Презентация на тему "Малоизвестные страницы истории белорусской культуры"

Презентация: Малоизвестные страницы истории белорусской культуры
1 из 70
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 9-11 класса на тему "Малоизвестные страницы истории белорусской культуры" по мировой художественной культуре (МХК). Состоит из 70 слайдов. Размер файла 7.3 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

Содержание

  • Презентация: Малоизвестные страницы истории белорусской культуры
    Слайд 1

    Малоизвестные страницы истории белорусской культуры

  • Слайд 2

    В народе говорят, что все проверяется временем, в том числе и талант. Сегодня ты на вершине славы, а завтра… – наоборот. Имена многих деятелей культуры Беларуси затерялись во времени. Судьбы у авторов, представленных произведений разные, но всех их объединяет одно – любовь и служение во благо Родины… Очень важно, чтобы их вклад в историю и культуру Беларуси не был незаслуженно забыт, и их имена знали обычные люди, потому что именно с таких имен начинается история родной страны… Вклад каждого из данных людей по-своему необходим и значим. Труды этих людей заслуживают уважения и бессмертия во времени…

  • Слайд 3

    Витольд Бялыницкий-Бируля

  • Слайд 4
  • Слайд 5

    Витольд КаэтановичБялыницкий-Бируля родился в Могилевской губернии в деревне Крынки 31 января 1872 года. Семья будущего художника жила в сельской местности, поэтому белорусская природа с детства окружала его. Интерес к рисованию мальчик проявил очень рано. С этого момента стал постоянно совершенствоваться в живописи. Родители решили отдать мальчика во Владимирский кадетский корпус. Обучаясь там, Бялыницкий-Бируля параллельно посещал школу живописи Н.И. Мурашко.

  • Слайд 6
  • Слайд 7

    Затем с 1889 по 1897 год он обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были И.М. Прянишников, В.Д. Поленов, С.А. Коровин. Уже в 1897 году творчеством начинающего художника заинтересовался П.М. Третьяков, посетивший выставку, где экспонировалась картина «В окрестностях Пятигорска».

  • Слайд 8

    В 1904 году Бялыницкий-Бируля становится членом Товарищества Передвижных Художественных выставок. С этим объединением творчество художника будет связано долгое время. Особое оформление получает любимый художником «пейзаж настроения». В этом смысле очень важными оказываются технические тонкости исполнения деталей пейзажа. Особенно привлекают художника тихие, спокойные уголки родной природы. Одна из подобных картин – «Весна идет» — принесла художнику средства, которые он смог потратить на путешествие за границу. Эта поездка позволила Бялыницкому-Бируле получить новые знания в живописи, познакомиться с полотнами других мастеров.

  • Слайд 9
  • Слайд 10

    В 1912 году художник поселяется в Тверской губернии, где он приобретает участок. Свою новую усадьбу он именует «Чайкой». Эти места стали для Бялыницкого-Бирули постоянным источником вдохновения. В 1917 году художник открывает школу живописи для крестьянских детей.

  • Слайд 11
  • Слайд 12

    Пейзажи стали главными работами, прославившими художника. На своих полотнах Бялыницкий-Бируля показал красоту разных мест родной страны, его работы всегда отличались тонким психологизмом. В поисках новых мотивов художник путешествует по стране, оттачивая технику пейзажа. Он работает над пейзажами северных красот, создает ряд картин, посвященных Михайловскому, Тригорскому, Ясной Поляне. В 1947 году Бялыницкий-Бируля становится народным художником РСФСР и действительным членом Академии художеств Советского Союза. Художник продолжает работать до конца своих дней. Его картины гармоничны и изысканны по колориту. Личность автора наложила на эти работы явный отпечаток. Скончался Бялыницкий-Бируля 18 июня 1957 года на даче «Чайка». 

  • Слайд 13
  • Слайд 14

    Литература: 1. Бялыніцкі-Біруля : альбом-каталог твораў / уступ. артыкул А.В. Аладавай. - Мн. : Беларусь, 1974. - 135 с. 2. ВітольдБялыніцкі-Біруля [выяўленчыматэрыял] = Витольд Бялыницкий-Бируля = VitoldByalynitsky-Birulya : [альбом] / [аўт. тэкстуі склад. У. І. Пракапцоў ; фота Д. М. Казлова]. - 2-е выд., дап.. - Мн. : Беларусь, 2013. - 26, [1] с., [44] с. каляр. іл.. - (СлавутыямастакізБеларусі) 3 . Гібок-Гібкоўскі, А.С. ВітольдБялыніцкі-Біруля. Жывапісецдзвюх эпох // Народная асвета. - 2010. - № 10. - C. 83-86 4. Карамазаў, В. Зімовы сон : эсэ // Роднае слова. - 2008. - № 1. - С. 104. 5. Карамазаў, В.Ф. З вясноюўадным вагоне; Мой брат духоўны... : аповесці, эсэ, дзеннік / В.Ф.Карамазаў Крыж на зямлііпоўняў небе. - Мн. : Юнацтва, 2002. - 398 с. 6. Крэпак, Б. "Усімсэрцамзвамі, дарагіяземлякі!" : быўшчаслівы, штоўканцыжыццяхадзіў па роднайзямлі... // Культура. - 2010. — 25-31 снежня (№ 52). — С. 15. 7. Туроўнікаў, М.М. ВітольдКаэтанавічБялыніцкі-Біруля / М.М. Туроўнікаў. - Мн. : Дзяржвыд БССР, 1959. - 96 с. 8. Харак, А. ВітольдБялыніцкі-Біруля // Роднае слова. - 2008. - № 1. - С. 105.

  • Слайд 15

    ИванТрофимович (Фомич) Хруцкий

  • Слайд 16
  • Слайд 17

    Иван Трофимович (Фомич) Хруцкий известен как мастер натюрморта и интерьера, портретист. Он родился 27 января 1810 года в местечке Улла Лепельского уезда, Витебкой губернии. Отец будущего художника, Фома Иванович Хруцкий, был греко-католическим священником. Первоначальное художественное образование Иван Трофимович получил в Полоцком высшем училище.

  • Слайд 18
  • Слайд 19

    В 1827 году Хруцкий переезжает в Петербург, где берет уроки живописи у английского живописца Дж. Доу, одновременно посещая Академию художеств вольноприходящим учеником. В 1830-х годах Иван Трофимович поступает в Академию художеств. Преподавателями у него были известные русские художники К.П. Брюллов, М.Н. Воробьёв, А.Г. Варнек, Ф.А. Бруни.

  • Слайд 20

    В ранних работах художника обозначается основное направление его творчества этого периода - работа над натюрмортом, именуемым в официальных документах как «живопись цветов и фруктов». Характерными являются этюды – «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой», датированные 1832 годом. Также следует отметить несколько других подобных работ – «Плоды и птичка» (1833), «Фрукты» (1834), «Виноград и фрукты», «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном». Но постепенно, во второй половине 1830-х годов, Хруцкий переходит от простых композиций к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов: «Натюрморт со свечой», «Цветы и фрукты», «Плоды, фрукты, битая дичь».

  • Слайд 21
  • Слайд 22

    В 1836 году художник получает Большую серебряную медаль за натюрморт «Цветы и плоды»; в тот же год ему было присвоено звание свободного художника. А в 1838 году живописец был удостоен Малой золотой медали за аналогичный натюрморт и картину «Старуха, вяжущая чулок» (1838). В 1839 году Хруцкий получает звание академика по живописи плодов и птиц. На протяжении всего своего творчества Иван Хруцкий занимался также пейзажной живописью. Наиболее известные пейзажи художника - «Вид на Елагином острове в Петербурге» (1839), «Вид в имении» (1847).

  • Слайд 23
  • Слайд 24

    Во второй половине 1840-х годов художник возвращается на родину. С 1845 по 1855 годы Иван Трофимович по большей части выполнял заказы своего покровителя, литовского митрополита Иосифа Семашко. Среди его работ этого периода - иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850-1851).

  • Слайд 25
  • Слайд 26

    Умер Иван ТрофимоваичХруцкий 13 января 1885 года в своем имении Захарничи, близ Полоцка, Витебской губернии. Произведения Хруцкого имеются в различных музеях, в том числе в Третьяковской галерее и Русском музее. Его интерьеры с человеческими фигурами отчасти близки работам художников венециановской школы, от которой, однако, Хруцкого отделяет стремление к эффектности красок и иллюзорности письма, присущее академическому направлению того времени. Особенно это характерно для натюрмортов. В подборе предметов - ярких садовых цветов, красивых плодов, нарядной посуды - и в их трактовке очевидно стремление живописца к условной праздничной декоративности.

  • Слайд 27
  • Слайд 28

    Литература: 1. Дробаў, Л.М. Беларускіямастакі XIX стагоддзя / Л.М. Дробаў. - Мн. : Беларусь, 1971. - 111 с. 2. Иван Фомич Хруцкий, 1810-1885 [Изоматериал] : альбом / авт. текста Н. Усова ; гл. ред. А. Барагамян. - М. : Издат. дом "Комсомольская правда", 2010. - 48 с. 3. Академик живописи, "цветов и фруктов" // Зара (Бешанковічы). - 2010. - 5 лют. - С. 8. 4. Долженкова, Н. "Прошу возвести меня в звание свободного художника..." : [Об Иване Фомиче Хруцком, урож. д. Улла Бешенков. р-на] // Род. природа. - 2002. - №4. - С.36 5. Мастера живописи — уроженцы Беларуси // Архівыісправаводства = Архивы и делопроизводство. - 2015. — № 5. — С. 149—156. 6. Матюшонок, Т. Великие полотна в миниатюре // Народная газета. - 2010. - 10 лют. - С. 14 7. Чаропка, В.К. ІванХруцкі: адкрыццё мастака : (да 200-годдзя з дня нараджэння) // Беларускігістарычнычасопіс. - 2010. - № 1. - С. 3-14.

  • Слайд 29

    Литература: 1. Дробаў Л.М. Беларускіямастакі XIX стагоддзя / Л.М. Дробаў. - Мн. : Беларусь, 1971. - 111 с. Иван Фомич Хруцкий, 1810-1885 [Изоматериал] : альбом / авт. текста Н. Усова ; гл. ред. А. Барагамян. - М. : Издат. дом "Комсомольская правда", 2010. - 48 с.. - (Великие художники: т. 3. Академик живописи, "цветов и фруктов" // Зара (Бешанковічы). - 2010. - 5 лют. - С. 8. 4. Долженкова, Н. "Прошу возвести меня в звание свободного художника..." : [Об Иване Фомиче Хруцком, урож. д. Улла Бешенков. р-на] // Род. природа. - 2002. - №4. - С.36 5. Мастера живописи — уроженцы Беларуси // Архівыісправаводства = Архивы и делопроизводство. - 2015. — № 5. — С. 149—156. 6. Матюшонок, Т. Великие полотна в миниатюре // Народная газета. - 2010. - 10 лют. - С. 14 7. Чаропка, В.К. ІванХруцкі: адкрыццё мастака : (да 200-годдзя з дня нараджэння) // Беларускігістарычнычасопіс. - 2010. - № 1. - С. 3-14. Нарбут Теодор

  • Слайд 30
  • Слайд 31

    Тео́дорНа́рбут (Феодор Ефимович Нарбут) 28 октября (8 ноября) 1784, местечко ШаврыЛидского повета, ныне Вороновский район Гродненской области Беларуси — 14 (26) ноября 1864, Вильна) — военный инженер, историк, публицист, исследователь литовской мифологии; писал на польском языке. Получив первоначальное образование дома, в Шаврах, Теодор Нарбут продолжал учёбу в Лиде, а затем в Виленском университете (1799—1803), на математическо-инженерном факультете. Учился у известных архитекторов того времени Л. Гуцовича и М. Шульца. Изучал инженерное дело в Главной виленской школе, в 1803 году преобразованной в Виленский университет (1799—1803). В 1803 году поступил в петербургский кадетский корпус и до 1812 служил в русской армии инженером. Участвовал в войне России и Пруссии против Франции (1806—1807) и русско-шведской войне (1808—1809). Получил звание капитана. Проектировал и участвовал в строительстве Бобруйской крепости.

  • Слайд 32
  • Слайд 33

    В начале 1810-х годов начал проводить археологические раскопки, собирал и изучал литовские древности, старинные книги и документы, сведения по фольклору и этнографии края. С 1817 года публиковал в периодике статьи о литовских древностях. Поддерживал связи с СимонасомДаукантасом и другими историками и литераторами, занимающимися прошлым Литвы. За историю Литвы в 9 томах (Вильно, 1835—1841) императором Николаем I награждён перстнем с бриллиантом. Спроектировал и содействовал строительству костёла в Эйшишках (1847—1852). Состоял членом Виленской археологической комиссии. Кавалер ордена Святого Владимира 4-й степени, Святой Анны 4-й степени, ордена Святой Анны 2-й степени (1809 (за строительство Бобруйской крепости).

  • Слайд 34
  • Слайд 35
  • Слайд 36

    Немцевич Юлиан

  • Слайд 37
  • Слайд 38

    . Юлиа́нУрсын-Немце́вич - польский писатель, историк и общественный деятель. Родился 16 февраля 1757 года в деревне Скоки около Брест-Литовска. Представитель шляхетского рода Немцевичей Творчество писателя неразрывно связано с его политической деятельностью как идеолога прогрессивной польской шляхты. Выступив первый раз на общественной арене как депутат 4-летнего сейма, он боролся за реформу не только как оратор и публицист (основатель первой в Польше политической газеты), но и как поэт — своими баснями и сценическими произведениями. Громадный успех имела его комедия "Возвращение депутата" (Powrotposla, 1791), в которой на канве любовной интриги дана едкая сатира на крепостническую реакцию. Еще больший успех имела драма "Казимир Великий" (KazimierzWielki, 1792).

  • Слайд 39
  • Слайд 40

    Юлиан Немцевич . принимал участие в Костюшковском восстании, попал в плен при Мацеовицах и, просидев два года в Петропавловской крепости, эмигрировал с Костюшко в Америку, откуда возвращался два раза. Вернувшись окончательно в 1807, Немцевич продолжал писать трагедии, комедии и басни, но более всего прославил себя "Историческими думами" (Spiewihistoryczne, 1816), своего рода поэтической хрестоматией по польской истории. Они оказали большое влияние на творчество поэта-декабриста К. Ф. Рылеева. Последний посвятил Немыцевичу. свои "Думы", некоторые из которых представляют собой перевод "Spiew''oв" ("Глинский"). Исторический роман Н. "Ян из Тенчина" (JanzTeczyna, 1825), написанный в духе Вальтер Скотта, обогатил польскую литературу новой жанровой разновидностью.

  • Слайд 41
  • Слайд 42

    Продолжая отстаивать либеральные идеи, Н. в романе "Лейбе и Сарра" (LeibeiSiora, 1821) проповедует терпимость по отношению к еврейству. Под конец жизни Немцевич стал консерватором, выступал за лояльную политику по отношению к России. После ноябрьского восстания, уже в эмиграции, он продолжал бороться против радикалов и начал писать роман, направленный против Лелевеля и демократов, но не успел закончить его. Скончался 21 мая 1841 года в Париже.

  • Слайд 43
  • Слайд 44

    Литература: 1.Брылеўскі, М. М. ВыхадцызБеларусіўдаследаванняхБліжнягаіДальнягаЗамежжа : вучэбныматэрыял да ўрока № 9 / М. М. Брылеўскі // Геаграфія. - 2015. — № 12. — С. 37—43. 2.Гладышчук, А. Гэтаен, наш ЮльянУрсынНямцэвіч // Настаўніцкая газета. - 2009. - 24 лютага. - С. 4. 3. Яскевіч, С. Вяртаннезнебыцця : адраджаецца палац Нямцэвічаў у Скоках // Звязда. - 2008. - 19 чэрвеня. - С. 3. ^ 4. Мальдис, А. Портреты Немцевичей оказались в Калуге... // СБ. Беларусь сегодня. - 2009. - № 133 (21 июля). - С. 8-9. 5. Кандакоў, Дз. А. ФранкамоўнаялітаратураБеларусі XVIII стагоддзя: да вызначэння поля даследаванняў / Д. А. Кандакоў // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия A, Гуманитарные науки. - 2015. — № 10. — С. 2—7. 6. Грицкевич В.П. Путешествия наших земляков : из истории страноведения Белоруссии / В.П. Грицкевич. - Мн. : Наука и техника, 1968. - 234 с.

  • Слайд 45

    Валентий-ВильгельмВанькович

  • Слайд 46
  • Слайд 47

    14 февраля 1800 - 12 мая 1842 белорусский и польский живописец, представитель романтизма Родился в семье уездного судьи Мельхиора Ваньковича и Схоластики Горецкой, сестры известного польского поэта А. Горецкого. Детские годы прошли в Слепянке (ныне — окрестность Минска). Учился в Полоцком иезуитском коллегиуме, затем в Виленском университете (1818—1824) у Яна Рустемаи в Петербургской Академии художеств (с 1824). Позже жил в собственном минском доме (ныне ул. Интернациональная, дом сохранился), где бывали С. Манюшко, ВинцентДунин-Марцинкевичи др. Имел усадьбу в тогдашнем пригороде Минска Слепянке (дом в основном сохранился), где устроил мастерскую. В 1839 выехал за границу.

  • Слайд 48
  • Слайд 49

    Творчество Первым учителем Ваньковича в живописи был будущий генерал ордена иезуитов ГабриэльГрубер, миниатюрист. Уроженец Вены, он много рисовал для польского короля станислава Августа. Молодой Ванькович в свободное от учёбы время читал старые книги, собранные в библиотеке иезуитов, и копировал картины, находящиеся в монастыре. Заканчивая шестой класс, он уже умел рисовать миниатюры и портреты маслом, совершенствуя рисунок и цвет. Но только Вильнодал по настоящему проявиться таланту 16-ти летнего юноши. Он записался в университет Стефана Батория, и его приняли на факультет рисования после представления своих работ. Вскоре, на первой художественной выставке факультета изящных искусств, молодой художник получает широкое признание своего творчества, превосходя своих коллег получением первой награды.

  • Слайд 50
  • Слайд 51

    Около 1821 года Ванькович знакомится в университете с А. Мицкевичем. Они слушали один и тот же курс лекций, быстро подружились. Их отношения стали особо близки после того, как миниатюра панны Верещаковской, которая очень нравилась Мицкевичу, попала в его руки. За это поэт поблагодарил художника стихотворением «Domalarza» («Художнику»). От этого времени остался пастельный рисунок Мицкевича с натуры. Позже направляется на обучение в Петербург. Здесь он приобретает все большее признание. После четырёх лет кропотливого обучения возвращается обратно с золотой медалью. После 1830 года рисование миниатюр перестало интересовать художника, его привлекало теперь только историческая тематика, и только в этом направлении он хотел работать. Однако и до его имения в Слепянке дошло влияние науки Анджея Товяньского. Это негативно отразилось на творческом запале художника. Вначале в нём ещё был жив давний энтузиазм. Ванькович был человеком амбициозным, но успехи в Вильно и Петербурге не имели продолжения. Однако, в сорокалетнем художнике вновь пробудилась жажда новых успехов. Он оставил свой дом и страну, и уехал за границу. В Париже он приобщился к польской эмигрантской среде, вновь оказался близ Мицкевича. Здесь Ванькович подпал под сильное влияние мистицизма и товианизма. Единственным настоящим другом среди этой духовной борьбы оставался Мицкевич, к которому он переехал в последние дни своей жизни.

  • Слайд 52
  • Слайд 53

    Творчество связано с художественной жизнью Беларуси и Польши. Автор портретов А. Мицкевича, А. Горецкого, М. Шимановской, К. Липинского, Э. и С. Хоминских, А Товянского, А. Монюшко и др. Примечательны картины «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году», «Мицкевич на скале Аю-Даг» (1828), «Наполеон у костра» (1834). Среди работ литографии «Автопортрет», «Голова старика», рисунки «Вид руин в Италии», «Пейзаж» и др. Семья жена — АнеляРостоцкая Сыновья: Адам-Викентий Казимир-Адам Ян-Эдвард Ванькович (1838—1899), один из руководителей польского восстания 1863—1864.

  • Слайд 54

    Литература: 1. Берасцень, С. ВяртаннеВаньковіча // Літаратураімастацтва. - 2010. - № 42 (22 кастрычніка). - С. 14. 2. Ваньковичи / [сост. Н. А. Голубева, Н. М. Усова, Л. В. Языкович ; редкол.: Т. В. Белова и др.]. - Мн. : Беларус. Энцыкл. імя П. Броўкі, 2012. - 442, [13] с. 3. Гибок-Гибковский, А. Маэстро Валентий // СБ. Беларусь сегодня. - 2008. - 19 сентября. - С. 8-9. 4. Гібок-Гібкоўскі, А.С. ВаленційВаньковіч. Магутныталентпартрэтыста : маштабасобы - маштабтворчасці // Народная асвета. - 2010. - № 11. - C. 90-93. 5. Дробаў Л.М. Беларускіямастакі XIX стагоддзя / Л.М. Дробаў. - Мн. : Беларусь, 1971. - 111 с. 6. Калкоўская, Э. Рамантычны свет партрэтаўВаленціяВаньковіча // Роднае слова. - 2010. - № 5. - С. 86-91. 7. Карповіч, Т.А. КультурнаежыццёМінскаI-йпаловы XIX стагоддзя / Т.А. Карповіч. - Мн. : Рыфтур, 2007. - 63 с. 8. Крэпак, Б. БлукаючырамантыкВаленційВаньковіч // Культура. - 2010. - № 39 (25 верасня-1 кастрычніка). - С. 23. 9. Чаропка, В. ВыдатнымайстарпартрэтаВаленційВаньковіч // Беларускiгiстарычнычасопiс. - 2007. - № 12. - С. 37-44. 10. Мастера живописи — уроженцы Беларуси // Архівыісправаводства = Архивы и делопроизводство. - 2015. — № 5. — С. 149—156.

  • Слайд 55

    Игнатий Домейко

  • Слайд 56
  • Слайд 57

    Один из самых знаменитых в мире белорусов Игнатий Домейко (31.07.1802 - 23.01.1889) - участник освободительного движения в Беларуси, национальный герой Чили, всемирно известный ученый-минералог,многолетний ректор Чилийского университета. Он оставил заметный след в самых разных отраслях человеческих знаний: минералогии и геологии, физике, химии и металлургии, географии и этнографии, ботанике и зоологии и внес существенный вклад в организацию системы образования Чили. Игнатий Домейко родился 31 июля 1802 г.в имении МедвядкаНовогрудского повета (ныне Кореличский район Гродненской области Беларуси) в семье бывшего земского судьи Новогрудского воеводства. С семи лет после смерти отца находился под опекой своих дядей, которые были высокообразованными людьми, жил в их имениях Жибуртовщина и Озераны (ныне Дятловский район Гродненской области). В возрасте 10 лет Игнатий поступил в уездное училище с гимназическим курсом обучения, созданное на базе известного высоким уровнем преподавания коллегиума католического ордена пиаров, в г. Щучине.

  • Слайд 58
  • Слайд 59

    В 1816 г. Игнатий Домейко был принят на факультет физических и математических наук Виленского университета, где помимо физики и математики получил знания по топографии, архитектуре, иностранным языкам, истории, литературе. В 1822 г. Игнатий Домейко защитил диссертацию и получил степень магистра философии. В университете Домейко завязал дружеские отношения с поэтом и общественным деятелем Адамом Мицкевичем, поэтом и фольклористом Яном Чечетом, поэтом-революционером, исследователем природы ТомашемЗаном. Они входили в тайные патриотические студенческие общества филоматов и филаретов, участники которых считали своей главной целью подготовку молодежи к всесторонней деятельности на пользу Родине.

  • Слайд 60
  • Слайд 61

    Игнатий Домейко принял участие в национально-освободительном восстании 1830-1831 гг. в Польше, Беларуси и Литве против царской России. После поражения восстания вместе с повстанческой армией Домейко перешел российско-прусскую границу и сложил оружие. Вынужденный оставаться за границей, с 1832 г. Домейко жил в Париже, принимал участие в общественной деятельности белорусско-польско-литовской эмиграции. Позднее он посещал лекции в Сорбонне, изучал химию и геологические науки в Парижской Горной школе, которую окончил в 1837 г.

  • Слайд 62

    В 1838 г. Игнатий Домейко выехал в Чили на шесть лет, чтобы преподавать химию и минералогию. Активная деятельность Игнатия Домейко в Кокимбо была отмечена научной общественностью и правительством Чили: в 1847 г. его пригласили преподавать в Чилийский университет в столице страны - Сантьяго. В 1867-1883 гг. он являлся ректором этого крупнейшего вуза Чили, принимал непосредственное участие в реформировании системы высшего образования в стране.

  • Слайд 63
  • Слайд 64

    В 1884 г. Игнатий Домейко смог осуществить свою давнюю мечту - приехать в Беларусь. На родине Домейко четыре года прожил в Жибуртовщине и за это время посетил другие памятные ему места Беларуси: Медвядку, Мир, Крошин. Одного из последних филаретов везде встречали с радостью, с крестьянами Игнатий Домейко разговаривал на белорусском языке, не забытом им, несмотря на полувековое отсутствие. Во время пребывания в Беларуси он несколько раз выезжал в Париж, побывал в Риме, Иерусалиме. Вскоре после возвращения в Сантьяго, 23 января 1889 г. Игнатий Домейко скончался. Правительство провозгласило его национальным героем Чили. В день похорон в стране был объявлен национальный траур.

  • Слайд 65
  • Слайд 66

    Деятельность Игнатия Домейко принесла ему всемирную известность, наследие ученого имеет огромное значение. Он автор 130 научных трудов. По его многочисленным учебникам учились и учатся студенты Чили, Перу, Мексики. В целом библиография Домейко: монографии и статьи, учебники, письма, рецензии на его произведения, а также биографические очерки, эссе, стихи о нем насчитывает 4500 наименований. В Европе и Америке имеется более 70 памятников, мемориальных знаков и вывесок, на которых запечетлено имя Игнатия Домейко. Его именем названы: минерал домейкит, аммонит чилийский, фиалка, новый вид каучуконоса, азалия, ископаемая улитка и вид окаменевших моллюсков, горный хребет и гора в Андах (Кордильера-Домейко ) и т. д.

  • Слайд 67
  • Слайд 68

    В Беларуси, на родине Игнатия Домейко, в его бывшем фольварке в деревне Заполье Лидского района открыт музей знаменитого земляка, созданы школьные музеи в деревнях Великая МедвядкаКореличского и КруповоЛидского районов, его именем названа улица в деревне Крупово.

  • Слайд 69

    Литература: 1. Богдасаров, А. Две судьбы - два светлых имени / Альберт Богдасаров // Родная прырода. - 2012. — 9. — С. 12—13. 2. Брылеўскі, М. М. ВыхадцызБеларусіўдаследаванняхБліжнягаіДальнягаЗамежжа : вучэбныматэрыял да ўрока № 9 / М. М. Брылеўскі // Геаграфія. - 2015. — № 12. — С. 37—43. 3. Войтик, И. Игнатий Домейко. Жизнь на два континента / Ирина Войтик // Государственный контроль: анализ, практика, комментарии. - 2015. — № 4. — С. 78—83. 4. Волосевич, Д. Знаменитые ученые - выходцы из Беларуси / Д. Волосевич // Гісторыя: праблемывыкладання. - 2011. — №3. — С. 55-58. 5. Дамейка, І. І. Мае падарожжы / ІгнатДамейка ; пер. з пол., камент. З. Сіцько ; прадм. К. Цвіркі. - Мінск : Беларускікнігазбор, 2002. - 493 с., [4] л. іл.. - (Беларускікнігазбор: БК; т. 21. Серыя 2. Гісторыка-літаратурныяпомнікі)

  • Слайд 70

    Спасибо за внимание !

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке