Содержание
-
проверка
Намерение написать русскую национальную оперу возникло у М. И. Глинки в Италии. По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план 5-актной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. В 1823 году появилась стихотворная поэма К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», оказавшая заметное влияние на образ главного героя глинкинской оперы. В ходе работы план оперы менялся: задуманная вначале как трехактная, она превратилась в пятиактную, а затем — в 4-актовуюс эпилогом. Весной 1836 года начались репетиции. Премьера состоялась в 1836 году в петербургском Большом театре. Опера была с восторгом принята передовой частью общества. Аристократическая публика, близкая к придворным кругам, отнеслась к опере холодно. Еще в период репетиций по настоянию Николая I название оперы было изменено на «Жизнь за царя»,что должно было придать ей монархическую направленность. Под этим названием опера шла вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. В опере «Иван Сусанин» рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба русских против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села ДомниноИвана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Героями оперы также являются дочь Антонида, приемный сын Ваня, жених Антониды
-
Александр Порфирьевич Бородин(1833-1887гг.)
-
История создания оперы «Князь Игорь»
18 апреля 1869 года на музыкальном вечере у Л.И. Шестаковой В.В. Стасов предложи л композитору в качестве оперного сюжета «Слово о полку Игореве» А. П. Бородин с интересом взялся за работу, побывал в окрестностях Путивля, изучал исторические и музыкальные источники, связанные с описываемым временем.
-
Опера писалась в течении 18 лет, но в 1887 году композитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А.П. Бородина работу завершили Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков. Александр Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую он слышал в авторском исполнении на фортепиано, закончил и оркестровал третье действие. Н.А. Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвёртое действия и половецкий марш.
-
В основу сюжета оперы «Князь Игорь» положена патриотическая поэма Древней Руси «Слово о полку Игореве», дополненная другими историческими документами, летописями
-
эпиграфБ.Асафьев: «Князь Игорь»… опера высокого гражданского звучания…Это одно из тех произведений, которые составляют славу русской музыки».
-
Опера «Князь Игорь»- русская эпическая опера
-
Проблема
Почему….? Почему опера «Князь Игорь» считается эпической?
-
Работа с учебником стр.18-19
Схема строения оперы Главные герои:
-
Проверка
Схема строения оперы Пролог – 1 действие в Путивле – 2 действие в лагере половцев – 3 действие – в лагере половцев – 4 действие – в Путивле Главные герои: русские – Князь с сыном Владимиром, Ярославна, ее брат Владимир Галицкий половцы – хан Кончак, воины
-
События оперы разворачиваются по всем правилам эпического повествования:
Неторопливый зачин Сборы в дальнюю дорогу, зловещее предзнаменование Трудный и долгий путь, роковое событие Тягостный плен Мотив чужедальней стороны Человеческие и природные силы, помогающие герою бежать и спастись Счастливое возвращение на родину
-
ПРОЛОГ
Площадь в Путивле заполнена людьми. Князь готовится к походу против половцев. Народ и бояре величают Игоря, его сына Владимира, князей, дружину, надеются на успешное завершение похода
-
Хор «Солнцу красному слава!»
-
Внезапно темнеет, это солнечное затмение. Люди видят в нём дурное предзнаменование и уговаривают Игоря остаться, но Игорь непоколебим. Здесь в символической форме представлена драматургическая завязка всего дальнейшего действия оперы.
-
-
II действие Ария князя Игоря
Ария князя открывается небольшим вступлением оркестра. Тяжёлые аккорды передают душевные терзания героя. Благородная мелодия, полная глубокой душевности и теплоты, связана в арии князя с воспоминаниями о жене, Ярославне. Перед мысленным взором мелькают картины затмения солнца, горечь поражения, позор плена. Все перечисленные эпизоды арии позволяют почувствовать трагедию переживаемую Игорем.
-
-
Дома
Эскиз к декорации оперы «Князь Игорь»
-
Сцена вторая «Половецкие пляски»
Хор «Улетай на крыльях ветра»
-
Как и Глинка, Бородин, создаёт контрастные образы русских людей и их недугов, с уважением относится к национальным культурам других народов.
-
IV действие
Городская стена и площадь в Путивле. Раннее утро. Ярославна одна на городской стене. Она горько плачет. «Плач Ярославны» В музыкальной характеристике Ярославны композитор не использовал подлинно народные мелодии, но она пронизана народными интонациями таких древних песенных жанров, как плач, причет, причитания
-
В то же время учёный с детства увлекался музыкой и на этом поприще достиг не меньших успехов. Технику композиции Бородин усвоил самостоятельно. В 60-х гг. XIX в. он стал членом кружка «Могучая кучка», возглавлявшего М. А. Балакиревым. А.П.БородинМ.А.Балакирев
-
Вот как описывает те далёкие времена исследователь древнерусской литературы Дмитрий Сергеевич Лихачёв
«Весна 1185 года. Огромная, бескрайняя, проросшая буйной травой дикая степь… Со всех сторон опасность: степь принадлежит тем, кто в ней кочует, кто идёт на сёла и города русских, чтобы захватить детей, женщин, мужчин, поживиться золотом, мехами, тканями, оружием. Степняки объединены… Воюя, они движутся всем народом. Это страшный враг, ужас и проклятие Руси - половцы».
-
I действие картина вторая
Входят думные бояре, друзья Ярославны. Они пришли с плохими новостями (хор «Мужайся княгиня»). Бояре рассказывают, что на Путивль идёт хан Гзак, русская рать разбита, а Игорь вместе с братом и сыном попали в плен. Слышен звон небратского колокола, виднеется зарево пожара.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.