Презентация на тему "Форма в музыке. Трехчастная форма построения музыкальных произведений." 7 класс

Презентация: Форма в музыке. Трехчастная форма построения музыкальных произведений.
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.54 Мб). Тема: "Форма в музыке. Трехчастная форма построения музыкальных произведений.". Предмет: музыка. 19 слайдов. Для учеников 7 класса. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    19
  • Аудитория
    7 класс
  • Слова
    музыка
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Форма в музыке. Трехчастная форма построения музыкальных произведений.
    Слайд 1

    Трехчастная форма построения музыкальных произведений 7 класс Автор презентации учитель музыки и МХК Решетникова С.Г. Решетникова Светлана Георгиевна

  • Слайд 2

    Весь видимый нами мир имеет чёткие границы и формы. В музыке, как и в речи (и в любом другом виде искусства) форма просто необходима для чёткого выражения определённых мыслей и настроений. Решетникова Светлана Георгиевна

  • Слайд 3

    Форма– это то, что имеет отношение к конструкции произведения, к принципам его строения, к последовательности проведения в нём музыкального материала. Решетникова Светлана Георгиевна

  • Слайд 4

    трехчастная форма (ABA),состоящая из трех периодов, где А— представляет собой изложение музыкальной темы; В — развитие темы А или новый контрастный материал; А — реприза, точное или измененное повторение части А. Решетникова Светлана Георгиевна

  • Слайд 5

    Трехчастна форма является один из самых популярных принципов построения музыкального произведения. Произведения, написанные в простой трехчастной форме, можно найти в репертуаре каждого музыканта: это пьесы, танцы, марши, романсы, произведения для оркестра, части или разделы крупных сочинений. Огромное количество примеров на простую и сложную 3-х частную форму содержится в произведениях Д.Б.Кабалевкого, С.В.Рахманинова, П.И.Чайковскогои многих других композиторов. Решетникова Светлана Георгиевна

  • Слайд 6

    Эта форма как нельзя лучше отвечает главным задачам музыкального произведения: высказать музыкальную мысль (в первом периоде), потом развить её или сделать маленькое отступление в сторону (в среднем разделе), а затем снова вернуться к основной мысли и утвердить её (в репризе). Решетникова Светлана Георгиевна

  • Слайд 7

    Д.Б.Кабалевский Рассмотрим пример, где середина развивает основную музыкальную мысль. В пьесе Кабалевского «Клоуны» музыкальная мысль первого периода — это весёлая игра мотивов, мажорного и минорного (первое предложение), и забавные скачки то на соль-диез, то на соль-бекар (второе предложение): Решетникова Светлана Георгиевна

  • Слайд 8

    Allegro В среднем разделе та же игра. Но «жонглирование» мотивами не просто повторяется, а развивается: они теперь «закручены в другую сторону» Решетникова Светлана Георгиевна

  • Слайд 9

    А во втором предложении происходит новое «событие». Может быть, клоуны поссорились, а может, чего-то испугались. Минорные фразы резко взмывают вверх, поддержанные тяжёлыми, гармонически напряжёнными аккордами. Это кульминация, которая развивает всё ту же музыкальную мысль (и ритм, и интонационные изгибы шестнадцатых уже встречались нам в первом разделе), но с другим оттенком. Решетникова Светлана Георгиевна

  • Слайд 10

    Но сумрак кульминации очень быстро рассеивается, и наступает реприза. Она почти точно повторяет первый период, но во втором предложении скачки направлены не вниз, а вверх. Решетникова Светлана Георгиевна

  • Слайд 11

    С.В.Рахманинов До сих пор шла речь о простой репризной трёхчастной форме. Но бывает и безрепризная. Она встречается гораздо реже, в основном в танцевальной музыке. В такой форме написана "Итальянская полька" Сергея Васильевича Рахманинова. Три периода - три разных малюсеньких полечки. Решетникова Светлана Георгиевна

  • Слайд 12

    Тема первого периода  Решетникова Светлана Георгиевна

  • Слайд 13

    Тема второго периода  Решетникова Светлана Георгиевна

  • Слайд 14

    Тема третьего периода  Решетникова Светлана Георгиевна

  • Слайд 15

    Отличие этой формы от Неаполитанской песенки Чайковского? Здесь нет противопоставления двух первых периодов третьему. Каждый период достаточно самостоятелен, в то же время их объединяет общая фактура, единый темп, одна тоника, правда, в двух последних периодах «перекрашенная» из минора в мажор. Любая музыкальная форма определяется прежде всего на слух. В Неаполитанской песенке Чайковского и Итальянской польке Рахманинова схемы совпадают, но звучат эти формы по-разному. Решетникова Светлана Георгиевна

  • Слайд 16

    П.И.Чайковский Посмотрим в «Детском альбоме» Неаполитанскую песенку. Это тоже обработка итальянской народной песни, которую Чайковский услышал в Неаполе. Эту же музыку он использовал в балете «Лебединое озеро», и там она называется Неаполитанский танец. Так начинается первый период Неаполитанской песенки: Решетникова Светлана Георгиевна

  • Слайд 17

    . Тихо Решетникова Светлана Георгиевна

  • Слайд 18

    Затем идёт ещё один период: В этом периоде другая мелодия, но фактура и характер музыки остаются прежними. Решетникова Светлана Георгиевна

  • Слайд 19

    А после этого появляется ещё один период: здесь меняются и темп, и фактура, и характер мелодии. В первых двух периодах мелодия была песенная, её так и хочется спеть. Здесь же мелодия слишком быстрая, неудобная для пения, её легче сыграть на каком-нибудь инструменте Решетникова Светлана Георгиевна

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке