Содержание
-
«Певец крестьянских детей»
Н.П.Богданов-Бельский (1868 – 1945)
-
Николай Петрович Богданов-Бельский
Родился в деревне Шитики Бельского уезда Смоленской губернии 8 декабря 1868 года в семье бобылки. Воспитывался в семье дяди.
-
В 6 лет выучился читать Псалтирь, эанимаясь с церковным сторожем Севастьяновичем. С 9 лет два года посещал образцовую школу в селе Шопотово, устроенную на средства С.А.Рачинского. «Крестьянский мальчик»
-
В 11 лет был взят С.А.Рачинским в народную школу села Татева. «Он стоит к нам спиной, и хотя лица его не видать, но из одной позы, наклоненной спины и снятого картуза, можно понять, какое у него внутри почтение и какая жажда самому бы в школу попасть». (В.В.Стасов о картине «У дверей школы») «У дверей школы» (1897 г.)
-
Н.П.Богданов-Бельский о С.А.Рачинском
«Это был идеалист, светлая личность. Когда Александр III пригласил его в воспитатели к своим детям, он ответил: «Найдется много людей, которые захотят заменить меня там. Но никто не захочет заменить меня здесь». С.А.Рачинский (1833-1902)
-
С.А.Рачинский на картинах Н.П.Богданова-Бельского
«Воскресные чтения в сельской школе » (1895 г.) «Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского» (1895 г.)
-
Благодаря стараниям С.А.Рачинского в 1882 г. начал обучение в рисовальной школе Троице-Сергиевского посада под руководством иеромонаха Симеона, а в 1884 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. «Приготовление уроков»
-
Дипломная работа«Будущий инок» (1889 г.)
В деревенской избе за столом мальчик внимательно слушает странника-монаха, на лице его можно увидеть всю гамму чувств, вызванную рассказом о неизведанной и влекущей жизни, в которой служат Богу. Прототип картины – Семен Дорофеев, один из учеников школы С.А.Рачинского. Картина отмечена Большой серебряной медалью.
-
Художник часто вспоминал семью Рачинских, чувствовал себя обязанным ей, здесь он провел много счастливых дней. Хозяйка Варвара Абрамовна Рачинская - родная сестра поэта Е.А.Баратынского, современница А.С.Пушкина, в молодости танцевавшаяся с ним на великосветских балах. В.А.Рачинская
-
Вся атмосфера дворянского дома была наполнена беседами об искусстве, музыке, театре, заботой о крестьянских детях. Знакомство с Рачинскими на всю жизнь связало Н.П.Богданова-Бельского с высококультурными и талантливыми людьми науки и искусства, ввело в среду высоких нравственных и эстетических интересов.
-
Этапы пути художника
с 1895 – член Товарищества передвижных художественных выставок 1894-1895 – художественное училище при Петербургской Академии художеств 1903 – получает звание «академик» 1914 – действительный член Академии художеств 1913-1918 – председатель общества петербургскиххудожников имени А.И.Куинджи
-
Тема просвещения крестьянских детей в творчестве художника
-
«У больного учителя» (1897)
На картине изображен учитель школы села Татева Серяков Аркадий Аверьянович
-
«У больной учительницы» (1920-е гг.)
Моделью послужила спутница жизни художника в 20-е гг. Наталья Антоновна Топорова.
-
«За книжкой» (1915 г.)
-
«Дети за пианино»
-
«Новая сказка» (1891)
-
« Я так много лет провел в деревне, так был близок сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, что полюбил их за непосредственность, даровитость, что они, как-то сами собой, сделались героями моих картин».(Н.П.Богданов-Бельский)
-
«За работой»
-
«Веселая компания» (1920-е)
-
«Виртуоз»
-
«Девочка с фонарем» (1908)
-
«Дети» (1910)
-
«Девочка» (1920-е)
-
«Девочки в платочках» (1920-е)
-
«Зима» (1920-е) «Крестьянские дети» (1915)
-
«Мальчик со скрипкой» (1897)
-
«На облаве» (1918)
-
«Талант и поклонник» (1910-е)
-
Портретная живопись
-
«Дама с розами»
-
«Портрет М.С.Шереметевой» (1898)
-
«Портрет А.К.Горчакова» (1904)
-
«Портрет неизвестной дамы в черном платье с кружевным воротником» (1907)
-
«Портрет артиста Московского художественного театра А.Р.Артёма»
-
«Портрет девочки»
-
Темы, навеянные жизнью…
-
«За чтением письма» (1892)
Помощница, муза, натурщица, Наталья Антоновна Топорова на протяжении шестнадцати лет помогала Николаю Петровичу в трудных ситуациях. По ее настоянию они выехали после революции за границу и поселились в Риге. Но судьба все же развела их: в середине 1920-х годов она отправилась в Берлин по поводу устройства выставки работ художника, вела переговоры с берлинским издательством Ольги Дьяковой по выпуску открыток и репродукций с его картин. Затем путь ее лежал в Сопот, Париж, Ниццу. В Ригу она писала письма художнику, звала его на Запад, уверенная в том, что здесь он устроится лучше... Далее след ее теряется.
-
«Венчание» (1904)
-
«Вести с войны» (1905)
Новую тему принесла русско-японская война. В крестьянской избе с низким потолком молодой учитель у окна читает деревенским старикам известия с фронта. На бородатых лицах видна тревога: сыновья на фронте, за тысячи верст от отцов. Пригорюнилась молодая солдатка, сдерживает плач подросток, прикрыв рот шапкой, серьезно и внимательно слушает учителя старая крестьянка с палкой в руках. И, конечно же, среди взрослых – оставшиеся без кормильцев дети: их чистые лица ясны, они не могут целиком осознать трагических событий.
-
«Горе» (1909)
-
«Новые хозяева» (1913)
Гибнет, разоряется дворянско-помещичье сословие, богатые крестьяне становятся новыми хозяевами жизни в селе, они скупают земли, старые дворянские усадьбы.
-
«Крестьянин»
Сидит у дороги старый крестьянин. Покинувший деревню в поисках работы.
-
"После Парижа я увлекся «пленнэризмом». Воздух, фигуры среди пейзажа, свет – вот чему с 1905 года я стал отдавать своё внимание".
(Из воспоминаний Н.П.Богданова-Бельского)
-
«Именины учительницы» (1910)
Картина представлялась на выставках в Риме, Мюнхене, приобретена любителем живописи и увезена в Лондон.
-
«Дама на балконе. Кореиз. Портрет И.А.Юсуповой» (1914)
Красота южной природы, сидящая в кресле прелестная женщина с живым выражением глаз – во всем покой и гармония.
-
«Переправа» (1915)
-
«Пейзаж»
-
В конце лета 1921 г. художник уехал в Ригу, где собралось много представителей русской интеллигенции. Здесь он открывает свою художественную студию. Работал много и плодотворно, постоянно участвовал в выставках вместе с русскими и латышскими художниками, устраивал и персональные. Вел активную общественную жизнь: член совета Русского драматического театра и Русского клуба, один из организаторов литературно-театрального общества, член общества охотников. Его приглашали в Кружок ревнителей русской старины, в различные комиссии. Как эксперт он участвовал в конкурсах по оформлению витрин.
-
«Его картины просты, всем понятны приятны по технике и теплому чувству, вложенному в них… Он остается, в общем, по-прежнему скорее наблюдательным рассказчиком, чем чистым живописцем, решающим только задачи своего искусства» ( из газеты «Сегодня»,№37 от 16 февраля 1923 г.)
-
Третья персональная выставка
Состоялась в марте 1925 года. Были представлены 83 работы. «Бывший защитник Родины» (1924)
-
«Натюрморт»
-
«Пастушка»(1924)
-
«Цветущий вереск» (1924)
-
«Весна. Портрет госпожи И.Баумане» (1924)
-
Богданов-Бельский был высокий, плотный мужчина с умными светлыми глазами, чисто русский тип. В движениях медлителен, внешне спокоен, на голове едва заметная плешь. Всегда гладко выбрит. Не мелочный, с некоторым размахом, но все в меру. Он не любил «сплеча» ругнуть, входил в суть дела и делал осторожные заключения. Жил вдали от интриг и брезгливо к ним относился. В общении прост, умел дружить с людьми и говорил обдуманно и доброжелательно. (Из воспоминаний П.И.Гроссена о Н.П.Богданове-Бельском)
-
«Человек – великое творение Бога, и к нему надо относиться с уважением, нет ничего легче забросать его грязью,от чего добра не бывает: отмыть-то её трудно». (Н.П.Богданов-Бельский)
-
Дети Латгалии
«А и люблю же я своих латгальских ребятишек – Сашек, Машек, Петек, Гришек, их загорелые лица и лепет!» Н.П.Богданов-Бельский с детьми
-
«В гостях» «Деревенские дети»
-
«В лодке» (1930-е)
-
«Вечер (Удильщик)» (1925)
-
«Деревенские мальчики» (1936)
-
«Дети на лошади» (1930-е)
-
«Дети – рыбаки»
-
«Едут» (1930-е)
-
«Летний день» (1931)
-
«Ловля форели»
-
«На работу» (1927)
-
«Праздник на крылечке» (1931)
-
«Кажется будто вся земля, как цветами, испещрена и населена детскими всходами, пестротой и суетой, радостью, наивностью и прелестной непосредственностью» (из газеты «Сегодня», №46 от 15 февраля 1932 г.)
-
«В церкви» (1939)
Откуда-то звучит Священное Писание, И где-то слышится божественный напев. Внимают чутко им в торжественном молчании Пять юных дев. В их юные сердца незримыйзападает На почву мягкую евангельский посев. Пречистой Девы ликлюбовноосеняет Пять чистых дев.
-
Юбилейная выставка художника (март 1936 г.)
4 тысячи посетителей ( для частных выставок количество посетителей небывалое!) «Выставка прекрасна. В ней свежесть, дух земли, разнообразие тем, красок, мотивов, сюжетов, фигур, лиц, стран, городов, настроений. Времен года – вся жизнь всё то, что мы видим, встречаем, о чем мечтаем, что любим и чем наслаждаемся. Это живая жизнь, воскрешенная старина, это мир, спасенный от забвения» (из статьи П.Пильского)
-
«Балиново. Латгальский пейзаж» (1936)
-
«На пароме»
-
«Юный музыкант»
-
«Солнечное утро» (1935)
-
«Цветущий Яблоневый сад» (1936)
-
«Богданов-Бельский – популярный русский художник из группы передвижников, со славным прошлым и признанными заслугами, сохранил верность русским типам, которые он встречал у нас в Латгалии. Технически его картины великолепно написаны и разработаны безупречно в реалистически-импрессионистическом духе». Из отзывов латвийских художников Ю.Мадерниекса и Г.Шкилтерса о Н.П.Богданове-Бельском
-
«В школу» (1941)
-
«Кондрашка» (1939)
-
«Пастушок» (1941)
-
«Сбитенщики»
-
Семья
В 1922 г. художник познакомился с Антониной Максимилиановной Эрхард, которая была замужем за немцем. В 1927 г. она развелась с мужем, оставив себе двух сыновей – Герта и Клауса. В январе 1932 г. А.М.Эрхард и Н.П.Богданов-Бельский обвенчались в Риге в православном Христорождественском храме.
-
К концу 1930-х гг. художник стал болеть, сказывался возраст и беспрерывная работа. К диабету в к.1939 г. прибавилась новая болезнь, пришлось прибегнуть к операции. В первой половине 1940-х гг., во время немецкой оккупации Богданов-Бельский продолжает писать. Известность его в западных странах и в Германии, немецкое происхождение жены способствовали получению заказов. По-прежнему о его творчестве публикуют газеты. В 1943 г. в Риге на немецком языке выходит монографический альбом «Богданов-Бельский. Жизнь и творчество русского художника».
-
Осень 1944 года была для художника тревожной. Наступление советских войск заставило его семью принять решение об отъезде в Германию. Корреспондент газеты «Сегодня»застал его за мольбертом, на котором стоял небольшой холст с начатым по этюдулатгальским пейзажем. На вопрос корреспондента об отъезде Николай Петрович ответил: «Да, правда, хочу уехать, я уже стар, мне семьдесят шесть лет, жена с сыновьями уезжают на родину. Ведь они немцы... Что же я здесь один-то буду делать? Как буду жить? Я теперь часто прихварываю, а жена и дети так внимательны ко мне. Недавно я ездил в Латгалию... написал много этюдов и сделал много зарисовок, пополнил художественныйматериал». В конце 1944 года Николай Петрович с женой выехали в Германию и после долгих мытарств, под частыми бомбежками, прибыли в Берлин. Тяжелобольного художника жена привозит в клиникузнаменитого профессора Зауэрбруха. Операцию Николай Петрович не перенес. Его не стало 19 февраля 1945 года.
-
Н.П.Богданов-Бельский, выходец из простой крестьянской семьи, достигший славы благодаря большому таланту, нашел последний приют среди русских князей, на Тегельском православном кладбище Берлина.
-
Память о всемирно-известном художнике, бывшем воспитаннике педагога-новатора, создателя авторской народной школы С.А.Рачинского живет в стенах музея села Татева Оленинского района Тверской области , носящим его имя, и ее свято берегут нынешние питомцы Татевской школы имени С.А.Рачинского. Здание музея им.Н.П.Богданова-Бельского в с.Татево
-
Презентация подготовлена членами краеведческого кружка МОУ Татевской СОШ им.С.А.Рачинского под руководством зам.директора по УВР, учителя истории и обществознания, руководителя музея им.Н.П.Богданова- Бельского (с.Татево Оленинского района Тверской области) Марченковой В.М. с использованием материалов музея и альбома «Богданов-Бельский»(изд. «Белый город», Москва, 2005 г.)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.