Содержание
-
Клод Ашиль Дебюсси (1862-1918)
Что такое импрессионизм в искусстве? Первые импрессионисты – кто они? Звучащие краски и красочные звуки. Что такое живописная музыка?
-
Импрессионизм
Это новое направление в искусстве конца 19-начала 20 века. От французского слова impression – впечатление. Сначала оно возникло в живописи. Художники, работая на открытом воздухе, старались отразить в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира, добиваясь ощущения растворенности предметов в сверкающем солнечном свете, вибрации воздуха. Все это порождало светлую, трепетную живопись.
-
Художник-импрессионист
Клод Дебюсси – один из самых значительных французских композиторов, повлиявших на развитие музыки ХХ века, как классической, так и джазовой. Дебюсси жил и работал в Париже, когда этот город был Меккой интеллектуального и артистического мира. Пленительная и красочная музыка композитора в немалой степени способствовала развитию французского искусства. Биография Ашиль-Клод Дебюсси родился в 1862 году в городе Сен-Жермен-ан-Ле, немного западнее Парижа. Его отец Мануэль был мирным владельцем магазина, но, перебравшись в большой город, окунулся в драматические события 1870 – 1871 годов, когда вследствие Франко-прусской войны произошло восстание против правительства. Мануэль присоединился к мятежникам и был заключён в тюрьму. Тем временем юный Клод начал брать уроки у мадам Моте де Флёрвиль и получил место в Парижской консерватории.
-
Новое течение в музыке Пережив столь горький опыт, Дебюсси проявил себя одним из самых талантливых студентов Парижской консерватории. Дебюсси тоже был так называемым «революционером», часто шокируя учителей своими новыми идеями о гармонии и форме. По этим же причинам он был большим поклонником творчества великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского – ненавистника рутины, для которого в музыке не существовало авторитетов, а на правила музыкальной грамматики он обращал мало внимания и искал свой новый музыкальный стиль. В годы обучения в Парижской консерватории Дебюсси знакомится с Надеждой фон Мекк, известной русской миллионершей и меценаткой, близкой подругой Петра Ильича Чайковского, по приглашению которой в 1879 году совершает своё первое заграничное путешествие по Западной Европе. Вместе с фон Мекк они посетили Флоренцию, Венецию, Рим и Вену. После путешествия по Европе Дебюсси предпринял свою первую поездку по России, где выступал на «домашних концертах» фон Мекк. Здесь он впервые узнал творчество таких великих композиторов как Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский. Вернувшись в Париж, Дебюсси продолжил обучение в консерватории.
-
Клод Моне «Собор в Руане» «Собор в Руане»
-
Вскоре он получил долгожданную Римскую премию за кантату «Блудный сын» и проучился в столице Италии два года. Там же он повстречался с Листом и впервые услышал оперу Вагнера. На Всемирной парижской выставке 1889 года звуки яванского гамелана пробудили его интерес к экзотической музыке. Эта музыка была безумно далека от западной традиции. Восточная пентатоника, или гамма из пяти ступеней, отличающаяся от гаммы, принятой в западной музыке, - всё это привлекало Дебюсси. Из этого необычного источника он почерпнул многое, создавая свой поразительный и замечательный новый музыкальный язык. Эти и другие впечатления сформировали собственный стиль Дебюсси. Два ключевых произведения: «Послеполуденный отдых Фавна», написанный в 1894 году, и опера «Пеллеас и Мелизанда» (1902), явились доказательством его полной зрелости как композитора и открыли новое течение в музыке.
-
Созвездие талантов Париж в первые годы ХХ века был пристанищем для художников-кубистов и поэтов-символистов, а Русский балет Дягилева притягивал целое созвездие блестящих композиторов, художников по костюмам, декораторов, танцоров и хореографов. Это танцовщик-хореограф Вацлав Нижинский, знаменитейший русский бас Фёдор Шаляпин, композитор Игорь Стравинский. В этом мире нашлось место и Дебюсси. Его изумительные симфонические эскизы «Море», его чудеснейшие тетради прелюдий и тетради «Образов» для фортепиано, его песни и романсы – всё это говорит о необычайной оригинальности, отличающей его творчество от других композиторов. После бурной молодости и первого брака, в 1904 году он женился на певице Эмме Бардак и стал отцом дочери Клод-Эммы (Шушу), которую обожал.
-
Поворот судьбы Бесконечно нежный и утончённый музыкальный стиль Дебюсси формировался долгое время. Ему было уже за тридцать, когда он завершил своё первое значительное произведение – прелюд «Послеполуденный отдых фавна», вдохновлённый поэмой своего друга, писателя-символиста Стефана Малларме. Произведение впервые было исполнено в Париже в 1894 году. Во время репетиций Дебюсси постоянно вносил изменения в партитуру, и после первого представления ему, вероятно, оставалось много чего доработать. Приобретая известность Несмотря на все сложности и то, что прелюд был исполнен в конце долгой и утомительной программы, публика почувствовала, что она слышит нечто поразительно новое в отношении формы, гармонии и инструментальной краски, и немедленно вызвала исполнить произведение на бис. С того момента имя композитора Дебюсси стало известно каждому. Непристойный сатир В 1912 году великий русский импресарио Сергей Дягилев решил показать балет на музыку «Послеполуденного отдыха фавна», хореографом-постановщиком и исполнителем которого стал прославленный Вацлав Нижинский. Эротическое изображение образа фавна, или сатира, вызвало некоторый скандал в обществе. Дебюсси, по природе своей закрытый и скромный человек, был разгневан и смущён происшедшим. Но всё это только добавило славы произведению, поставившему его в авангард композиторов современной музыки, а балет завоевал прочное место в мировом классическом репертуаре.
-
С началом войны Интеллектуальная жизнь Парижа пошатнулась с началом Первой мировой войны в 1914 году. К тому времени Дебюсси был уже серьёзно болен раком. Но он всё ещё создавал новую выдающуюся музыку, например фортепианные этюды. Начало войны вызвало у Дебюсси подъём патриотических чувств, в печати он подчёркнуто называл себя «французский музыкант». Он умер в Париже в 1918 году во время обстрела города немцами, всего за несколько месяцев до окончательной победы союзников. Звуки музыки Ноктюрн (nocturne), в переводе с французского – ночной. В XVIII в. – цикл небольших пьес (род сюиты) для ансамбля духовых инструментов или в сочетании их со струнными. Исполнялись вечером, ночью на открытом воздухе (подобно серенаде). Таковы ноктюрны у В. Моцарта, Михаэля Гайдна. С ХIХ в. – музыкальная пьеса певучего, большей частью, лирического, мечтательного характера, как бы навеянная ночной тишиной, ночными образами. Ноктюрн пишется в медленном или умеренном темпе. Средняя часть иногда контрастирует своим более оживлённым темпом и взволнованным характером. Жанр ноктюрна как пьесы для фортепиано создан Филдом (первые его ноктюрны изданы в 1814 году). Широкое развитие этот жанр получил у Ф. Шопена. Ноктюрн пишут и для других инструментов, а также для ансамбля, оркестра. Ноктюрн встречается и в вокальной музыке.
-
«Ноктюрны» Дебюсси закончил три симфонических произведения, в совокупности называемые «Ноктюрны», в самом начале ХХ века. Он заимствовал название у художника Джеймса Макнейла Уистлера, чьим поклонником являлся. Некоторые гравюры и картины художника как раз и назывались «ноктюрнами». В этой музыке композитор выступил как подлинный импрессионист, который искал особые звуковые средства, приёмы развития, оркестровку для передачи непосредственных ощущений, вызванных созерцанием природы, эмоциональных состояний людей. Сам композитор в пояснении к сюите «Ноктюрны» писал, что это название имеет чисто «декоративный» смысл: «Речь идёт не о привычной форме ноктюрна, но обо всём том, что это слово содержит, от впечатлений до особых световых ощущений». Дебюсси однажды признал, что естественным толчком к созданию «Ноктюрнов» послужили его собственные впечатления от современного Парижа. Сюита имеет три части - «Облака», «Празднества», «Сирены». Каждая из частей сюиты имеет свою программу, написанную композитором.
-
«Облака» Триптих «Ноктюрны» открывается оркестровой пьесой «Облака». На мысль назвать так своё сочинение композитора навели не только реальные тучи, которые он наблюдал, стоя на одном из парижских мостов, но и альбом Тёрнера, состоящий из семидесяти девяти этюдов облаков. В них художник передал самые разнообразные оттенки облачного неба. Наброски звучали как музыка, переливаясь самыми неожиданными, едва уловимыми сочетаниями красок. Всё это ожило в музыке Клода Дебюсси. «Облака», - пояснял композитор, - это картина неподвижного неба с медленно и меланхолически проходящими облаками, уплывающими в серой агонии, нежно оттенённой белым светом». Слушая «Облака» Дебюсси, мы как бы сами оказываемся вознесёнными над рекой и рассматриваем однообразно-унылое пасмурное небо. Но в этом однообразии – масса красок, оттенков, переливов, мгновенных изменений. Дебюсси хотел отразить в музыке «медленный и торжественный марш облаков по небу». Извилистая тема у деревянных духовых рисует нам прекрасную, но меланхоличную картину, изображающую небо. Альт, флейта, арфа и английский рожок – более глубокий и тёмный по тембру родственник гобоя – все инструменты добавляют свою тембральную окраску к общей картине. Музыка по динамике лишь едва превышает пиано и, в конце концов, полностью растворяется, словно облака исчезают на небосклоне.
-
«Празднества Спокойные звучания первой части сменяются пиршеством красок следующей пьесы «Празднества». Пьеса строится композитором как сцена, в которой сопоставляются два музыкальных жанра - танец и марш. В предисловии к ней композитор пишет: «Празднества» - это движение, пляшущий ритм атмосферы с взрывами внезапного света, это также эпизод шествия ... проходящего сквозь праздник и сливающегося с ним, но фон остаётся все время - это праздник ... это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма». Связь живописи и музыки была очевидной. Яркая картинность литературной программы находит своё отражение в живописности музыки «Празднеств». Слушатели погружаются в мир, полный звуковых контрастов, затейливых гармоний, игры инструментальных тембров оркестра. Мастерство композитора проявляется в его удивительном даре симфонического развития. Празднества» наполнены ослепительными оркестровыми красками. Яркое ритмическое вступление струнных рисует нам оживлённую картину праздника. В средней части будто слышится приближение парада, сопровождаемое медными и деревянными духовыми, затем звучание уже всего оркестра постепенно нарастает и выливается в кульминацию. Но вот это мгновение исчезает, волнение проходит, и мы слышим только лёгкий шёпот последних звуков мелодии. В «Празднествах» он изобразил картины народных увеселений в Булонском лесу.
-
«Сирены» Третья пьеса триптиха «Ноктюрны» - «Сирены», для оркестра с женским хором. «Это море и его бесчисленные ритмы, - раскрывал программу сам композитор, - затем посреди волн, посеребрённых луной, возникает, рассыпается смехом и затихает таинственное пение Сирен». Немало поэтических строк посвящено этим мифическим существам – птицам с головами прекрасных девушек. Ещё Гомер описал их в своей бессмертной «Одиссее». Чарующими голосами сирены заманивали к острову путешественников, и корабли их гибли на прибрежных рифах, и вот мы можем услышать их пение. Поёт женский хор – поёт с закрытыми ртами. Слов нет – одни звуки, будто рождённые игрой волн, парящие в воздухе, исчезающие, едва возникнув, и снова возрождающиеся. Даже не мелодии, а лишь намёк на них, как мазки на полотнах художников-импрессионистов. И в результате эти звуковые блёстки сливаются в красочную гармонию, где нет ничего лишнего, случайного.
-
Термины
Ноктюрн («ночной») – небольшая пьеса лирического характера. Триптих – это серия из трех пьес, трех картин, трех новелл, объединенные одной идеей, одним характером. Импрессионизм – направление европейской живописи конца 19 века, заключающееся в передаче общего впечатления, которое производят краски предметов и фигур при различном освещении, избегая всяких подробностей в рисунке.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.