Содержание
-
Реалистическая живопись Голландии 20 декабря
-
Из советов Рембрандта ученикам
«Учись прежде всего следовать богатой природе и отображать то, что найдёшь в ней. Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди – всё служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас».
-
Многообразие жанров голландской живописи
Популярные жанры: Портрет; Натюрморт; Интерьер; Бытовая и пейзажная живопись; Картины на мифологические и библейские сюжеты.
-
Портретная живопись
Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666) Основоположник голландского реалистического портрета. Широкую популярность снискали ему групповые портреты офицеров стрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса), и стрелковой роты святого Адриана (1633, там же).
-
Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия
-
-
Портрет молодого человека с перчаткой
Замечательны индивидуальные портреты Халса. В самом заурядном персонаже он умел видеть интересное и наиболее выразительное. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
-
Малые голландцы
группа голландских художников XVII века, в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера. Особенности живописи малых голландцев были обусловлены историческим развитием голландского искусства и конъюктурой рынка. Картины малых голландцев предназначались не для дворцов и храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома. Для живописи малых голландцев характерна тонкость письма, выразительность небольших деталей, красота световых нюансов, общее ощущение уюта, близости и единения персонажей и интерьерной среды.
-
Питер де Хох
Автор бытовых картин, глубоко постигший сущность домашней жизни голландского бюргера, ее размеренного и неторопливого ритма, скромного уюта семейного очага. Ему удалось сделать «будничное – поэтическим, тривиальное – возвышенным, самым незначительным деталям придать редкую одухотворённость». (В.Н.Лазарев) Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
-
Герард Терборх (1617-1681 )
Основоположник светского жанра в голландской живописи. Герарду Терборху характерна тонкая техника в портретах, которые им написаны в маленьком, почти в миниатюрном масштабе. В своих картинах Герард Терборх прекрасно показал костюмы своего времени, разнообразные поверхностные структуры. Он изображал спокойствие, изящные группы, которые наполнял почти аристократической элегантностью. Автопортрет
-
РаботыГерарда Терборха
«Пожалуй, никто из голландских живописцев не умел с такой естественностью, как Терборх, передать специфику жеста женщины, когда она шьёт, держит бокал вина, либо лютню или моет руки; и не только жест, а и движение тела, поворот головы, взгляд, направленный или на соответствующий предмет, или, так сказать, внутрь себя». (Б.Р.Виппер)
-
«Бокал лимонада»
«Бокал лимонада»—не только одна из наиболее блестящих картин Терборха, но и произведение, воплощающее лучшие традиции голландской жанровой живописи. Написанная на незатейливый сюжет, картина лишена драматического действия, всё внимание привлечено к взаимоотношениям двух молодых людей. Галантный кавалер, предлагающий напиток молодой даме,— обычный сюжет голландской жанровой живописи, но никогда еще с такой убедительностью не передавались нежные взгляды и легкие прикосновения рук, выражающие полное взаимопонимание изображенных. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
-
Натюрморт
Слово «натюрморт», в переводе с франц. буквально означающее «мертвая природа», имеет и еще одно значение — «земное бытие». «Стиллевен» (голландск.) – «неподвижная жизнь». Натюрморт - жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу.
-
Натюрморты предназначались для украшения интерьеров столовых, напоминая хозяевам дома о гастрономических радостях и прелестях сервировки. Излюбленные сюжеты: «завтраки», «десерты», цветочные букеты и аллегорические композиции.
-
Питер Клаас ( 1597 - 1661 )
Художник – натюрмонист. Картины Питера Клааса, с изображением накрытых столов, отличаются скромностью подобранных предметов (глиняный кувшин, селёдка, стакан, айва, трубки ) и простотой композиции. Питер Клаас первым из мастеров натюрмортной живописи оценил роль света, воздушной среды и единого тона в колорите как важных средств, которыми мо- жет быть выражено единство предметного мира и окружающей среды. «Натюрморт с устрицами» «Завтрак с ветчиной»
-
«Завтрак» Питер Клаас
ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва Стеклянные, хрустальные сосуды воспринимались как нечто хрупкое, готовое вот-вот разбиться. Дорогие сосуды лишь подчеркивали это ощущение, неся дополнительный смысл тщетности богатства. Содержимое сосудов трактовалось по-разному. Вода - тема крещения, очищения, вино - тема причастия. Однако вино, особенно недопитое, могло символизировать и не до конца прожитую жизнь, и остаток бесполезной роскоши.
-
Виллем Клаас Хеда ( 1594 - 1680 )
Карьеру живописца Хеда начал с картин на религиозные сюжеты и портретов, но затем полностью перешёл на написание натюрмортов и стал одним из самых значительных представителей этого жанра
-
«Завтрак с ветчиной»
Хеда как и Питер Клаас создавал скромные "завтраки" с простым набором незамысловатых предметов. Хеду и Клааса роднят зеленовато - серые или коричневые тона, но произведения Хеды более тщательно отделаны, а вкус его более аристокра-тичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов : серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и тому подобное.
-
Виллем Хеда «Натюрморт»
Лимон — символ обмана (красив снаружи, он кислый внутри), а нож — призыв к защите от коварства.
-
Виллем Хеда «Ветчина и серебряная посуда»
Невзначай опрокинутый кубок и догоревшая свеча напоминают о бренности земного бытия и быстро текущем времени. Пирамидальная компо-зиция и вертикальный формат картины передают важность и значительность изображённого.
-
Пейзаж
Популярнейший жанр голландской живописи. Интерес художников вызывали не идеальные вселенские пейзажи, а обычная природа, увиденная в естественной жизненной ситуации. Ян ван Гойен
-
Ян ван Гойен ( 1596-1656)
В своих картинах Ян ван Гойен изображал пейзажи, окутанные влажным воздухом с медленно текущими реками и каналами, с городскими и сельскими селениями на низких берегах под бескрайнем небом, используя коричневато - серые тона с одинокими фигурами лодочников и рыбаков. «Сенокос» «Фермерский дом со стогом сена»
-
Ян Вермеер Делфтский (1632 - 1675) "величайший маг и волшебник живописи"
-
Ян Вермеер Делфтский
Голландский живописец, мастер жанровой живописи и пейзажей, основоположник пленэрной живописи, воспроизводящей малейшие изменения воздушной среды, обусловленные солнечным светом и состоянием атмосферы. Замечателен и колорит картин. Любимые тона: лимонно-жёлтые, васильково-синие, жемчужно-серые, белые и чёрные. Содержание картин художника обыкновенно очень несложно: они изображают или улицу, или внутренние покои и антураж дома с одной или двумя фигурами, иногда человеческую голову, писанную с натуры.
-
Работы Яна Вермеера
-
Ян Вермеер «Кружевница»
Девушка склонилась над рукоделием. Она поглощена любимым занятием. Солнечный свет как будто ласкает холст, ярко отражаясь на платье и воротничке девушки. На небольшом формате картины (24 на 21 см) художник сумел передать скромное обаяние своей героини. Лувр, Париж
-
Ян Вермеер «У сводни»
Автопортрет является частью картины живописца «У сводни». Картина написана Вермеером в возрасте приблизительно двадцати четырех лет, в годы раннего периода своего творчества. В картине «У сводни» художником применительно к голландской реальности обыграна тема библейской притчи Евангелия от Луки о Блудном сыне, который бездумно проматывает наследство и прожигает жизнь в развлечениях, азартных играх и в притонах с блудницами. Историками искусства голландского барокко и исследователями творчества художника Яна Вермеера Делфтского принято считать, что под видом Блудного сына Вермеер изобразил себя, а в образе легкодоступной красавицы свою молодую жену Катарину Болнес.
-
Пейзажи Вермеера
«Уличка» (ок. 1658г.) Риксмузей, Амстердам «Вид Делфта» (ок. 1660г.) Маурицхейс, Гаага
-
Домашнее задание
Глава 8 «Реалистическая живопись Голландии», задания творческой мастерской (стр.89) – по выбору или составить монолог или диалог (письменно) «Если бы герои картины...(вместо многоточия - название выбранной картины из числа показанных на уроке) заговорили». Самостоятельно: творчество Рембрандта(краткая биографическая справка, небольшой рассказ о 2-3 картинах)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.