности; Коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики; Формирование учебных умений; Необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого; Охранительный режим. Особые образовательные потребности детей с нарушением интеллектуального развития
-
Специфические оосбенности развития обучающихся с ТНР • Строгое ограничение активного словаря, стойкие аграмматизмы, несформированность навыков связного высказывания, тяжелые нарушения общей разборчивости речи; затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи; • Снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь); • Оптико-пространственный гнозис - на более низком уровне развития. Пространственные нарушения обуславливают выраженные и стойкие расстройства письменной речи (дислексию, дисграфию), нарушения счета (акалькулию); • Снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания; • Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления.
-
Специфические закономерности развития обучающихся с ТНР. Учебная деятельность детей с ТНР отличается замедленным темпом восприятия учебной информации, сниженной работоспособностью, затруднениями в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными анализаторами; трудностями в организации произвольной деятельности, низким уровнем самоконтроля и мотивации, возможным ослаблением памяти, отклонениями в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности, нарушениями мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации; Несовершенство устной речи препятствует полноценному усвоению программного материала по русскому языку, что создает неблагоприятные условия для формирования письменной речи; Ситуация неуспеха в освоении столь значимого для социального окружения родного языка приводит к резкому снижению мотивации к преодолению не только речевого недоразвития, но и ко всему процессу обучения в целом; Несформированность рече-языковых и коммуникативных навыков у учащихся с ТНР обуславливает проблемы их обучения, негативно отражается на формировании самооценки и поведения детей, приводит к школьной дезадаптации.
-
ООП обучающихся с ТНР • Потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным), особенно у детей с низким уровнем речевого развития (моторной алалией); в формировании социальной компетентности; • Развитие всех компонентов речи, рече-языковой компетентности. Трудности в усвоении лексико-грамматических категорий создают потребности в развитии понимания сложных предложно-падежных конструкций, в целенаправленном формировании языковой программы устного высказывания, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования, связной диалогической и монологической речи; дети с ТНР нуждаются в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодики; • Формирование навыков чтения и письма; • Развитие навыков пространственной ориентировки; • Обучающиеся с ТНР требуют особого индивидуально- дифференцированного подхода к формированию образовательных умений и навыков.
-
Специфические особенности развития обучающихся с РАС Наиболее часто при РАС проявляются: трудности обучения в частности и формирования произвольного и целенаправленного поведения в целом, нарушения сна и приема пищи, нарушения взаимодействия с близкими взрослыми (например, симбиотическая связь между ребенком и матерью), нарушения активности, высокая вероятность появления дезадаптивного поведения; К началу школьного возраста отмечается высокая вариабельность в развитии социальной, речевой, познавательной сферы детей с РАС.
-
Специфические особенности развития обучающихся с РАС Общими для всех детей этой категории являются трудности социального взаимодействия, которые проявляются в значительном ограничении возможности формирования общения с другими людьми; У всех детей с РАС отмечаются стойкие трудности с пониманием и с использованием невербальных средств общения; Наличие болезненной гиперстензии; Наличие аутостимуляций как способ «уйти» от дискомфорта; Недостаточность сенсорной интеграции, фрагментарность представлений о собственном теле приводят к недостаточности точных, произвольных движений; Свойственная детям с РАС асинхрония в психическом развитии приводит к тому, что один и тот же ребенок может демонстрировать высокие способности в освоении одной учебной дисциплины (например, связанной с сверхинтересами ребенка), средний уровень освоения другой учебной дисциплины и стойкую неуспешность в третьей; Общими трудностями, характерными для обучения детей с РАС, являются трудности понимания художественных текстов, понимания сюжетных линий рассказа, даже при очень высокой технике чтения.
-
ООП обучающихся с РАС Потребность в индивидуализированной «подготовке» к школьному обучению; В специальной работе по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего; В создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка; В четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка; В дозировании введения в его жизнь новизны и трудностей; В специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем; В постоянной помощи ребенку на уроке в осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающем их механического использования для аутостимуляции.
-
ООП детей с РАС В индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения; Потребность в определении форм и содержания психолого-педагогической поддержки семьи; Потребность в особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка.
-
Компетенции педагога предполагают:
1. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка посредством: - создания позитивного психологического и морально-нравственного климата в группе, условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья; - проявления чуткости к интересам и возможностям детей; 2. Непосредственного общения с каждым ребёнком: - организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
-
3. Построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, которое должно обеспечить: - вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий; - уважение индивидуальности каждого ребёнка, его право быть не похожим на других; - недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; - широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое время и пространство и используя ресурсы полифункциональной и трансформируемой предметной образовательной среды; - условия для овладения культурными средствами деятельности, находящимися в зоне ближайшего развития детей; организацию видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества; 4. Открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников: - непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; - взаимодействие с семьёй по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.