Содержание
-
Трехчастная форма построения музыкальных произведений 7 класс Автор презентации учитель музыки и МХК Решетникова С.Г. Решетникова Светлана Георгиевна
-
Весь видимый нами мир имеет чёткие границы и формы. В музыке, как и в речи (и в любом другом виде искусства) форма просто необходима для чёткого выражения определённых мыслей и настроений. Решетникова Светлана Георгиевна
-
Форма– это то, что имеет отношение к конструкции произведения, к принципам его строения, к последовательности проведения в нём музыкального материала. Решетникова Светлана Георгиевна
-
трехчастная форма (ABA),состоящая из трех периодов, где А— представляет собой изложение музыкальной темы; В — развитие темы А или новый контрастный материал; А — реприза, точное или измененное повторение части А. Решетникова Светлана Георгиевна
-
Трехчастна форма является один из самых популярных принципов построения музыкального произведения. Произведения, написанные в простой трехчастной форме, можно найти в репертуаре каждого музыканта: это пьесы, танцы, марши, романсы, произведения для оркестра, части или разделы крупных сочинений. Огромное количество примеров на простую и сложную 3-х частную форму содержится в произведениях Д.Б.Кабалевкого, С.В.Рахманинова, П.И.Чайковскогои многих других композиторов. Решетникова Светлана Георгиевна
-
Эта форма как нельзя лучше отвечает главным задачам музыкального произведения: высказать музыкальную мысль (в первом периоде), потом развить её или сделать маленькое отступление в сторону (в среднем разделе), а затем снова вернуться к основной мысли и утвердить её (в репризе). Решетникова Светлана Георгиевна
-
Д.Б.Кабалевский Рассмотрим пример, где середина развивает основную музыкальную мысль. В пьесе Кабалевского «Клоуны» музыкальная мысль первого периода — это весёлая игра мотивов, мажорного и минорного (первое предложение), и забавные скачки то на соль-диез, то на соль-бекар (второе предложение): Решетникова Светлана Георгиевна
-
Allegro В среднем разделе та же игра. Но «жонглирование» мотивами не просто повторяется, а развивается: они теперь «закручены в другую сторону» Решетникова Светлана Георгиевна
-
А во втором предложении происходит новое «событие». Может быть, клоуны поссорились, а может, чего-то испугались. Минорные фразы резко взмывают вверх, поддержанные тяжёлыми, гармонически напряжёнными аккордами. Это кульминация, которая развивает всё ту же музыкальную мысль (и ритм, и интонационные изгибы шестнадцатых уже встречались нам в первом разделе), но с другим оттенком. Решетникова Светлана Георгиевна
-
Но сумрак кульминации очень быстро рассеивается, и наступает реприза. Она почти точно повторяет первый период, но во втором предложении скачки направлены не вниз, а вверх. Решетникова Светлана Георгиевна
-
С.В.Рахманинов До сих пор шла речь о простой репризной трёхчастной форме. Но бывает и безрепризная. Она встречается гораздо реже, в основном в танцевальной музыке. В такой форме написана "Итальянская полька" Сергея Васильевича Рахманинова. Три периода - три разных малюсеньких полечки. Решетникова Светлана Георгиевна
-
Тема первого периода Решетникова Светлана Георгиевна
-
Тема второго периода Решетникова Светлана Георгиевна
-
Тема третьего периода Решетникова Светлана Георгиевна
-
Отличие этой формы от Неаполитанской песенки Чайковского? Здесь нет противопоставления двух первых периодов третьему. Каждый период достаточно самостоятелен, в то же время их объединяет общая фактура, единый темп, одна тоника, правда, в двух последних периодах «перекрашенная» из минора в мажор. Любая музыкальная форма определяется прежде всего на слух. В Неаполитанской песенке Чайковского и Итальянской польке Рахманинова схемы совпадают, но звучат эти формы по-разному. Решетникова Светлана Георгиевна
-
П.И.Чайковский Посмотрим в «Детском альбоме» Неаполитанскую песенку. Это тоже обработка итальянской народной песни, которую Чайковский услышал в Неаполе. Эту же музыку он использовал в балете «Лебединое озеро», и там она называется Неаполитанский танец. Так начинается первый период Неаполитанской песенки: Решетникова Светлана Георгиевна
-
. Тихо Решетникова Светлана Георгиевна
-
Затем идёт ещё один период: В этом периоде другая мелодия, но фактура и характер музыки остаются прежними. Решетникова Светлана Георгиевна
-
А после этого появляется ещё один период: здесь меняются и темп, и фактура, и характер мелодии. В первых двух периодах мелодия была песенная, её так и хочется спеть. Здесь же мелодия слишком быстрая, неудобная для пения, её легче сыграть на каком-нибудь инструменте Решетникова Светлана Георгиевна
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.