Содержание
-
История гитары от древних времен до современности
Выполнил: преподаватель ДШИ п. Приаргунск Сурина Оксана Владимировна
-
Раннее изображение гитары
Самое раннее изображение инструмента, похожего на гитару, относится ко II веку. Это рисунок на барельефе, который украшал надгробную стелу в Мериде (Испания).
-
Инструмент в эпоху Возрождения
Начиная с Х века изображение струнных инструментов становится общепринятым. Инструменты этого периода еще совмещали в себе черты, которые в эпоху Возрождения распределятся между различными видами щипковых - такими, как виола, виуэла и гитара. Гитара имела четыре двойные струны (четыре хора). Следуя своей фантазии, исполнители играли на ней пальцами, плектром или смычком.
-
Гитара в 13 веке в Испании
- В XIII веке гитара была уже широко известной в Испании.
- Она становится народным инструментом, применяется для сольной игры, аккомпанемента пению и сопровождения танцев.
-
Мавританская гитара
- овальной формы, во многих чертах сходна с инструментами, представленными в манускриптах Беатуса: её нижняя дека выпукла, металлические струны прикреплены у основания корпуса. Играли на ней преимущественно с помощью плектра, что вызывало резкость звучания, на которую жаловались современники.
- Вопреки существующему мнению гитара не находит широкого распространения среди деревенских музыкантов, но привлекает коронованных особ.
-
Латинская гитара
- овальная в нижней части, суживающаяся по направлению к грифу, имеет плоскую нижнюю деку. Жильные струны защипывают обычно пальцами. Ее слишком мягкое звучание не подходит для аккомпанирования пению – этот инструмент предпочитают любители утонченной музыки.
- Благодаря особенностям своей конструкции и звучанию, латинская гитара оказывается более близкой предшественницей современной классической гитары.
-
Гаспара Санса «Руководство по игре на испанской гитаре»
- Во многом это была заслуга испанского композитора Гаспара Санса, который впервые опубликовал «Руководство по игре на испанской гитаре» , где были изложены методика игры, упражнения и табулатуры произведений.
- Во второй половине XVII века в гитарном искусстве Испании вновь наступает период расцвета. Гитару предпочитают другим инструментам, обновляется композиторский стиль.
-
Виуэла
- В XVI веке самым распространенным инструментом была виуэла.
- По приемам игры и внешнему виду виуэла близка к гитаре, но она обладает более узким и выпуклым корпусом.
- С XVI по XVII век наибольшее распространение в Испании получила разновидность виуэлы - виуэла де мано . Ручная виуэла богато украшалась инкрустациями из твердых пород дерева, кости и серебра. Бытовала она в высших слоях испанского общества.
-
Гитара во второй половине 16 века
- Во второй половине XVI века гитарная музыка в Испании пришла к блестящему расцвету.
- В нее все больше стали проникать народные мелодии. Постепенно становилось традицией сочинять вариации к популярным произведениям.
- Эти вариации получили название «диференсиас» (diferencias).
- В них чувствовалась любовь испанцев к украшениям. А по количеству музыкального «орнамента» эти вариации можно сравнить с арабесками Альгамбры.
-
Гитара в первой половине 17 века
В первой половине XVII века, с возникновением гитары с пятью рядами, характер гитарной музыки меняется. В Европе распространяется стиль расгеадо, заимствованный у испанцев. Эта перемена не всем пришлась по душе, например, французский теоретик из Бордо Пьер Трише с сожалением заметил, что гитара теперь служит лишь для музыкального сопровождения танцорам, которые пляшут, «дергаясь всем телом, нелепо и смешно жестикулируя, так что игра на инструменте становится неясной и сбивчивой».
-
Гитара в 17 веке
- К середине XVIII века в истории классической гитары в Европе наступает кризис. В Испании этот кризис объяснялся общим упадком культуры в стране.
- До 1770-х годов гитара сохраняет характерные черты, приобретенные на заре XVII века. Гитара оснащена девятью струнами, которые составляют пять рядов.
- Две низкие струны настраиваются в октаву.
-
Гитара в 18 веке
- Благодаря традиционному пристрастию к инструменту, Испания первая возвращается к профессиональной музыке для гитары.
- Во второй половине XVIII века гитара вновь становится модным инструментом.
- Дальнейшее развитие игры на гитаре в Испании и Европе происходит благодаря композитору и гитаристу
- Фернандо Сору.
- Ф. Сор был прозван «Бетховеном гитары», его глубокая и эмоциональная музыка, мягкая, бархатистая звучность его игры сделали его одним из величайших гитаристов своего времени.
- Музыка Сора стала достоянием истории, многие его гитарные сочинения продолжают жить на концертной эстраде, а его «Школа для гитары» многими оценивается как наиболее выдающееся сочинение, посвященное гитарной исполнительской технике.
-
гитарист Агуадо
- Еще одним блестящим гитаристом того времени был современник и друг Ф. Сора Дионисио Агуадо. Он прославился не только как виртуозный гитарист, но и как талантливый педагог.
- В отличие от мягкого и бархатистого исполнения Сора, манеру игры Агуадо отличал светлый, яркий и блестящий звук. Его творческое наследие включает десятки этюдов, вариаций, фантазий, рондо, в которых отражены его экспериментальные поиски и новаторские приемы игры на гитаре.
-
Гитара в 19 веке
- Блестящие исполнители, добившиеся мирового признания, - это в большинстве своем выходцы из Испании и Италии, вынужденные покинуть родную страну из-за войн.
- Вся Европа охвачена «гитароманией». Любители восхищаются ею, виртуозы разъезжают по всей Европе с концертами, вызывая бурные аплодисменты восторженной публики.
-
- В 1870-х годах в Испании начался подъем в борьбе за возрождение национального искусства. Это движение получило название «Ренасимьенто», и его расцвет пришелся на 80-90-е годы.
- Идейным вдохновителем Ренасимьенто стал композитор, музыковед и фольклорист Фелиппе Педрель.
- В середине 70-х годов он выступил с рядом романтических опер на сюжеты французских писателей, а в следующем десятилетии обратился к глубокому изучению народной и профессиональной музыки Испании.
- В литературном манифесте «За нашу музыку» и ряде критических статей Педрель призывал современных композиторов к всестороннему познанию национальной музыки, к созданию национальной оперы и инструментальной музыки.
-
- В это время начинается возрождение гитарного искусства, и оно было связано с именем испанского гитариста Франсиско Тарреги-Эшеа.
- Он сочинял, перекладывал для гитары произведения знаменитых композиторов – Шопена, Баха, Бетховена, не забывая своих соотечественников – Альбениса, Гранадоса. Наиболее известными произведениями Тарреги считаются «Воспоминания об Альгамбре», «Арабское каприччо» и «Арагонская хота» с вариациями.
-
Гитара в 20 веке
- Несмотря на открытые Таррегой новые возможности гитары, композиторы начинают от нее уходить после его смерти в 1909 году, что приводит к серьезному кризису репертуара, вызывающему разочарованность у гитаристов.
- Лишь ученики Тарреги и некоторые любители продолжали поддерживать престиж своего инструмента. Одним из первых и, пожалуй, самым любимым учеником Тарреги был Мигель Льобет.
-
Еще одним известным учеником Тарреги был Эмилио Пухоль. Пухоль преподавал гитару в Барселонской консерватории, создал пятитомную Школу «Рациональный метод игры на гитаре», а также выпустил большое количество переложений для гитары произведений XVI века, которые с 1926 года начали издаваться в Париже, объединенные в сборник «Библиотека старинной музыки».
-
Андрес Сеговия
- Одним из самых блистательных гитаристов XX века не только в Испании, но и во всем мире, был Андрес Сеговия.
- Основная проблема, которую стремился решить Сеговия – это создание оригинального профессионального репертуара. Он завязывал творческие контакты с другими музыкантами и лично обращался с просьбами ко многим композиторам.
- Благодаря Сеговии в большинстве консерваторий и музыкальных училищ мира был введен класс гитары.
-
Развитие классической гитары происходит и в наши дни
На гитару с нейлоновыми струнами в настоящее время можно установить звукосниматель, использовать электронную обработку звука эффектами. Также на классическую гитару можно установить и полифонический датчик, чтобы использовать MIDI-конвертор, дополняя звучание гитары синтезаторными звукам.
-
Музыка гитары
- Звук гитары, перенесенный через многие столетия, продолжает чаровать, привлекать к себе внимание композиторов как классической, так и эстрадной музыки…
- Именно на них, как и в предшествующие столетия, стоит высокая задача сохранения и утверждения высокого престижа инструмента.
-
Список использованных источников
- Аверин В. А. История исполнительства на русских народных инструментах: Курс лекций. – Красноярск: гос. Ун-т.; Красноярск: КрасГУ, 2002. – 296 с.
- Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 1989 г. – 152 с.
- Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учебное пособие для муз. Вузов и уч-щ. – М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. – 351 с.
- Как научить играть на гитаре. – М.: Издательский дом «Классика XXI», 2006. – 200 с.
- Катанский А. В., Катанский В. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ансамбль, таблицы аккордов. Аккомпанемент песен: Учебно-методическое пособие. – М.: Издатель В. Катанский, 2008. – 248 с.
- Кофанов А. Книга о гитаре. – СПб.: Питер, 2006. – 120 с.
- Нойд В. Самоучитель игры на гитаре / Фредерик Ноуд; пер. с анл. К. А. Давыдова. – М.: Астрель, 2005. – 269 с.
- Сор Ф. Школа игры на гитаре / Ф. Сор; исправлена и дополнена по степени сложности Н. Костом; общ. Ред. Н. А. Ивановой-Крамской; пер. с франц. А. Д. Высоцкого. – Р-н-Д: Феникс, 2007. – 165 с.
- Шумидуб А. Школа гитариста-исполнителя. – М. Изд. А, Шумидуб, 1999 г. – 112 с.