Содержание
-
Андрей Рублев
Во всякой национальной культуре есть идеалы, к которым она стремится, и есть реализация этих идеалов. Это высшее, что создает национальная культура. Национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух его гениев - Андрея Рублева и Александра Пушкина.
-
Введение
Андрей Рублев - имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть. Образы Рублева навевают нам воспоминания об утерянной райской жизни, об утерянном покое, счастье и гармонии со вселенной. Непостижимая для современного человека чистота, мудрость и одухотворенность сквозят во всех его немногочисленных работах, дошедших до наших дней. Его ангелы, Иисус, Богородицы лечат наши души, искалеченные болезнями современности, заставляют хотя бы на миг забыть о всеобщем государственном оболванивании человечества, и окунуться в мир вечного покоя, благости и любви. В творчестве Рублева отчетливее всего выразились мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте. Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов.
-
Биография
Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Великом Новгороде). Дата рождения Андрея Рублева неизвестна и высчитывается приблизительно по году его кончины, если думать, что он мог прожить лет семьдесят. Большинство исследователей считают условно 1360 год датой рождения художника. Из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» — инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи. Принял монашеский постриг в Андрониковом монастыре при Андронике Московском с именем Андрей; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном. Год смерти — 1430-й — предположительно определили по надписи на надгробной плите. Первоначальная плита не сохранилась, и до нас дошли лишь копии с нее. В надписи на ней сказано, что инок Андрей скончался в 1430 году в ночь на память Игнатия Богоносца, то есть, очевидно, 11 февраля(29 января по новому стилю).
-
Живопись, иконы и росписи
Лучшее и самое достоверное из произведений Рублева - это знаменитая «Троица». Сергей Радонежский построил в своей обители Троицкий собор, в котором была поставлена затем икона Рублева «Троица», «дабы воззрением на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Это был призыв к объединению всех русских людей - призыв, опиравшийся на глубокое философское осознание устройства мира, нравственной сплоченности людей. Троичность была для Рублева не только законом геометрического построения Вселенной, его диалектики, но и идеальным выражением не замкнутой двойною связью любви, и любви разомкнутой, включающей в себя все мироздание. Три ангела собраны в треугольник, треугольник вписан в восьмигранник - символ вечности, все объединено в круге. Законы земного тяготения не властвуют в этой композиции. Ангелы как бы парят в воздухе, на одеждах их, как бы «дымом писанных», ложатся отблески небесной голубизны. В нежных ликах ангелов ясно ощущается высокая нравственная сила, способность полагать жизнь «за други своя».
-
В 1405 Рублёв совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились). В 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека.
-
«Спас в силах» дан символически, как бы на фоне вселенной: сине-зеленый овал означает небо с небесными силами — ангелами; большой красный квадрат — землю с четырьмя углами, странами света: Восток, Запад, Север и Юг. На углах нанесены рисунком символы евангелистов: ангел соответствует Матфею, орел — Иоанну, лев — Марку, телец — Луке. Подобные композиции были в ходу на Руси в ту эпоху. Рублевский «Спас в силах» сохранился не полностью: переделано его лицо, на одеждах утрачено золото, цвет стал более темным. Неудачны и новые графьи (прорезные линии) складок одежды. О былой прелести этого произведения можно судить по сохранившейся небольшой, похожей на миниатюру иконе на ту же тему («Спас в силах») начала XV века, приписываемой Рублеву. Изрытость краев иконы, утраченных от времени, неровное темное дерево, обнажившееся местами, не мешает цельно воспринимать образ и контрастирует со свежестью ярких красок. Полно жизни светящееся прозрачными бликами лицо Спаса, написанное нежно, легко. Движение головы и шеи естественно и говорит о том, как умело художник пишет человеческий образ. Сохранились золотая штриховка одежды и сияющий золотой фон...
-
«Вознесение господне» 1408 г «Благовещение» 1405 г
-
«сошествие в ад» 1408 – 1410 гг «тайная вечеря» Конец xiv в
-
«Рождество христово» Роспись Благовещенского собора Московского кремля Преображение Господне начало 15 века
-
Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире 1408 г
Андрей Первозванный Иоанн Богослов Иоанн Златоуст Григорий Богослов Богоматерь Архангел Гавриил Архангел Михаил
-
Хронология жизни и творчества Андрея Рублева
Около 1360 - Андрей Рублев родился, вероятно, в средней полосе России. По другим данным - родился в 1365 году. Конец 1390-х годов - Создание миниатюр для книги "Евангелие Хитрово". До 1405 - Принял монашество с именем Андрей в Троице-Сергиевом монастыре. По другим данным - в Андрониковом монастыре. 1405 - Работал совместно с Феофаном Греком и Прохором, «старцем с Городца», над украшением иконами и фресками Благовещенского собора Московского Кремля, домового храма московских князей. "Преображение". 1408 - Вместе с Даниилом Черным работал над росписью и иконостасом Успенского собора во Владимире. "Богоматерь", "Иоанн Богослов", "Апостол Андрей", "Спас в силах". Между 1408-1422 - Создание Поясного Звенигородского чина. "Спас", "Архангел Михаил", "Апостол Павел". Около 1411 (по другим данным 1427) - Икона "Троица". Между 1422-1427 - Совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Написан храмовый образ Троицы. 1427-1430 - Создание росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Росписи не сохранились. Сейчас здесь находится музей древне-русского искусства, носящий имя Рублева. 29 января 1430 - Скончался и погребен в Спасо-Андрониковом монастыре.
-
Второе рождение Андрея Рублева
Второе рождение Рублева произошло уже в XX веке, когда были проведены многочисленные реставрации его произведений, исследования жизни мастера и уточнение его биографии. Постепенно имя Рублева становится легендой, своего рода символом потерянной Святой Руси и всего древнерусского искусства. Ярчайшим выражением этой легенды стал фильм Андрея Тарковского "Андрей Рублев", снятый в 1971 году, и выразительно подчеркнувший удивительный контраст крайне жестокой исторической эпохи и умиротворенно-гармоничных образов преподобного живописца. Кадр из фильма А. Тарковского «Андрей Рублев» . Главную роль исполнил Анатолий Солоницын.
-
Новости культуры телеканала Россия-К от 5.03.2015г
… В 1904 году знаменитую "Троицу" Андрея Рублева увидел реставратор и иконописец Василий Гурьянов, который раскрыл образ от позднейших слоев записи, и икона предстала в своем нынешнем виде. С тех пор уже больше 100 лет искусствоведы не перестают восхищаться гением русского иконописца, но они же за это время выдвинули такое количество неправдоподобных версий, что "Троице" снова понадобилась реставрация, но уже в переносном смысле. Икону нужно было очистить от мифов, созданных вокруг нее. Главным таким мифом было то, что в 1904 году Гурьянов полностью переписал икону Рублева и сейчас перед нами живопись начала ХХ века. Сегодня реставратор Дмитрий Суховерков впервые делится результатами своего 9-летнего исследования. "Удалось выяснить все-таки и доказать, что та живопись, которую мы видим сегодня, является подлинной живописью XV века, - рассказывает Суховерков. - Здесь есть добавки, есть переделки, некоторые участки на иконе, конечно, пострадали при реставрации XVII века, скорее всего, и XIX века, но тем не менее основные изображения – одежды ангелов, лики ангелов – сохранились первоначальные". "Троицу" Рублева исследовали при помощи нескольких методов. Ультрафиолет позволил увидеть остатки записей, инфракрасный свет – первичный рисунок самого Рублева, через микроскоп удалось разглядеть структуру живописи. Сегодня можно точно сказать, что принадлежит кисти Рублева, а что было переписано позднее. "Чаша просто изменила свою форму. Первоначально у нее были более заостренные края и у немножко иная форма, но в основе чаши сохранилась авторская живопись", - комментирует Дмитрий Суховерков. Результаты исследования "Троицы", говорят в Третьяковской галерее, важны не только сами по себе. С их помощью в музее планируют провести исследования всех икон Андрея Рублева. В том числе, так называемого Звенигородского чина. Имея эталонное произведение, его легко сравнить с другими… Полный текст и сюжет можно посмотреть на http://tvkultura.ru/article/show/article_id/129624
-
Спасибо за внимание!
Работу выполнил: ученик 10 класса МКОУ «Красносельцевская СОШ» Шаманов Данил Проверил: учитель истории Селезнева Ю.Ю. Источники материалов: https://ru.wikipedia.org/wiki http://andrey-rublev.ru/ http://tvkultura.ru/article/show/article_id/129624
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.