Содержание
-
-
-
С древних времён человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений. Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей её среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу. Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения. Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая, и защиты от грозных стихий и злых духов. Так появилось Декоративно-прикладное искусство.
-
Декоративно-прикладное искусство – это украшение предметов быта художниками и народными умельцами
-
-
-
Декор» (лат.) означает «украшать», а «прикладное» указывает на то , что вещи можно использовать в повседневной жизни. Это художественно оформленные предметы , которые человек использует в быту (посуда, мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, ювелирные изделия, ковры).
-
Издавна декоративно –прикладным искусством (ДПИ) занимались народные умельцы – поодиночке, объединившись в ремесленные артели, мастерские, цеха или образовав народные промыслы.
-
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: ромбы и квадраты обозначали поле, пашню, землю, линии - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались кругом, крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
-
Солярные знаки
Окружность - символ солнца. Прямоугольник, ромб - символы земли. Горизонтальные линии – символ воды
-
-
-
-
-
Цвет в составлении узоров также был символичен:
-
Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.
-
Знаки солнца и земли часто в узорах изображались рядом, говоря о том, что небо и земля неразлучны, постоянно смотрят друг на друга, создавая жизнь в мире.
-
-
-
-
-
-
-
Внутреннее пространство крестьянского дома строилось на единых принципах вселенского порядка: потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок) олицетворяла собой Млечный Путь на небе; пол — землю; домотканые половики —дорожки, постланные в направлении от двери к передним окнам,— были образным выражением идеи пути-дороги; подпол символизировал нижний, подземный мир; окно-око — связь с большим миром, белым светом; красный угол был олицетворением зари.
-
-
-
-
-
Берегиня
Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура - это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине - продолжательнице рода. Называют этот образ по - разному :великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая".
-
-
Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба - древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.
-
Маат она же МатъТот он же Род Изида она же Мара Осирис он же Велес Гор он же Хорс Праславянский головной убор – кичка – свой символизм черпал из звёздного праславянского культа Мары, расположенной на голове (загривке) Велеса
-
-
В росписях стен жилищ, украшениях сундуков, праздничной одежды, часто встречаются изображения древа жизни.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Конь
Коня в русских народных сказках, загадках и песнях часто сравнивали с птицей. Он также олицетворял все природные явления, связанные с быстрым движением, — ветер, бурю, облака. Его часто изображали огнедышащим, с ясным солнцем или месяцем во лбу, золотогривым. Конь- крестьянский кормилец, опора всего хозяйства, символ крепости крестьянской жизни.
-
В народных сказках герои находят чудо-коней внутри гор, в подземельях, за чугунными дверями, на железных цепях. Образ горы является переосмысленным образом тучи, а двери и цепи метафорически изображают зимние оковы. По преданию, конь Перуна в зимнее время находился в горе-туче, а весной разбивал свои оковы и громко ржал, на земле в это время люди слышали раскаты грома. В древности существовало даже гадание по ржанию коня, а перед началом битвы громкое дружное ржание, как символ небесного грома, предвещало победу над врагом.
-
У многих народов утреннюю зарю почитали в виде богини, которая выводит на небо блестящих лошадей солнца, а вечернюю зарю считали богиней, которая уводит лошадей на покой.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, молнию, грозу, бурю и солнечный свет. В виде птиц вырезали ковши и солонки, вышитые птицы украшали женскую одежду. У славянских и древнегерманских племен сказочных героев носят на своих крыльях птица-ветер и птица-облако. А в Средние века существовало поверье о тайной связи между орлом и ветром. В образе ворона, сокола или коршуна чаще всего изображались буря и вихрь.
-
-
Древние славяне представляли себе русалок в виде птиц — лебедя или кукушки. Русалка могла обернуться птицей, а ткань ее белых льняных покрывал превращалась в крылья. Отголоски этих представлений нашли свое отражение в строчках поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: «русалка на ветвях сидит».
-
Люди думали, что русалки жили на речном берегу в гнездах, свитых из соломы и перьев, а пальцы ног у них были соединены перепонкой, как у лебедя и гуся. Такими их изображали и на женских украшениях.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Практическая работа
Изобразите композицию из различных элементов древнерусской символики чудо- птицы, древо жизни, чудо – коня.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.