Содержание
- 
              
            Романский стиль в архитектуре Западной Европы
- 
              
            
 Современные ученые понимают под западноевропейским средневековьем период, охватывающий V-XV века: от падения Западной Римской империи под ударами варваров (476 год) до эпохи Великих географический открытий (1492 год – открытие Америки Колумбом). 
- 
              
            Каменный крест. Ирландия, X векСредневековая художественная культура Западной Европы - это особый мир, отличный от античного. В нем огромную роль играла христианская религия. Образы средневековой архитектуры, скульптуры, живописи, поэзии, музыки рождались под влиянием текстов Библии. Искусство стремилось к воплощению вечных символов божественной истории. Приоритетными стали темы, воспевающие высоту духовного подвига и нравственные идеалы христианства. 
- 
              
            Три этапа в развитии средневековой архитектуры Западной Европы:дороманский (середина V-X вв.); романский (XI-XII вв.); готический (конец XII-XV вв.). 
- 
              
            
 В этот период искусство активно обращается к античному наследию, последовательно преодолевая варварский характер. Потому-то это время называют «каролингским возрождением». Особую роль в этом процессе сыграл сам Карл Великий. Он создал огромную Священную Римскую империю со столицей в Ахене (Германия). При своем дворе образовал настоящий культурно-образовательный центр, назвав его Академией. Окружил себя выдающимися учеными, философами, поэтами и художниками, вместе с которыми развивал науки и искусство. 
- 
              
            
 Дороманский этап (середина V-X века) в развитии архитектуры Западной Европы Наивысшего расцвета искусство раннего средневековья достигает в дороманскую эпоху при Карле Великом из рода Каролингов (768-814 гг.) - легендарном герое эпической поэмы «Песнь о Роланде». Карл Великий. Бронзовая статуя. Около 870 года, Лувр 
- 
              
            
 Одним из красивейших памятников архитектуры этого времени является ахенская придворная капелла.Она была частью дворцового комплекса зданий. Капелла представляет собой величественное двухэтажное сооружение высотой около 32 м, многоугольное в плане. Ее нижний этаж олицетворял землю, а верхний – небо. В куполе – мозаичное изображение Христа на троне. Капелла в Ахене. 788-805 года, Германия 
- 
              
            
 В облике капеллы сошлись примитивно-грубоватые элементы варварской архитектуры с формой, позаимствованной у античности. Из Италии для отделки капеллы были привезены античные мраморные колонны и облицовочные материалы. 28 января 814 года здесь был похоронен Карл Великий. Капелла в Ахене. Интерьер 
- 
              
            
 В середине IX в. империя Каролингов из-за междоусобных войн наследников распалась. С этого времени европейские государи начнут называть себя королями (от лат. Karolus – «Карл»). Последующий X век вошел в историю Европы как эпоха невиданных бедствий - войн, голода, разрухи. Но вместе с тем в это время родилась новая художественная культура, получившая название «романской». 
- 
              
            Романский этап (XI-XII века) в развитии архитектуры Западной ЕвропыВ XI-XII веках в Западной Европе наблюдается подъем во всех областях жизни. В 1054 г. произошло разделение христианской церкви на Западную (католическую) и Восточную (православную). В это время формируется и новый художественный стиль, который в XIX веке назовут «романским» (от лат.romanus – «римский»). Ученые полагали, что он находился под сильным влиянием римской архитектуры. Кроме того, он возник у народов, говоривших на языках романской группы. Романский стиль развивался в скульптуре, живописи, музыке, но особенно ярко – в архитектуре. 
- 
              
            Романский стильлат.romanum - "римский") - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в 10-12 вв. (в ряде мест - и в 13 в.), для которого характерны: четкость форм, суровая мужественная красота, внушительность и торжественная мощь. 
- 
              
            
 Характерные черты романского стиля в архитектуре: монументальность форм; геометризм, преобладание горизонтальных и вертикальных линий; суровый и строгий облик сооружений; отсутствие декоративного убранства; толстые стены, прорезанные узкими окнами, массивные башни; арочная форма дверных и оконных проемов; цилиндрические и крестовые своды; использование перспективных порталов (входы соборов оформляются в виде уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны). 
- 
              
            Портал
- 
              
            Основными типами архитектурных построек этого времени становятся:феодальные замки; монастыри; городские соборы. Замок Бодиам в Сассексе. Англия 
- 
              
            Феодальные замки в романском стилеВ период средневековья по всей Европе идет бурное строительство замков. Это было время постоянных междоусобных войн. Замок служил и домом, и крепостью для феодала (от рыцаря до короля). 
- 
              
            
 Замок обычно возводился на вершине скалистого холма или горы, над рекой или у моря. Он окружался рвом, через который перекидывали подъемный мост, ведущий к воротам. Некогда деревянные замки становятся каменными. Монолитные стены крепости увенчивались зубцами, башнями и бойницами. В центре замкового комплекса была самая крупная башня -донжон - убежище феодала. Крепкий замок мог выдержать штурм и длительную осаду. Замок Кастель Нуово. Италия, XIII-XV века 
- 
              
            
 Внутри замка помещался целый мир в миниатюре: знатные феодалы и дамы, чиновники, солдаты и слуги, конюшни, сады, колодец, погреба с провиантом, и тюремные казематы. Средневековый замок - это и своеобразный центр культуры. Там проходили рыцарские турниры, устраивались состязания певцов и музыкантов, выступали бродячие актеры. 
- 
              
            
 
- 
              
            
 французский замок Сомюр (X-XV века); 
- 
              
            
 английский замок Тауэр (XI-XIII века); 
- 
              
            
 немецкий замок Лихтенштейн на скале (начало XIII века). 
- 
              
            Монастыри в романском стилеВ средневековье люди, решившие посвятить жизнь христианской религии, удалялись в монастырь. Они отказывались от своего имущества и давали обет безбрачия, становясь монахами и монашками. Молитвы, физический труд, занятия наукой, отдых – все делалось в монастыре строго по режиму. Монастыри были средоточием культурной жизни и художественного творчества. Кроме того, они представляли собой военные укрепленные сооружения Монастырь Клюни, Франция. XI-XII вв. 
- 
              
            Монастырьот греч. monastērion - "келья отшельника") - в ряде религий общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), живущих обособленно, принимающие единые правила жизни (устав) и совершающие культовые обряды. 
- 
              
            
 Монастырь нередко разрастался в небольшой город, в центре которого находился храм. Господствующим типом храма стала вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви - идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов. Устройство монастыря 
- 
              
            Городские соборы в романском стилеМассовое возведение крупных средневековых городов начинается в XII в. Ядром городской застройки была рыночная площадь с собором. Он строился с расчетом, чтобы при необходимости вместить всех жителей. Баптистерий (крещальня) в Пизе. XII-XIII века, Италия 
- 
              
            
 Итальянские зодчие в XI - XIV веках создали одно из выдающихся творений романского стиля -соборный комплекс в тосканском городке Пизе. Он включает: собор (грандиозная пятинефная базилика с плоским перекрытием); колокольню (знаменитая «падающая Пизанская башня»); баптистерий (для крещения); кладбище. Пизанский собор. XI-XII века, Италия 
- 
              
            
 Сверкающие белизной мрамора здания ансамбля свободно раскинулись на площади, покрытой зеленой травой. Гармоничный праздничный фасад собора с выразительным ритмом аркад дополняет легендарная шестиэтажная колокольня – «падающая Пизанская башня». Ее наклон возник еще на ранней стадии строительства (осел фундамент). Сегодня она поддерживается с помощью новейших технических средств. 
- 
              
            
 Романский собор в разрезе 
- 
              
            
 Романское искусство было общеевропейским. 
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.