Содержание
-
«Детский альбом» П.И. Чайковского
Музыкальный руководитель:Конева Л.Н.
-
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки...» (В.А.Сухомлинский).
-
Цель: Узнать: почему П.И. Чайковский создавал музыку для детей. Задачи: - Изучить литературные источники по теме. Дать общую характеристику творчеству П.И. Чайковскому. Проследить историю создания «Детского альбома» П.И. Чайковского. - Показать особенности детской музыки в творчестве П.И. Чайковского. Раскрыть значение музыки для детей в творчестве П.И. Чайковского. - Научиться анализировать музыкальные произведения.
-
Гипотеза: П.И. Чайковский сочинял музыку для детей, потому что очень любил детей, чутко, тонко понимал душу ребенка, его чувства, эмоции, настроения; хотел обогатить детский репертуар разнообразной музыкой.
-
1. Жизнь и творчество П.И. Чайковского. (1840-1865)Семья. Начало музыкальной карьеры. (1866-1878) В Московской консерватории. (1880-1890 )Годы странствий. Жизнь в Подмосковье. (1890-1893)Последние годы жизни.
-
Детская тема проходит сквозной линией через все творчество Чайковского. Об этом свидетельствует даже простое перечисление произведений, которые условно можно разбить на две группы. Первая – детский педагогический репертуар («Детский альбом», 12 пьес трудности, «Хор насекомых и цветов»). Вторая – произведения, которые могут быть адресованы детскому восприятию; в них, как правило, использованы сказочные образы и сюжеты (Детские песни, балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица»).
-
2. История создания «Детского альбома». Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. На титульном листе первого издания: "Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей". Эти музыкальные пьесы он сочинил для своего племянника Володи Давыдова, чтобы обучение игре на фортепиано было для него и детей его возраста более интересным.
-
3. По страницам «Детского альбома». Всего в цикле 24 пьесы. Может быть потому, что в сутках 24 часа? А сколько событий, происшествий, историй происходит за весь день у ребёнка! Великое множество! Об этом и рассказывает «Детский альбом» Чайковского. В сборнике просматривается несколько мини-циклов. Детский альбом» был написан летом 1878 года. Это маленькие музыкальные картинки о жизни детей, которые жили давно. Тогда не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Ездили люди не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками на колёсиках, но девочкам, также как и сейчас, дарили красивых кукол в длинных бальных платьях.
-
Первая сюжетная линия связана с пробуждением ребенка и началом дня - "Утренняя молитва", "Зимнее утро", "Мама».
-
Следующий сюжет - игры, домашние забавы ребенка -"Игра в лошадки", "Марш деревянных солдатиков». Игровые образы в цикле ярко передаются в мини-трилогии, посвященные кукле ("Болезнь куклы", "Похороны куклы", "Новая кукла").
-
Композитор находит место и для излюбленной им сферы бытовых танцев -"Вальс", "Мазурка", «Полька»
-
Детские впечатления композитора, его любовь к природе, родине можно выявить ещё в одном мини-цикле "Детского альбома", в котором отчетливо проходит русская тема - " Русская песня", «Мужик на гармонике играет», "Камаринская"
-
Ещё один мини-цикл внутри "Детского альбома", который можно условно назвать "Музыкальный дневник путешествий по разным странам»", поскольку это пьесы ("Итальянская песенка", "Старинная французская песенка", "Немецкая песенка", "Неаполитанская песенка") с явным национальным колоритом
-
Еще один мини-цикл внутри "Детского альбома". Его условно можно охарактеризовать как сказочно-мечтательный мир маленького человека («Баба Яга», «Нянины сказки», «Сладкая грёза»). Завершается сборник пьесой "В церкви"
-
Музыковеды приходят к выводу о том, что создавая этот цикл, кроме обогащения детского репертуара разнообразными по содержанию пьесами, Чайковский параллельно развивал два сюжета: Первый явно отражает жизнь ребенка на протяжении одного дня Второй, скорее скрытый сюжет, символизирует жизнь человека от рождения до ухода Детский альбом» – это цельное произведение, цикл, обладающий определенной программой.
-
4.Заключение. Изучив литературные материалы о жизни и творчестве композитора, историю создания «Детского альбома», выявив выразительные образы в пьесах, созвучные эмоциональному состоянию детей, я сделала такой вывод: Чайковский создавал музыку для детей, потому что: Очень любил детей. Чутко и тонко понимал детей, вникал в мир их детских игр, танцев, фантазий и грёз. Хотел обогатить детский репертуар разнообразными по содержанию пьесами. Хотел создать произведение в какой-то степени автобиографичное, отразив в нем самого себя.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.