Презентация на тему "Образ женщины-матери сквозь века. "Священный лик Богоматери"" 8 класс

Презентация: Образ женщины-матери сквозь века. "Священный лик Богоматери"
Включить эффекты
1 из 14
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.38 Мб). Тема: "Образ женщины-матери сквозь века. "Священный лик Богоматери"". Предмет: мхк. 14 слайдов. Для учеников 8 класса. Добавлена в 2021 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    14
  • Аудитория
    8 класс
  • Слова
    мхк
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Образ женщины-матери сквозь века. "Священный лик Богоматери"
    Слайд 1

    Образ женщины-матери сквозь века

    Преподаватель истории, обществознания, МХК МБОУ «СОШ № 48» г. Владивостока Шабалина Светлана Николаевна

  • Слайд 2

    Священный лик Богоматери

    «Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим»

  • Слайд 3

    Формирование канона изображения Богородицы

    Древнейшее известное изображение Богородицы с младенцем Иисусом (катакомбы Присциллы). Сцена Благовещения встречается уже в росписях римских катакомб. На  фреске в катакомбах Присциллы, датируемой первой половиной III века, изображенный как юноша без крыльев архангел стоит перед сидящей в кресле слева от него Богоматерью. Он сообщает радостную весть, о чем свидетельствует так называемый «жест речи» его руки. Подобные жесты появились в искусстве задолго до возникновения христианства. Так в античный период изображались императоры, обращающиеся к народу, полководцы, ораторы, философы.

  • Слайд 4

    Ампулы Монцы из Боббио В немногочисленных, дошедших до нас предметах прикладного искусства мы также находим сюжетные сцены, включающие фигуру Богоматери. Причем уже в иконоборческую эпоху мы видим вполне сложившуюся иконографию. Примером тому могут служить т.н. Ампулы Монцы из Боббио - серебряные сосуды небольшого размера для благовоний, которые были подарены около 600 г. королеве лангобардов Теоделинде. Ампулы эти украшены сюжетными композициями, в которых мы узнаем иконографические схемы, хорошо известные до сих пор.

  • Слайд 5

    Триумфальная арка базилики Санта Мария Маджоре. 432-440 гг. Рим. Фрагмент В ранних произведениях Богородица, как правило, изображалась за работой — Она прядет. Предание сообщает, что среди воспитанных при Храме девушек, был брошен жребий, и именно Марии выпало ткать драгоценную пурпурную завесу для святилища, которая позже разорвалась в момент смерти Спасителя на Кресте. Поэтому в руке Богородицы веретено, рядом стоит корзина с пряжей. Такой мы видим Ее в ряде изображений V - VI веков

  • Слайд 6

    Церковь Панагии Ангелоктисты, дер. Кити близ Ларнаки, Кипр В конце алтарной апсиды сохранилась уникальная мозаика (открыл и издал Я. И. Смирнов), относящаяся к первоначальной декорации доиконоборческой церкви. На золотофонной мозаике изображена Богоматерь Одигитрия с Младенцем на левой руке и архангелы Михаил и Гавриил по сторонам. Все фигуры представлены в рост. Младенец Христос держит в левой руке свиток и благословляет правой, архангелы представлены со сферами и жезлами в руках. Над изображением Богородицы сохранилась греч. надпись: «+ΗΑΓΙΑ+ΜΑΡΙΑ+» вместо более распространенных титлов ΜΡ ΘΥ. По мнению А. Стилиану, эта надпись могла отражать споры о наименовании Богородицы, кульминацией к-рых явился Эфесский Собор 431 г. 

  • Слайд 7

    Богоматери с Младенцем Христом на престоле мозаика Св. Софии. Но самые, пожалуй, тонкие и гармоничные образы Богородицы в мозаиках Св. Софии Над парадным входом в музей Айя-София располагается мозаичное полотно с изображением Богоматери с младенцем на руках. По правую руку от неё изображён император Константин, держащий в руках макет города, а по левую – император Юстиниан с макетом церкви.

  • Слайд 8

    Владимирскаяикона Божией Матери Не было другой иконы, которая была бы столь ценима в России, как Владимирская Икона Божией Матери.  Согласно легенде об этой иконе, Пресвятую Деву написал с натуры сам евангелист Лука. А в 450 году из Иерусалима икону перевезли в Константинополь столицу Византийской империи. Однако, ученые-искусствоведы считают, что Владимирская икона была написана в Константинополе в конце ХI века.    В ХII веке Константинопольский патриарх подарил ее Киевскому князю. А в 1155 году князь Андрей Боголюбский увез икону во Владимир, который сделал своей столицей.     В 1395 году грозный Тамерлан пошел в поход на Русь. Чтобы спасти столицу в Москву из Владимира была доставлена Владимирская икона Божией Матери. Народ долго молился пред ней: «Мати Божия! Спаси землю Русскую!». До сих пор историки не могут объяснить, почему орда Тамерлана  повернула назад. В летописях записано, что сам Тамерлан услышал грозное предупреждение, с которым к нему обратилась Богородица. Напуганный Ее внезапным явлением непобедимый «Железный хромец» повернул обратно. «Владимирская Богоматерь» - одно из лучших произведений средневекового искусства, которое художник И. Э Грабарь справедливо назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства».

  • Слайд 9

    Типы изображения Богородицы в древнерусском искусстве

    1.«Молящаяся» («Оранта», «Панагия», «Знамение») Богоматерь Знамение.Около 1709 г.Дерево, паволока, левкас, темпера. Богоматерь Знамение.Россия, Первая половина XVI века.Дерево (липа), ковчег; паволока, темпера. Икона Божьей Матери «Великая Панагия» XIII век Ярославль Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне (груди), на фоне круглой сферы — Спас Эммануил Иконы этого типа также называются «Оранта» (греч. «молящаяся») и «Панагия» (греч. «всесвятая»). На Русской земле этот образ получил именование «Знамение», и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града». Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки...В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря. 

  • Слайд 10

    На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга. Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный — это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. 2.«Путеводительница» («Одигитрия») Казанская икона Божьей Матери Тихвинская икона Божьей матери Иверская икона Божьей матери "Одигитрия" (Смоленская) Иверская икона Божьей матери

  • Слайд 11

    3.«Умиление» («Елеуса») Богоматерь Елеуса Киккская.Симон Ушаков.1675 год.Дерево, темпера. Богоматерь. УмилениеНовгородская школа.XV век.  Владимирская икона Божьей матери Первая треть XII века храм святителя Николая в Толмачах На иконе «Умиление» мы видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына. Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает вам всю полноту любви между Богом и человеком — ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви.  Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.

  • Слайд 12

    4.«Всемилостивая» («Панахранта»); Икона Божией Матери Всецарица. монастырь Ватопед, Афон, XVII в. Богоматерь Свенская (Печерская) с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, ок. 1288 "Державная" «Всецарица» икона Пресвятой Богородицы Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.Из икон этого типа в России наиболее известны — «Державная» и «Всецарица»

  • Слайд 13

    5.«Заступница» («Агиосоритисса»). Халкопратийская икона Божией Матери. Византия, конец XIV в. Икона Богородицы АгиосоритиссаРоссия. Тверь. Первая половина XV в. Боголюбская икона Пресвятой Богородицы На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо в сторону Царских врат, иногда со свитком в руке. В православных храмах этот образ находится на видном месте — слева от иконы «Спас в силах», главного изображения в иконостасе. Из-за небольших размеров иконостаса встречаются и поясные изображения

  • Слайд 14

    Источники

    http://www.icon-art.info/detail.php?lng=ru&det_id=1781 http://www.icon-art.info/hires.php?lng=ru&type=1&id=1559 http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=2621 http://www.taday.ru/text/960621.html http://www.hristianstvo.ru/ http://www.pravenc.ru/text/115090.html http://www.iconology.ru/icon.php?id=1034 Богоматерь 15 век, 1425-1427  г. Даниил Черный, Андрей Рублев Московская школа Дерево, темпера 313x106 см   

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке